Названным проблемам посвящено российское правило (стандарт) «Планирование аудита» Стандарты аудиторской деятельности. Учебное пособие. М: 2001., с.134. В нем подчеркнуто, что требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его поло-жений, где прямо указано, что они носят рекоменда-тельный характер. Для других случаев эти требования но-сят рекомендательный характер (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального заключения, а также при оказании сопут-ствующих аудиту услуг). В случае отклонения при выпол-нении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабо-чей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) со-путствующие ему услуги.
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской фирмой обще-го плана с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке програм-мы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности орга-низации.
Планирование должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также с уче-том следующих частных принципов: Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту, М: 1998, с.16
-- комплексности;
-- непрерывности планирования;
-- оптимальности.
Первый принцип предполагает обеспечение взаимосвя-занности и согласованности всех этапов планирования -- от предварительного планирования до составления обще-го плана и программы аудита.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочер-ним организациям). При планировании на длительный период в случае аудиторского сопровождения экономи-ческого субъекта, в течение года аудиторской фирме сле-дует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хо-зяйственной деятельности клиента и результатов проме-жуточных аудиторских проверок.
Принцип оптимальности планирования аудита заклю-чается в том, что в процессе планирования следует обес-печить вариантность планирования для возможности вы-бора оптимального варианта общего плана и программы на основании критериев, определенных самой аудиторс-кой фирмой.
При планировании следует выделить такие этапы:
-- предварительное планирование;
-- подготовка общего плана аудита;
-- составление программы аудита.
Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская фирма должна согласовать с руководством экономического субъекта основные органи-зационные вопросы, связанные с проведением аудита.
На начальном этапе аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономическо-го субъекта и иметь информацию о внешних и внутрен-них факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта.
Аудитору следует ознакомиться с:
-- организационно-управленческой структурой клиента;
-- видами хозяйственной деятельности;
-- структурой капитала;
-- технологическими особенностями производства;
-- уровнем рентабельности;
-- основными покупателями и поставщиками;
-- существованием дочерних и зависимых организаций. Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:
--- устав клиента;
-- протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления;
-- учетная политика;
-- бухгалтерская отчетность;
-- внутренние отчеты контролеров;
-- материалы налоговых проверок;
-- материалы судебных и арбитражных исков;
-- беседы с руководством и исполнительным персона-лом;
-- информация, полученная при осмотре основных уча-стков, складов клиента.
На этапе предварительного планирования оценивается возможность проведения аудита. Если аудиторская орга-низация положительно решает вопрос, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.
С помощью проведения аналитических процедур ауди-торская организация должна выявить области, значимые для аудита.
В процессе подготовки общего плана и программы ауди-торская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля и производит оценку риска систе-мы внутреннего контроля. Эти вопросы подробнее будут рассмотрены в следующих параграфах данной работы.
В процессе аудита могут возникнуть основания для пе-ресмотра отдельных положений общего плана аудита. Вносимые изменения, а также причины изменений аудитору следу-ет подробно документировать.
В общем плане аудиторская организация должна пре-дусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству клиента) и аудиторского заключения. В процессе плани-рования затрат времени необходимо учесть:
-- реальные трудозатраты;
-- расчет затрат времени в предыдущем периоде (в слу-чае проведения повторного аудита) и его связь с теку-щим расчетом;
-- уровень существенности;
-- проведенные оценки рисков аудита.
В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует выборку в соответствии с правилом (стандар-том) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
-- формирование группы с учетом квалификации ауди-торов;
-- инструктирование всех членов команды об их обя-занностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, а также с положениями общего плана аудита;
-- контроль руководителя за выполнением плана и ка-чеством работы ассистента аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением ре-зультатов аудита;
-- разъяснение руководителем аудиторской группы ме-тодических вопросов, связанных с практической реализа-цией аудиторских процедур;
-- документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руко-водителем аудиторской группы и ее рядовым членом.
Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привле-чения экспертов в процессе проведения аудита.
Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и назы-вается аудиторскими доказательствами.
Для сбора доказательств аудитором могут быть применены различные процедуры. Процедурой называется определен-ный метод сбора доказательств как неотъемлемую часть соот-ветствующего технологического процесса. Для того чтобы отли-чить их от процедур, присущих иным профессиям, будем назы-вать применяемые аудиторами в своей практике процедуры ау-диторскими процедурами.
Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует достаточно ограниченное число методов их получения.
Основные методы получения аудиторских доказательств следующие:
1. Проверка арифметических расчетов (пересчет);
2. Инвентаризация;
3. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;
4. Подтверждение;
5. Устный опрос;
6. Проверка документов;
7. Прослеживание;
8. Аналитические процедуры.
9. Подготовка альтернативного баланса.
Все вышеназванные методы известны и описаны в рабочем стандарте аудита Российской Федерации «Аудиторские доказательства».
Но метод как таковой не даст никакой информации для вы-водов, если не знать - какие именно арифметические расчеты необходимо проверять, а какие - нет; в инвентаризации каких активов и каких обязательств следует поучаствовать; лично от каких третьих лиц следует получить письменные подтвержде-ния; какие именно документы следует подвергнуть анализу Аудит. Уч. для ВУЗов / под ред. Подольского М., Аудит, ЮНИТИ, М.:1997., стр.88.. Искусство аудитора и состоит в том, чтобы четко знать:
а) как должен быть правильно поставлен бухгалтерский учет и налажена система внутреннего контроля;
б) какие отклонения (нарушения, ошибки, заблуждения) возможны в организации учета и контроля;
в) какой или какие из перечисленных методов следует при-менить для выявления каждого из возможных нарушений;
г) к каким именно объектам контроля (документам, акти-вам, обязательствам, субъектам, юридическим лицам и т.д.) следует применить тот или иной метод.
Рассмотрим подробнее каждый из методов сбора аудитор-ских доказательств.
ПРОВЕРКА АРИФМЕТИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ (ПЕРЕСЧЕТ).
Пересчет -- это проверка арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и выполнение независимых подсчетов.
Подсчеты клиента могут быть правильными или ошибочными. Подсчеты, выполненные на компьютерах, могут быть вновь произве-дены с использованием компьютерного обеспечения с распечаткой данных отклонений от подсчетов клиента для дальнейшего исследова-ния их аудиторами. Но практика показывает, что пересчет в основном осуществляется выборочно.
Пересчет используется для проверки реальности и оценок тех показателей финансовой отчетности, которые являются главным образом результатом подсчетов, например амортизации, страховых резервов, пенсионных обязательств, резервов под сомнительные долги и др. В сочетании с другими процедурами пересчеты также необходимы для сбора информации об оценках всех финансовых показателей.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Инвентаризация -- это прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества и обязательств экономи-ческого субъекта и ориентировочную информацию об их состоянии и стоимости.
Инвентаризации подлежат имущество клиента и его финансовые обязательства.
Аудиторская организация обязана:
выяснить, как часто проводилась инвентаризация имущества и финансовых обязательств;
проверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся экономическим субъектом инвентаризациям;
ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
выявить дорогостоящие ТМЦ;
проанализировать систему учета ТМЦ и систему контроля экономи-ческого субъекта, выявить слабые и сильные стороны таких систем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15