Рефераты. Совершенствование учета и анализа использования сырья и материалов в производстве

Соль, жир, дрожжевое молоко, сыворотку, растительное масло хранят бестарным способом в специальных емкостях. Скоропортящееся сырье (сливочное масло, маргарин, дрожжи и др.) - в холодильных камерах.

Склады обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.

На складах выполняются следующие основные операции: прием сырья и материалов по количеству штук, массе и качеству, размещение сырья и материалов и их хранение; подготовка сырья к отпуску в производство очистка муки, очистка и растворение сахара, соли, жиров; отпуск сырья в производство; оформление приходных и расходных документов, учет сырья и материалов.

Руководитель предприятия утверждает список должностных лиц, ответственных за приемку и отпуск (заведующие складами, кладовщиков, экспедиторов и др.) правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранностью вверенных им материалов. С этими лицами заключаются договоры о материальной ответственности.

Всем службам организации следует иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов материалов, а также выдавать разрешения на вывоз из организации материалов и сырья.

Для удобства приемки и хранения грузов, внутрискладского транспортирования всех видов сырья и материалов, склады расположены вблизи производственных участков.

На АООТ Филиал «Конаковском хлебокомбинате» складские помещения используются полностью. Склады обеспечены техникой противопожарной безопасности, нормально вентилируются и освещаются, практически все погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы механизированы, т.е. созданы все необходимые условия для хранения сырья и материалов. А подобная организация складского хозяйства значительно облегчает работу персонала.

Переходя к рассмотрению порядка организации учета материалов по местам хранения и в бухгалтерии, необходимо отметить, что одного законодательного акта ПБУ 5/98 для этих целей недостаточно. Поэтому данное положение необходимо применять с учетом других положений по бухгалтерскому учету. Таким законодательным актом является «Основные положения по бухгалтерскому учету материалов на предприятиях и стройках», утвержденный Минфином СССР от 03.04.74. № 103. Им определено, что организация учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов, который предусматривает порядок и последовательность учета материалов, виды учетных регистров, их количество и взаимосверку показателей.

Аналитический учет материалов на складах осуществляется в сортовом разрезе, в соответствии с порядком хранения сырья и материалов, вызываемом как условиями их производственного потребления, так и требованиями организации складского хозяйства.

АООТ Филиал «Конаковский хлебокомбинат» ведет наиболее прогрессивный и рациональный метод учета материалов - оперативно-бухгалтерский (сальдовый). Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие:

оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек складского учета, которые ведутся материально-ответственными лицами;

систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно на складе за правильностью и своевременностью документирования операций по движению материалов и ведением складского учета материалов;

предоставление бухгалтерии права проверки соответствия фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета;

осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения, а при наличии ВУ - также в разрезе номенклатурных номеров;

систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым, учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

Оперативно-бухгалтерский метод учета материалов предлагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов. Осуществляется он на карточках складского учета материалов (тип ф. № М-17). Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов. На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход материалов.

Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета материалов данных об отпуске может производиться и по мере закрытия карт (если они на одну позицию материалов), но не позднее первого числа следующего за отчетным месяца. В этом случае лимитные карты в течении месяца хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета. Остаток в карточке выводится после каждой записи. В обязанности кладовщика входят запись учетных цен в документы на приход и расход материалов и номер записи по складской карточке в течении месяца хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета. Остаток в карточке выводится после каждой записи. В обязанности кладовщика входят запись учетных цен в документы на приход и расход материалов и номер записи по складской карточке. В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. № М-13) с указанием количества доходов, их номеров и групп материалов к которым они относятся.

Бухгалтер материального отдела принимает от материально-ответственного лица документы при реестрах непосредственно на складе, тщательно проверяет правильность отражения основных реквизитов, документов в карточках складского учета (номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей подписью, после чего карточка принимает силу бухгалтерского регистра.

Работник бухгалтерии должен также проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатка материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выявленных нарушениях в работе материально- ответственное лицо и по результатам выборочной проверки замечания выносятся в специальный журнал склада и докладываются главному бухгалтеру организации.

По состоянию на первое число каждого месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомости учета остатков материалов (ф. №М-14). Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а первого и второго числа следующего за отчетным месяца он возвращает ее в бухгалтерию. В обязанность материально-ответственного лица входят контроль за соответствием фактических остатков по номенклатурным номерам, установленным нормам запасов (максимум, минимум) и сообщение об отклонениях отделу маркетинга.

Рассмотрим подробнее сальдовый метод учета материалов.

На складе на основании оформленных в установленном порядке первичных документов (требований, накладных, товарно-транспортных накладных поставщика) заведующий ежедневно формирует ведомость движения и остатков сырья посредством записей по операциям прихода и отпуска в натуральном выражении (в 2-х экземплярах: один экземпляр остается на складе, другой после сверки с первичными документами бухгалтер передает начальнику производственного подразделения).

Следует отметить, что при использовании подобных отчетов отпадает необходимость в составлении прочих документов. Таким образом, сформированные ведомости становятся регистрами аналитического учета, в соответствии с которыми осуществляется оперативное руководство и контроль за состоянием и движением сырья на складе.

На материальном складе хлебокомбината учет движения осуществляется сальдовым методом. Его основными принципами являются оперативность и бухгалтерская достоверность учета на складе при помощи карточек складского учета, которые ведутся материально-ответственными лицами; систематический контроль работников бухгалтерии за правильным и своевременным документированием операции по движению материалов; проверка соответствия фактических остатков материалов натуре данным текущего складского учета; осуществления бухгалтерией учета движения материалов в стоимостном выражении и взаимопроверка данных складского и бухгалтерского учета.

Образом, на складе АООТ Филиал «Конаковский хлобокомбинат» сортовой учет осуществляется на карточках складского учета материалов по типовой форме № М-17 (см. приложение). Сортовой количественный учет ведется непосредственно материально-ответственным лицом по мере поступления первичных документов и в соответствии с номенклатурой материалов. На каждый номенклатурный номер бухгалтерия открывает отдельную карточку. Представитель кондитерского цеха при получении материалов расписывается непосредственно в карточке складского учета. При этой системе карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции оправдательного документа.

Учет на складе предприятия частично автоматизирован. Все операции по движению материалов (помимо карточек складского учета) ежедневно отражаются в специальных отчетах по приходу и расходу в отдельности в натуральном выражении с последующим выведением остатков. Также следует отметить, что в ближайшем будущем в условиях все большей компьютеризации складского учета на «Конаковском хлебокомбинате» процесс ведения карточек складского учета постепенно автоматизируется полностью. Это в значительной мере облегчит работу кладовщика.

Таким образом утром следующего дня материально-ответственное лицо каждого склада представляет в бухгалтерию ведомости отдельно по приходу и расходу материалов за день по складу и ведомость о движении сырья и его остатках по данным сырьевого склада.

Из отчетов составляется в 2-х экземплярах с приложением первичных документов. В обязательном порядке указываются количество и номера сдаваемых первичных документов. Бухгалтер сверяет данные учетных регистров с данными первичных документов. Один экземпляр отчетов возвращается материально-ответственному лицу. На основании второго экземпляра бухгалтер заносит итоговые записи о движении материалов к себе в компьютер и передает отчеты начальникам производственных участков для составления дальнейших расчетов.

На основании проверенных отчетов кладовщикам составляют сводные отчеты по приходу и расходу на материальном складе и сводная ведомость о движении сырья и его остатках по данным сырьевого склада за месяц.

Независимо от получения первичных документов и текущего их контроля работник бухгалтерии в целях проверки организации складского учета посещает материальный склад во время, назначаемое в согласовании с главным бухгалтером. При проверках определяются правильность и своевременность записей в карточках складского учета, произведенных материально-ответственными лицами. Проверку записи операций и выведенных кладовщиком остатков по каждой операции работник бухгалтерии подтверждает своей подписью по соответствующей строке карточки, происходит обязательная взаимосверка данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатка материалов по данным складского (количественного) учета с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

По состоянию на первое число каждого месяца заведующий материального склада формирует ведомость остатков материалов на основании карточек складского учета. Ведомость составляется в количественном выражении только по тем материалам, которые имели движение в отчетном месяце.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.