Результаты аналитической табл.2.2. показывают, что если прибыль от реализации продукции возросла в отчетном году по сравнению с предыдущим в 3,1 раза, то прибыль от финансово-хозяйственной деятельности увеличилась в 1,04 раза. Это обусловлено тем, что в отчетном году хотя и уменьшились операционные расходы на 36 тыс. р., тем не менее они не «перекрыли» существенное снижение операционных доходов - на сумму 905 тыс. р.
2.2. Факторный анализ прибыли от реализации продукции, товаров
(работ и услуг).
Особое внимание в процессе анализа и оценки финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую статью их формирования - прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг как важнейшую составляющую балансовой прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее. Так данные табл. 1 свидетельствуют о том, что если в предыдущем периоде прибыль от реализации составляла -39,3 % в балансовой прибыли, то в отчетном периоде - уже 117,97 %, т.е. балансовая прибыль формируется преимущественно из прибыли от реализации и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на ее величину. В этих целях рекомендуется проводить многофакторный анализ изменения прибыли от реализации продукции в отчетном периоде по сравнением с предыдущим под воздействием факторов, оказывающих либо положительное, либо отрицательное влияние на ее изменение.
Для проведения факторного анализа используется необходимая информационная табл.2.1 и аналитическая табл.2.2, исходные данные которых позволяют рассчитать влияние факторов на изменение прибыли от реализации продукции.
Таблица 2.3
Динамика факторов формирования прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р.
Показатели
Предыду-щий год (базисный)
Цены и затра-ты по базису на факт. объем реализации отчетного года
Отчетный год
А
1
2
3
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных бязат.платежей)
3277
7129
10007
2. Себестоимость (производственная) реализации товаров, работ, услуг
3493
7167
9331
3. Коммерческие расходы
х
4. Управленческие расходы
5. Полная себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
7114
6. Прибыль (убыток) от реализации
-216
438
676
7. Темп роста объема реализации, рассчитанный в ценах базисного года, %
217,5
Расчет влияния факторов на изменение прибыли (убытков) от реализации приведен в табл.2.4
Таблица 2.4
Расчет влияния факторов на изменение прибыли (убытков) от реализации товаров, продукции, работ, услуг
Фактор изменения прибыли
от реализации
Результат расчета, тыс. р.
Влияние фактора на изменение прибыли, тыс. р. (+,-)
А. Общее изменение прибыли от реализации
892
1. Изменения объема реализации
-216*117.5:100=-253,9
-253,9
2. Изменения производственной себестоимости реализации
9331-7167=+2164
-2164
3. Изменение коммерческих расходов
4. Изменение управленческих расходов
5. Изменение цен
10007-7129=+2878
+2878
6. Структура реализации
892-(-253,9-2164+2878)=431,9
+431,9
7. Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от реализации
-
+892
Приведенные расчеты в табл.2.4 наглядно показывают, что данная организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и изделий.
Завершается анализ прибыли от реализации оценкой динамики показателей эффективности реализации, приведенных в табл.2.5.
Таблица 2.5
Динамика показателей эффективности реализации товаров, продукции, работ, услуг.
Предыдущий год
Отклонение (+,-)
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р.
+6730
2. Полная себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, включая коммерческие и управленческие расходы, тыс. р.
+5838
3. Прибыль от реализации, тыс. р.
4. Рентабельность реализации ,%
6,18
7,24
+1,06
5. Затраты на 1 р. реализации, коп
1,07
0,93
-0,14
6. Эффективность продаж, %
6,6
6,7
+0,1
Как свидетельствуют данные табл.2.5, все показатели эффективности реализации в отчетном году превысили свои качественные характеристики в сравнении с предыдущим годом; при этом рентабельность реализации составила 7,24%, эффективность продаж - 6,7%, а затраты на 1 р. реализации снизились с 1,07 коп до 0,93 коп.
2.3. Анализ факторов формирования и распределения общей бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли.
Факторы формирования балансовой прибыли представлены в табл.2.6, важнейшими составными частями которой являются прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, сложившаяся под воздействием совокупности факторов, приведенных в табл.2.7, а также внереализационные доходы и расходы.
Таблица 2.6
Факторы формирования балансовой прибыли (убытка)
Предыду-щий год
Отчет-ный год
Отклоне-ние (+,-)
Темп роста, %
4
1. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности
558
581
+23
104,12
2. Прочие внереализационные доходы
3. Прочие внереализационные расходы
8
0
100
В том числе:
Суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствии с установленным порядком
Убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности
Долги, нереальные для взыскания
Убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году
Присужденные или признанные организацией штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров, а также по возмещению причиненных убытков
Потери от стихийных бедствий, в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий
Убытки от списания ранее присужденных долгов по недостачам и хищениям, по которым возвращены исполнительные документы с утвержденным судом актом о несостоятельности ответчика
Убытки от списания недостач материальных ценностей, выявленных при инвентаризации
Судебные издержки
Убытки от курсовых разниц по операциям в иностранной валюте
Другие внереализационные расходы
4. Итого балансовая прибыль (убыток)
550
573
104,2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13