Государство предоставляет множество возможностей для снижения на-логовых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения, и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невоз-можности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.
Вкратце рассмотрим методы минимизации налоговых платежей. Всегда необходимо помнить о существенной разнице между тремя схожими методами оптимизации налогового «пресса»: налоговое планирование, уклонение от налогов и избежание налогов. На первый взгляд разница не существенна, однако пути реализации имеют существенную разницу.
Уклонение от уплаты налогов (tax evasion) - нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Умышленное неупоминание в налоговой декларации дохода является незаконным действием - это уклонение от налогов.
Налоговое планирование (tax planning) - легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета .
Избежание налогов (tax avoidance) - минимизация налоговых обязательств законным использованием коллизий (противоположные интересы, стремления по снижению) и недоработок нормативных законодательных актов; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам. Этот метод позволяет в дальнейшем довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной налоговой политике, основываясь на принципе «что не запрещено законом, то разрешено».
Для налогового учета порядки формирования резервов, рассматриваемых в данной работе, определены соответственно ст. 266, 267, 324.1 и 324 НК РФ. При этом величины созданных резервов не могут превышать определенных предель-ных сумм (за исключением резерва под обесценивание ценных бумаг).
Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете резервы по сомнитель-ным долгам создаются по результатам проведенной инвентаризации деби-торской задолженности организации.
В налоговом учете существует ограничение по сумме создаваемого ре-зерва -- не более 10% от выручки отчетного (налогового) периода. Сумма резерва исчисляется в зависимости от срока возникновения сомнительной задолженности. Если срок возникновения задолженности превышает 90 дней, то в величину создаваемого резерва включается полная се сумма. Если срок возникновения задолженности -- от 45 до 90 дней (включительно), то в сумму резерва включается половина от ее величины. Сомнительная задол-женность, срок которой не превышает 45 дней, не учитывается.
В бухгалтерском учете величина резерва определяется отдельно по каж-дому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (пла-тежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полно-стью или частично (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).
Исходя из приведенного выше включение в учетные политики пункта о создании резерва по сомнительным долгам на первый взгляд приводит к возникновению разницы в данных бухгалтерского и налогового учета. Од-нако правила налогового законодательства вполне вписываются в понятие «в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга установление». И тогда может быть достигнут желаемый результат (идентичность данных в учетах). Остается лишь отразить налоговые правила создания резерва как элемент бухгалтер-ской политики. Конечно, это может сказаться на достоверности информа-ции, что является одной из задач бухгалтерского учета (п. 3 ст. 1 Закона о бухучете).
В обоих учетах необходимо утвердить формы регистров учета. Таковыми могут быть формы, приведенные в Приложениях.
При создании резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание для идентичности данных в обоих учетах необходимо применение в бухгалтерском учете порядка расчета, установленного НК РФ.
Данный резерв создается в обоих учетах в отношении тех товаров и работ, по которым согласно условиям заключенных договоров с покупателями предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
В налоговом учете определяется предельный размер отчислений в ре-зерв. Он исчисляется как произведение суммы выручки от реализации това-ров (работ), по которым предоставляется гарантия, за отчетный (налоговый) период на отношение фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию к объему выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года.
Налогоплательщики же, ранее не осуществлявшие реализацию таких то-варов (работ) имеют право создать резерв в размере ожидаемых расходов, предусмотренных в плане на выполнение гарантийных обязательств с уче-том срока гарантии (п. 4 ст. 267 НК РФ). Расходами же признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации указанных товаров, работ (п. 3 ст. 267 НК РФ).
В бухгалтерском учете в обоснование создания резерва производится соответствующий расчет исходя из предполагаемого объема реализации то-варов (работ) и срока гарантии. Если таковым будет расчет, произведенный в соответствии с нормами НК РФ, то цель в идентичности данных вполне может быть достигнута.
Правила создания резервов на предстоящую оплату отпусков работни-кам и на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в бухгалтер-ском и налоговом учетах одинаковы. Для целей формирования данного ре-зерва организация обязана составить специальный расчет. Он может быть использован в обоих учетах. Исходя из предполагаемых годовых сумм рас-ходов на оплату отпусков и оплату труда определяется ежемесячный процент отчислений в резерв. Его необходимо указать в налоговой учетной политике, так же как и предельную сумму отчислений, и принятый способ резервирования (п. 1 ст. 324.1 НК РФ).
Заключение
Действующая система резервов российских коммерческих организа-ций находится пока в стадии становления. Эта система представляет собой довольно сложный комплекс объектов бухгалтерского учета. Однако применяться эффективно в работе хозяйствующих субъектов резервы полностью еще не могут, ибо порядок их формирования и ис-пользования, а также контроль за их расходованием во многом зави-сят не только от экономических условий и результатов деятельности коммерческих организаций, но и от степени разработанности соответ-ствующей нормативно-правовой базы и ее применения на практике.
Деятельность организаций обусловлена не только внутрихозяй-ственными факторами их функционирования, но и внешними фактора-ми хозяйствования -- взаимодействием с партнерами, поставщиками и покупателями. Предотвращение рисков, возникающих при соверше-нии различного рода сделок, нейтрализация их воздействия обуслов-ливают создание системы резервов в виде эффективного механизма повышения надежности функционирования хозяйствующих субъек-тов. Поэтому главным источником формирования резервной системы организаций должны стать их собственные средства.
В организациях России создание и использование как отдельных ви-дов резервов, так и системы резервов в целом пока не получили широ-кого распространения. Это связано с тем, что порядок их образования и использования в нормативных актах по бухгалтерскому учету регла-ментирован лишь в общих чертах. Кроме того, организация должна са-мостоятельно разрабатывать методики расчета оценочных резервов, и в частности резервов по сомнительным долгам, основываясь на профессиональном суждении бухгалтеров компаний и на опыте прошлых лет.
В настоящее время пока не разработано Положение по бухгалтер-скому учету (ПБУ) о резервах, в основу которого должен быть поло-жен общий принцип, заключающийся в том, что резерв признается только в случае существования обязательства на отчетную дату.
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, определила в качестве цели нормативного регулирова-ния бухгалтерского учета обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
Список используемой литературы:
1. Абрамова Н.В., Налоговый учет. - М.: ЗАО «Издательский дом «Главбух»», 2002.
2. Анищенко А.В. «Основные средства: расходы на ремонт» / М.: Налог-инфо. - 2005.
3. Анищенко А.В. «Резервы: бухгалтерский и налоговый учет» / М.: Статус-Кво 97. - 2006.
4. Бетге Й. Балансоведение / Пер. с нем. - М.: Бухгалтерский учет, 2000. - C. 288
5. Гиляровская Л.Т., Мельникова Л.А. «Бухгалтерский учет финансовых резервов предприятия» / М.: Питер. - 2003.
6. Захарьин В.Р., Налоговый учет, М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
7. Сергеева Т.Ю. «Методы и схемы оптимизации налогообложения» / М.: Экзамен. - 2006.
8. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 288.
9. Сотникова Л.В. «Бухгалтерский и налоговый учет резервов предприятия» / М.: Налоговый вестник. - 2005.
10. Черненок Т.М. «Учет резервов предстоящих расходов» / Современные бизнес-технологии. - 2001. - №16 - с.9-15.
11. Бухгалтерский учет: Учебник для ВУЗов /Под ред. Проф. Ю.А. БАБАЕВА. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С. 141
12. Журнал «Главбух». Резервы по сомнительным долгам. / Бухгалтерский учет. - 2001. - № 20 - с. 80-82.
13. Методические указа-ния по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20.07.98 г. № ЗЗн - М.: «Проект-Н», 1999
14. Методические реко-мендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утверж-денные приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н - М.: «НИТАР АЛЬЯНС»,2001.
15. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.98г., - М.: ИНФРА-М,1999.
16. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. - М.: «КноРус», 2000.
17. Положение по ведению бухгалтерского уче-та и бухгалтерской отчетности в Российской Феде-рации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н - М.: «Маркетинг»,1999.
18. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н - М.: «НИТАР АЛЬЯНС», 2001.
19. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфи-на России от 09.12.98г. № 60н - М.: «НИТАР АЛЬЯНС»,2001.
20. Информационно-справочная программа «Консультант-Плюс».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7