Анализируя данные табл.13, можно отметить, что финансово-денежные операции хозяйства носят крайне нестабильный характер. Выплата дивидендов в 2005 году не осуществлялась, хотя чистые денежные средства от текущей деятельности (код 200) в 2005 году хоть и отрицательны, но уже меньше, чем в 2004 году, в котором выплата дивидендов осуществлялась. Размер прочих поступлений и средств, направленных на прочие расходы за рассматриваемые 2 года сильно различается. На основании форм годовых отчетов достаточно сложно судить о том, откуда появились и куда были направлены данные средства. По объяснениям главного бухгалтера хозяйства, эти средства представляли собой краткосрочные кредиты для производственной деятельности. Положительным моментом является относительное снижение суммы расходов при одновременном росте доходов. И хотя эти изменения не на столько значительны, чтобы обеспечить прибыль предприятию, радует уже хотя бы то, что размер годового убытка, полученного в 2005 году меньше аналогичного показателя в 2004 году.
Остаток денежных средств на конец 2004 г. (стр. 430 табл. 13) составил 372 тыс. руб. Хотя по данным других форм отчетности - 28 тыс. руб. Из полученных хозяйством кредитов по залог имущества 26,2 млн. руб. - 2,1 млн. руб. или 7,3 % на начало 2005 г. и 3,7 млн. руб. или 14,1% на конец 2005 года - просроченная задолженность. В 2004 и в 2005 гг. хозяйством приобретались основные средства на общую сумму 2 млн. руб. и 1,2 млн. руб. соответственно или 5,3% и 3,2% к общей стоимости основных средств (ф. № 5 прилож. к балансу). Следует отметить при этом, что выбытие основных средств все-таки превышает их поступление, что является отрицательным моментом.
Из табл. 13 также видно, что бухгалтерия Хозяйства два года подряд по инвестиционной и один год по финансовой деятельности проставляла в соответствующих строках и графах отчета прочерки. Они должны были свидетельствовать об отсутствии соответствующих хозяйственных, а значит - и бухгалтерских операций. Однако анализ других разделов бухгалтерской отчетности хозяйства за 2004 и 2005 гг. свидетельствует о том, что фактически предприятие занималось в этот период как инвестиционной, так и финансовой деятельностью. Об этом можно судить на основании данных табл.14, составленной на основании соответствующей информации и разделов бухгалтерского баланса (формы № 1 и № 2).
Таблица 14 - Операции по основной, инвестиционной и финансовойдеятельности ОАО «Сеятель» за 2004-2005 гг., не отраженные в его отчетах о движении денежных средств, тыс. руб.
Наименование операцийи источник информации
Годы
Ошибка в отчете (ф. № 4) за 2 года
2004
2005
Начислено НДС (расчет на основе строки 010 ф. № 2)
3199
1543
4742
Приобретено основных средств на основе инвестиционной деятельности (ф. № 5 приложения к балансу)
2019
1205
3224
Поступило кредитов и займов по финансовой деятельности (форма № 5)
12400
8642
21042
Погашено кредитов и займов (форма № 5)
13856
5230
19086
Кроме того, поступило кредитов из бюджетов (форма № 5)
2400
1350
3750
Погашено кредитов из бюджетов
Итого
3762
5100
8862
Справочно: ошибка в отчете (ф.№ 4) в сравнении с выручкой соответствующих лет, %
15,6
20,2
17,9
Из табл.14 видно, что Хозяйство как в 2004-м, так и в 2005-х годах вело активную инвестиционную и финансовую деятельность. Так, за 2 года было приобретено основных средств благодаря инвестиционной деятельности на сумму 3,2 млн. руб. Кроме того, по финансовой деятельности осуществлялись операции: поступление кредитов и займов на сумму 21,0 млн. руб.; погашение кредитов и займов от коммерческих структур на сумму 19,1 млн. руб.; поступление кредитов из бюджета на сумму 3,8 млн. руб.; погашение кредитов бюджета на эту же сумму. Эти операции в отчете о движении денежных средств отражения не нашли, что говорит о недостаточном понимании бухгалтерами содержания рассматриваемых видов деятельности.
Общая сумма ошибки в отчете о движении денежных средств (форма № 4) за два года составила, таким образом, почти 9 млн.руб., или 35,8 % выручки за эти годы.
4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
4.1. Автоматизированная форма учета денежных средств
Допускаемые неточности при расчетах налогооблагаемых сумм могут привести к неправильной сумме уплачиваемых налогов, а в дальнейщем - к штрафам и пеням. С другой стороны, неточности в расчетах налогов, уплата излишних сумм в бюджет в условиях острого дефицита свободных финансовых ресурсов и убыточности деятельности, что подтверждают приведенные в разделе 3.3 сведения об ошибках бухгалтерии ОАО «Сеятель», приводят к растратам и без того небольшого запаса оборотных средств и, в том числе, денежных средств.
Все это свидетельствуют о целесообразности внедрения компьютерной формы осуществления данных операций. Она позволила бы избежать многих ошибок в расчетах, не допустить выплат излишних сумм налогов, а также сделать данный раздел бухгалтерской работы более «прозрачным» для анализа. Внедрение компьютерной формы учета не потребует значительных средств, поскольку соответствующая оргтехника в бухгалтерии Хозяйства уже имеется и ряд операций выполняется с ее помощью (выписка счетов-фактур и оформление отчетов по некоторым налогам).
При использовании компьютерной формы учета денежные средства учитываются следующим образом. Данные первичных документов вводятся с клавиатуры в ЭВМ. При этом в памяти ЭВМ формируются рабочие базы данных (БД) по каждому счету. Например, по счету 50 вводятся соответствующие данные с приходных и расходных кассовых ордеров. При необходимости происходит корректировка информации. Этот этап призван фиксировать в ЭВМ документальное оформление операций. Следующий этап - фиксирование в ЭВМ их исполнения. Например, по счету 50 это отражение реального движения денежных средств по кассе. В данном случае кассир или по его просьбе бухгалтер по учету денежных средств ежедневно вводит информацию о произведенных кассовых операциях.
Результатом этих действий является автоматизированное формирование отчетных документов кассира (вкладной лист кассовой книги и отчет кассира).
После выполнения второго этапа результаты отчетности кассира отражаются в БД. На третьем этапе (уровень бухгалтера) осуществляется бухгалтерский учет по счету. В функции бухгалтера на этом этапе входят проверка отчетов кассира и реализация заложенной программы по получению бухгалтерских регистров (в данном случае по счету 50). Эти регистры могут воспроизводиться на дисплее, как документы при вводе данных (в основном это относится к промежуточным данным), или распечатываться в виде машинограмм (то есть, итоговых данных по счету). При этом происходит накопление информации для смежных участков учета и выходных данных на следующий месяц.
В итоге по счету 50 обеспечивается получение трех машинограмм: ведомость аналитического учета по счету 50, вкладной лист кассовой книги и отчет кассира. Причем последние две машинограммы составляются ежедневно по итогам движения средств в кассе за день. Эти машинограммы имеют одинаковое содержание и включают все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке их возрастания с начала года.
После получения машинограмм (вкладной лист кассовой книги и отчет кассира) кассир проверяет правильность отраженных в них записей, подписывает их и передает отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.
Вкладные листы кассовой книги хранятся у кассира. В конце года (или по мере необходимости) они брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера, после чего сформированная из машинограмм кассовая книга опечатывается.
В хозяйстве можно применять вариант с автоматизированным формированием первичной документации. В этом случае в бухгалтерии не выписывают ручным способом приходные и расходные кассовые ордера. Первичные документы оформляются путем заполнения соответствующих реквизитов на макетах форм документов, воспроизводимых на дисплее ЭВМ. Этот принцип также может широко использоваться и на других участках учета (учет материалов и т.д.). После этого документы распечатываются и передаются кассиру для исполнения. Дальнейший технологический процесс строится примерно таким же путем, как описано выше, с той лишь разницей, что в БД данные о документах вво-дятся непосредственно на стадии их оформления, т.е. процесс формирования документов и отражения их данных в БД ЭВМ совмещаются.
4.2. Проведение анализа потоков денежных средств хозяйства
Отчетность о движении денежных средств требуется не только для того, чтобы предоставить итоговые бухгалтерские документы в контролирующие и иные органы. В первую очередь она нужна для эффективного управления производством, во многом зависящего от умения управлять денежными потоками.
Главная задача анализа денежных потоков заключается в выявлении причин недостатка, а иногда - избытка денежных средств и в определении источников их поступлений и направлений использования.
Основным документом для анализа денежных потоков является «Отчет о движении денежных средств», с помощью которого можно контролировать текущую платежеспособность предприятия, принимать оперативные решения по управлению денежными средствами и объяснять расхождение между финансовым результатом и изменением денежных средств. Потоки денежных средств рассматриваются по трем видам деятельности: основная, инвестиционная и финансовая.
Задача анализа денежных потоков заключается в выявлении причин недостатка или избытка денежных средств, определении источников их поступлений и направлений расходования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13