Рефераты. Налоговый учет резервов предприятия

Рассмотрим на конкретном примере, как в налоговом учете рассчитывается ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков и как формируется этот резерв.

Пример: В конце 2005 года ЗАО ГСК «Маяк» приняло решение о создании в следующем году резерва предстоящих расходов на оплату отпусков с целью равномерного учета таких расходов в течение налогового периода. Предполагаемая сумма расходов на оплату труда работников в 2006 году - 12 000 000 рублей, а предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков - 1 200 000 рублей (с учетом единого социального налога). Определим ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников ЗАО ГСК «Маяк» в 2006 году:

(1 200 000 рублей / 12 000 000 рублей) ? 100 % = 10 %.

Предельная сумма отчислений в резерв на оплату отпусков на 2006 год установлена ЗАО ГСК «Маяк» в размере 1 300 000 рублей. Предположим, что сумма фактических расходов на оплату труда (включая ЕСН) за 2006 год составила 14 000 000 рублей. Суммы ежемесячных отчислений в резерв по месяцам 2006 года распределились следующим образом:

«Фактические расходы на оплату труда (с учетом ЕСН) и суммы отчислений в резерв на оплату отпусков по месяцам 2006 года»

Месяц

Фактические расходы на оплату труда (с учетом ЕСН), рублей

Ежемесячный процент отчислений в резерв, %

Сумма ежемесячных отчислений в резерв, рублей (гр. 2 х гр. 3)

1

2

3

4

Январь

2 200 000

10 %

220 000

Февраль

1 100 000

110 000

Март

1 200 000

120 000

Апрель

1 000 000

100 000

Май

1 000 000

100 000

Июнь

1 100 000

110 000

Июль

1 000 000

100 000

Август

1 100 000

110 000

Сентябрь

1 100 000

110 000

Октябрь

1 000 000

100 000

Ноябрь

1 100 000

110 000

Декабрь

1 100 000

10 000

ИТОГО

14 000 000

-

1 300 000

У ЗАО ГСК «Маяк» годовая сумма отчислений в резерв не может превышать установленную в учетной политике сумму предельных отчислений в резерв - 1 300 000 рублей. Поэтому сумма отчислений в резерв в декабре 2006 года определяется в особом порядке. Она рассчитывается как разность между предельной суммой отчислений в резерв на оплату отпусков и суммой ежемесячных отчислений за предыдущие месяцы. С января по ноябрь 2006 года сумма отчислений в резерв составит:

220 000 + 110 000 + 120 000 + 1 00 000 + 1 00 000 + 110 000 + 100 000 + 110 000 + 110 000 + 100 000 + 110 000 = 1 290 000 рублей.

Максимально допустимая сумма отчислений за декабрь:

1 300 000 рублей - 1 290 000 рублей = 10 000 рублей.

Организации при выплате премий по итогам работы за год, а также при выплате вознаграждений за выслугу лет несут определенные затраты. Такие виды затрат, неизменно возникающие в ходе осуществления деятельности могут иметь достаточно большие объемы в определенные периоды времени. Вознаграждение по итогам работы за год, предусмотренное коллективным договором, как правило, выплачивается единовременно в конце года или в начале следующего года. Кроме того, выплата вознаграждения за выслугу лет может осуществляться также один раз в год. Поэтому если общие суммы вознаграждений велики, то для равномерного признания таких расходов в налоговом учете организации вправе создавать резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений (статья 324.1 НК РФ). Порядок создания резервов расходов на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год не отличается от порядка создания, отражения в учете резерва на оплату отпусков. Об этом сказано в пункте 6 статьи 324.1 НК РФ. Поэтому способ уменьшения налоговой нагрузки организации за счет резерва на выплату вознаграждений также аналогичен.

Глава 3. Оптимизация налогообложения при создании резервов

Налоги появились с возникновением государства. И сколько они суще-ствуют, налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению их выплаты. Предприниматели, руководители и «рядовые» налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса. Государство стремится со своей стороны подействовать на своих граждан внушениями о том, что налоги -- это плата за цивилизованное общество (такова надпись на фасаде Службы внутренних доходов США) и что именно они позволяют обществу бороться с так называемыми провалами рынка, финансируют капиталовложения в те сферы, куда частный бизнес не устремляется из-за длительного периода окупаемости проекта, и оплачивают создание общественных благ. В любом случае оказывается чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему, при которой каждый вносит свой вкладу невозможно даже оценить вклад каждого, и перед обществом встает проблема «переноса налогового бремени». Возникает противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков в избежании излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностью государства в пополнении госбюджета и пресечению уклонения от налогов. Существование специальных государственных органов и предусмотренных в законодательстве; карательных мер не позволяют среднему налогоплательщику безнаказанно: и по собственному желанию изменять объем выплачиваемых налогов, поэтому налогоплательщикам приходится предпринимать специальную активность, именуемую налоговой оптимизацией.

Налоговая оптимизация -- обычно под этим понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат.

Действия компании по определению оптимальных объемов называют системой корпоративного налогового менеджмента. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, предприятие, выделяющееся из общей массы слишком маленькими выпла-тами, рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.

Оптимизация налогов -- это только часть более крупной, главной задачи, стоящей перед финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием). Главная задача финансового менеджмента -- финансо-вая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия, а также привлечение внешних источников финансирования.

Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планирова-нии, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема по-зволяет достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критери-ям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, авто-номности, надежности, безвредности.

Эффективность -- это полпота использования в схеме всех возможнос-тей минимизации налогов. Соответствие требованиям закона -- учет всех возможных правовых последствий использования схемы, продуманность ме-ханизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов. Автономность -- схема рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложнос-ти в реализации. Надежность -- это устойчивость схемы к изменению вне-шних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу. Нако-нец, безвредность предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы внутри предприятия.

Как уже говорилось - любая коммерческая организация при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с извлечением прибыли, несет определенные затраты. Некоторые виды затрат, которые неизменно возникают у субъектов хозяйственной деятельности могут иметь достаточно большие объемы в определенные периоды времени. К таким заранее предвиденным расходам можно, например, отнести затраты на ремонт основных средств у крупной производственной организации. Для осуществления такого ремонта организация будет вынуждена выделить большое количество денежных, материальных и трудовых ресурсов, что в конечном итоге приведет к значительному росту себестоимости продукции в определенный период, и может быть даже к отрицательному финансовому результату. Чтобы у организаций не возникало такого рода проблем, и в бухгалтерском, и в налоговом законодательстве Российской Федерации, предусмотрена возможность образования различных видов резервов, которые создаются в организации в целях равномерного отнесения таких видов затрат на издержки производства и обращения и на расходы по налогу на прибыль.

Так как целью данной главы является оптимизация налоговых платежей, то естественно, что нас интересует создание резервов именно с точки зрения оптимизации налогов, поэтому вопросы создания резервов в бухгалтерском учете рассматриваться не будут.

Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что до-стигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.

Минимизация налогов -- понятие, которое вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (сниже-ние) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения.

Цель минимизации налогов -- не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Опти-мизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как изве-стно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях вы-соких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит на-логи «в лоб», т.е. следуя букве закона формально, без привязки к особен-ностям собственного бизнеса, встречается все реже и свидетельствует о том, что над налогами на предприятии никто не работал. Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличе-нию размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних на-логов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов/Поэтому наиболее эффективным спо-собом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприя-тием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.