Рефераты. Особенности составления консолидированного баланса в России

Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) головной организации.

По решению участников группы сводная бухгалтерская отчетность может публиковаться в составе публикуемой бухгалтерской отчетности головной органи-зации.

Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы, утвержденный Постановлением Правитель-ства Российской Федерации от 9 января 1997 г. № 24, предусматривает ведение сводного (консолидированного) учета и составления баланса и других установ-ленных форм центральной компанией ФПГ, учрежденной всеми участниками до-говора о создании ФПГ или являющейся по отношению к этим участникам основ-ным обществом, уполномоченным на ведение дел ФПГ.

Сводная (консолидированная) статистическая отчетность ФПГ составляется и представляется в Государственный комитет Российской Федерации по стати-стике центральной компанией в установленном порядке.

Сводные (консолидированные) отчеты, бухгалтерская и статистическая от-четность отражают имущественное и финансовое положены ФПГ, а также резуль-таты ее инвестиционной деятельности.

2. Порядок формирования сводной (консолидированной) отчетности

2.1 Урегулирование расчетов между взаимосвязанными организациями и определение доли меньшинства в капитале дочернего общества

До составления сводной бухгалтерской отчетности следует урегулировать и выявить все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами. Однако отражение в учете конкретного юридического лица любых операций. В том числе в части расчетов с другими юридическими лицами, пусть и входящими в единую группу взаимосвязанных и взаимодействующих организаций, возможно лишь на основании первичных учетных документов, подтверждающих, например, фактическое поступление материальных ценностей, позволяющее отразить в учете возникновение кредиторской задолженности перед их продавцом.

Для списания числящейся в учете, но не подтверждаемой контрагентом дебиторской задолженности необходимо соблюдение ряда условий и истечение некоторого периода времени с момента ее возникновения. Поэтому урегулирование расхождений во внутригрупповых расчетах возможно лишь после объединения бухгалтерской отчетности всех организаций, входящих в Группу.

Пример:

В отчетном периоде организация «А», входящая в Группу, отгрузила организации «В», также входящей в Группу, материалы на общую сумму согласно выставленному счету (с учетом НДС) 1200 тыс. руб. В бухгалтерском балансе организации «А» по состоянию на отчетную дату отражена дебиторская задолженность организации «В», числящаяся в учете на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по стр. 241 «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, подлежащая погашению в течении 12 месяцев после отчетной даты». В бухгалтерском балансе организации «В» отражены следующие показатели: по стр.621 «Кредиторская задолженность перед поставщиками и заказчиками, подлежащая погашению в течении 12 месяцев после отчетной даты» - 960 тыс. руб., по стр. 211 «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» -800 тыс. руб., по стр. 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - 160 тыс. руб.

На практике очень часто величины внутригрупповой задолженности дебиторов и кредиторов не совпадают. Причины могут быть следующие:

-организация - покупатель получила материалы, но не имеет соответствующих документов от продавца, поэтому материалы либо учтены на забалансовых счетах (что не соответствует требованиям нормативных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности), либо отражены в бухгалтерском учете и балансе как неотфактурованные, т.е. в оценке, которая может отличаться от стоимости по счету продавца;

-организация - покупатель получила материалы, но их количество, или номенклатура, или качество не соответствуют документации, в результате чего в учете и отчетности организации - покупателя они также отражены как неотфактурованные;

-организация - покупатель вообще не получила материалов (сопроводительные документы при этом могут либо отсутствовать, либо быть в наличии). При этом в последнем случае согласно требованиям нормативных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, организация - покупатель должна была отразить материалы в пути.

На практике чаще встречается ситуация, когда внутригрупповая дебиторская задолженность превышает внутригрупповую кредиторскую задолженность. В этом случае для урегулирования расхождений в целях последующего исключения одинаковых сумм внутригрупповой задолженности из актива и пассива при составлении сводного бухгалтерского баланса Группы причины расхождений выясняются у организации - покупателя. После этого делаются соответствующие корректировки («поправки») в так называемом «агрегированном» (промежуточном) балансе, который представляет собой бухгалтерский баланс, составляемый путем суммирования показателей бухгалтерских балансов всех организаций, входящих в Группу (табл.1).

Таблица 1-Расчет поправок в промежуточном балансе

Бухгалтерский баланс

(тыс. руб.)

№ строки

Агрегированный показатель

Поправка

Результат

211

800

200

1000

220

160

40

200

241

1200

1200

621

(960)

(240)

(1200)

При этом отражение поправок при составлении сводной отчетности чаще всего бывает обоснованным и не искажает реального финансового положения Группы, поскольку на момент составления сводной отчетности подобные записи обычно уже сделаны в бухгалтерском учете организации «В» в связи с поступлением документов или материалов. Урегулированные таким образом величины дебиторской и кредиторской задолженности легко исключаются (элиминируются) при составлении сводного баланса.

Если же по каким - либо причинам урегулирование внутригрупповой задолженности невозможно, то величину выявленных расхождений целесообразно отнести при исключении внутригрупповой задолженности в уменьшение полученной Группой за отчетный период прибыли через внереализационные расходы (по аналогии со списанием долгов, нереальных к взысканию) (табл. 2).

Следует заметить, что в бухгалтерском учете ни одной из организаций. Входящих в Группу, соответствующие записи не делаются.

Таблица 2 -Пример поправки в промежуточном бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках

(тыс. руб.)

№ строки

Агрегированный показатель

Поправка

Результат

241

1200

(1200)

0

470

(100000)

240

(99760)

Или

475

500

240

740

621

(960)

960

0

Отчет о прибылях и убытках

130

(300)

(240)

(540)

Если доля головной организации в уставном капитале дочернего общества составляет более 50 % но менее 100%, то пи составлении сводной бухгалтерской отчетности их показатели бухгалтерской отчетности, оставшиеся после первоначального исключения некоторых данных, суммируются, но при этом выделяется доля меньшинства в капитале дочернего общества и в финансовых результатах дочернего общества.

Доля меньшинства в капитале дочернего общества определяется по формуле 1:

ДМК = К * ДМУК : 100% (1)

Где ДМК - доля меньшинства в капитале дочернего общества;

К - капитал дочернего общества;

ДМУК - доля других организаций в уставном капитале дочернего общества.

Доля меньшинства в капитале дочернего общества показывается в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей «Доля меньшинства» (за итогом раздела III «Капиталы и резервы») Составляющие капитала Группы отражаются в разделе III сводного бухгалтерского баланса за вычетом доли меньшинства.

Доля в финансовых результатах дочернего общества определяется по формуле 2:

ДМРФ = НП (НУ) * ДМУК : 100% (2)

Где, ДМРФ - доля меньшинства в финансовых результатах дочернего общества;

НП (НУ) - нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) дочернего общества.

В сводном отчете о прибылях и убытках данный показатель показывается справочно отдельной статьей «Доля меньшинства» по вписываемой строке, а доходы и расходы, формирующие финансовый результат Группы, отражаются за минусом доли меньшинства.

Если показатель доли меньшинства в убытках дочернего общества больше показателя доле меньшинства в капитале этого общества на отчетную дату, то на разность между ними уменьшается величина резервного капитала, а при его недостаточности - добавочного, а затем уставного капитала дочернего общества, включаемых в сводную бухгалтерскую отчетность.

Включение данных о зависимых общества в сводную бухгалтерскую отчетность осуществляется посредством отражения в ней двух расчетных показателей:

-показатель, отражающий стоимостную оценку участия головной организации в зависимом обществе, показывается в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей в группе статей "Долгосрочные финансовые вложения" в величине, рассчитываемой следующим образом: фактические затраты, произведенные организацией при осуществлении (покупке и др.) инвестиций, плюс/минус доля головной организации в прибылях/убытках зависимого общества за период с момента осуществления инвестиций;

-показатель, отражающий долю головной организации в прибылях или убытках зависимого общества за отчетный период, рассчитывается исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка зависимого общества за отчетный период и процента принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве (доли принадлежащей головной организации уставного капитала в его общей величине).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.