С точки зрения технологии аудиторского дела инвентаризацию можно рассматривать как метод получения наиболее ценных и достоверных доказательств о реальности и точности статей актива баланса, фактов совершения хозяйственных операций.
Участие в инвентаризации активов клиента или наблюдение за ее проведением позволяет сделать определенные выводы по всем трем основным направлениям аудиторской проверки.
Например, если на проверяемом предприятии в течение ря-да лет не проводились инвентаризации активов (при составле-нии годовой бухгалтерской отчетности, при смене материаль-но-ответственных лиц и т.д.), аудитор имеет основание для вы-вода об отсутствии у клиента внутреннего контроля за сохран-ностью активов, а также о нарушении установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской от-четности.
В том случае, когда при проведении инвентаризации основ-ных средств выясняется, что один из цехов проверяемого пред-приятия занят иным хозяйствующим субъектом (признаков этого может быть несколько -- висит вывеска с наименованием другого предприятия, выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого предприятия), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи "доходы от аренды", речь идет о "скрытой аренде" и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ УЧЕТА ОТДЕЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ.
Эта процедура несложна, но также важна для оценки сис-темы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета на проверяемом предприятии. Кажущаяся простота операции не означает, что ее следует поручать наименее квалифициро-ванным членам бригады аудиторов. Наоборот, эту процедуру, как правило, ведущий аудитор берет на себя или поручает опытным сотрудникам.
Очень часто при заключении договора на проведение аудитор-ской проверки аудиторская фирма (аудитор) в качестве одного из дополнительных условии указывает предоставление бригаде ауди-торов отдельного помещения с телефоном. Такое условие вполне обосновано, так как на. момент аудиторской проверки в одном помещении на определенный срок располагаются два трудовых коллектива -- проверяемый и проверяющий.
Разумеется, отдельное помещение для работы -- это очень удобно как для сотрудников проверяемого предприятия, так и для бригады аудиторов; при этом не нарушается психологиче-ский климат в коллективе.
Но было бы ошибкой думать, что аудиторская проверка -- это работа только с документами и отчетностью, это ёще и проведение опытов под видом обычной рутинной аудиторской работы. Например, такая проверка кассы включает:
составление заявления на выдачу денег с указанием про-изводственной необходимости приобретения того, на что за-прашиваются деньги;
согласование и удостоверение заявления у руководителя предприятия;
оформление расходного кассового ордера на выдачу денег бухгалтером;
передача бухгалтером (а не подотчетным лицом) расход-ного кассового ордера в кассу;
проверка всех необходимых реквизитов расходного кассо-вого ордера кассиром;
выдача денег из кассы.
Если все эти, казалось бы, формальные процедуры соблю-даются, то аудитор имеет основание для вывода о том, что по-рядок ведения кассовых операций на проверяемом предпри-ятии соблюдается. В противном случае аудитор выявляет ту формальную процедуру (процедуры), которая (которые) про-пускается сотрудниками предприятия и ведет к ослаблению внутреннего контроля.
Аналогичное наблюдение следует провести на всех участках, где первичный (оперативный) учет "соприкасается" с бухгалтер-ским, и оценить: порядок приемки материальных ценностей на склад; порядок отпуска материальных ценностей со склада в производство, на сторону; порядок учета наличия и движения материальных ценностей в производстве (цехах, участках, отде-лах и др.); порядок учета готовой продукции; порядок хранения материальных ценностей и готовой продукции; порядок отгруз-ки готовой продукции; порядок реализации продукции и др.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ.
Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская
организация должна получить письменное подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.
Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде доку-мента от имени руководства экономического субъекта в адрес незави-симой (третьей) стороны. В них должно содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.
При необходимости аудиторская организация может самостоя-тельно установить непосредственный контакт с независимой (третьей) стороной, которой был направлен запрос.
В случае получения по запросу информации, которая расходится с учетными данными экономического субъекта, аудиторская организа-ция должна применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.
Нельзя недооценивать этот метод при работе с персоналом клиента. Если при устном оп-росе ответы опрашиваемых аудитор фиксирует на каком-либо носителе информации (бумаге, компьютере, диктофоне) само-стоятельно, то для получения письменных подтверждений пер-соналу проверяемого предприятия выдаются специальные оп-росные листы или "анкеты".
По наиболее распространенным вопросам в анкете могут быть предложены и возможные ответы. В этом случае опраши-ваемому лицу достаточно выбрать и отметить ответ, соответст-вующий практике проверяемого предприятия.
Опросный лист должен содержать такие обязательные рек-визиты, как фамилия, имя, отчество и должность опрашивае-мого, заполненный опросный лист также должен быть прове-рен главным бухгалтером предприятия и заверен его подписью.
УСТНЫЙ ОПРОС
Данный метод сбора аудиторских доказательств предостав-ляет аудитору обширную информацию для размышления.
Для раскрытия сущности данной аудиторской процедуры необходимо ответить на вопрос -- устный опрос кого?
Опрос или беседа должны быть проведены практически со всеми сотрудниками предприятия, участвующими в ведении учета и составлении отчетности.
Ошибку совершает тот аудитор, который ограничивается беседой только с главным бухгалтером и его заместителями. Следует помнить, что отчетность, формируемая с помощью бухгалтерского учета, представляет собой вершину стройной пирамиды, основанием которой является огромное множество фактов хозяйственной деятельности, оформленных первичны-ми документами и бухгалтерскими проводками. Если у пирами-ды еще не достроена вершина, это не беда, а если при наличии вершины из основания пирамиды удалить несколько крупных камней, то пирамида может превратиться в карточный домик и рассыпаться.
Именно поэтому аудитор должен обязательно убедиться в том, что хозяйственные операции, лежащие в основании отчет-ности, соответствуют законодательству, правильно оформлены и корректно отражены в бухгалтерском учете. И начинать про-верку каждого раздела бухгалтерского учета следует с устного опроса или беседы с исполнителями -- рядовыми сотрудника-ми бухгалтерии, ведущими первичный учет хозяйственных опе-раций.
Второй вопрос, на который следует ответить при раскрытии метода сбора информации, -- когда проводится устный опрос персонала?
Как правило, эта процедура проводится на начальной ста-дии проверки, когда аудитор знакомится с проверяемым пред-приятием, оценивает объем и степень сложности работ для то-го, чтобы составить соответствующую программу проверки.
Для ведения беседы с персоналом аудитору следует быть в достаточной степени психологом, так как его цель -- "разговорить" собеседника, выяснить порядок его действий, усердие и квалификацию, "узкие" места в работе и пр.
Для составления программы проверки аудитор должен иметь список сотрудников бухгалтерии, а также экономической и плановой служб. Список должен включать в себя фамилии, имена, отчества сотрудников, наименование их официальных должностей, а также перечень направлений (разделов, участ-ков, счетов бухгалтерского учета, журналов-ордеров и пр.), ко-торые ими курируются.
К сожалению, на многих предприятиях такие документы, как должностные инструкции сотрудников, графики документооборота, в настоящее время не составляются, поэтому ауди-тору либо следует эту работу проделать самому, либо начинать проверку тогда, когда указанная информация будет для него подготовлена.
План и соответственно состав вопросов, задаваемых со-трудникам, не могут быть одинаковы, а зависят прежде всего от раздела бухгалтерского или оперативного учета, которым занимается опрашиваемый.
Каждому направлению учета присущи совершенно особен-ные виды нарушений. Так, например, бессмысленно спраши-вать кладовщика о том, соблюдаются ли сроки, установленные для возврата денежных сумм, выданных в подотчёт. Или, на-оборот, спрашивать бухгалтера, ведущего учет кассовых опера-ций, возможен ли отпуск материальных ценностей со склада на сторону без оформления пропуска на вывоз материальных цен-ностей с территории предприятия.
Подробный план устного опроса персонала по каждому на-правлению учета зависит от специализации этого направления, но примерный план беседы может быть таким:
1. Какие первичные документы вы оформляете?
2. Какие регистры аналитического учета вы ведете?
3. В каком разрезе ведется аналитический учет по вашему участку учета ?
4. Для каких регистров синтетического учета необходима формируемая вами информация?
5. Как и кем производится выверка полученных вами резуль-татов?
6. Назовите типичные хозяйственные операции, которые вам приходится оформлять.
7. Каков порядок ваших действии при выполнении каждой из типичных хозяйственных операций?
8. Знаете ли вы, в формировании какой строки бухгалтерской отчетности вам приходится участвовать?
9. Каким образом происходит контроль за вашей работой?.
10. Как вы исправляете ошибки, когда они имеют место'?
11. Имеются ли какие-либо неудобства в ведении учета, сверке результатов?
12. Чувствуете ли вы наличие в вашей работе проблем? Каких?
ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ.
Широко практикуется получение информации посредством проверки документов, подготовленных независимыми сторонами и клиентом.
Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности первичного документа. Для этого рекомен-дуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообраз-ность выполнения этой операции.
ПРОСЛЕЖИВАНИЕ
Прослеживание (трассирование) осуществляется в противополож-ном направлении. Аудитор отбирает первичный документ и проверяет системы учета и контроля, чтобы найти заключительную бухгал-терскую запись операции. С помощью прослеживания аудитор может определить, все ли операции учтены, и дополнить информацию, полученную в ходе аудита. Однако необходимо учитывать возмож-ность того, что некоторые события не отражены в первичной доку-ментации и системе учета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15