По продукции Б имеем: изготовление 26 ед. обошлось предприятию в 289 руб., т.е. себестоимость единицы составляет:
289: 26= 11,1руб.
Себестоимость всей готовой продукции -- 433,5 руб. (144,5 + 289). Следова-тельно, операционная прибыль составит:
680-433,5 =246,5 руб.
Оценим запасы незавершенного производства. По продукции А их сто-имость равна 144,5 руб., по продукции Б -- 289 руб. Отсюда себестоимость запасов составила 433,5 руб.
Результаты выполненных расчетов сведены в табл. 1
Таблица 1
Оценка себестоимости, прибыли и запасов при учете переменных (метод «директ-костинг») и полных затрат, руб.
Показатели
Учет переменных затрат
Учет полных затрат
Себестоимость единицы продукции:
А
6,5
8,5
Б
11,1
Оценка запасов
331,5
433,5
Прибыль
144,5
246,5
Сравнение полученных результатов позволяет заключить: себестоимость единицы продукции, рассчитанная по методу «директ-костинг», ниже пол-ной себестоимости (по продукции А -- на 2 руб., по продукции Б -- на 2,6 руб.). В результате при калькулировании неполной себестоимости на 102 руб. ниже и оценка запасов, чем при методе учета полных затрат (433,5 - 331,5). Поэтому себестоимость реализованной продукции оказывается выше, а следовательно, прибыль меньше при методе учета переменных затрат на те же 102 руб. (246,5-144,5).
Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себе-стоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.
В отчете о прибылях и убытках, составленном при использовании мар-жинального подхода, внимание фокусируется на разделении затрат на по-стоянную и переменную части. При этом непременно формируется показа-тель маржинального дохода. С учетом цифрового примера отчет выглядит следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Отчет о прибылях и убытках (составлен при использовании метода «директ-костииг»)
№ строки
Сумма, руб.
1
Выручка от реализации продукции
680
2
Переменная часть себестоимости реализованной продукции
3
Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2)
348,5
4
Постоянные затраты
204
5
Операционная прибыль (стр. 3 - стр. 4)
В отчете, составленном по результатам калькулирования полной себе-стоимости, показатель маржинального дохода не рассчитывается (табл. 3).
Таблица 3
Отчет о прибылях и убытках (составлен по результатам калькулирования полной себестоимости продукции)
Себестоимость реализованной продукции
Операционная прибыль (стр. 1 - стр. 2)
Пример 3. Допустим, что в 2001 году образовательное учреждение планирует вести платное обучение по двум образовательным программам. Программа А - получение второго высшего образования. Она рассчитана на 2000 академических часов в течение двух лет. Программа Б - профессиональная подготовка и повышение квалификации, рассчитана на 240 академических часов. По программе А планируется обучать 250 человек, по программе В - 100 человек.
А теперь нам нужно решить, какая из этих образовательных услуг окажется более рентабельной, а проще говоря, выгодной для образовательной организации.
Сначала воспользуемся способом калькулирования полной себестоимости этих услуг.
Планируемые затраты разделим на прямые (они совпадают с переменными расходами, которые зависят от численности учащихся) и косвенные (условно совпадают с постоянными расходами).
К прямым расходам относятся расходы на оплату труда педагогов. Рассчитаем эти расходы.
До конца текущего года по программе А в 10 группах по 25 человек предполагается провести всего 10 000 академических часов занятий (1000 ч х 10 групп). По программе Б - 960 академических часов (240 ч х 4 группы). Ставка оплаты преподавательского труда - 100 руб. в час. Поэтому расходы на оплату труда педагогов по программе А равны 1 000 000 руб. (100 руб. х 10 000 ч), по программе Б - 96 000 руб. (100 руб. х 960 ч).
Далее рассчитаем начисления на заработную плату педагогов (единый социальный налог по ставке 35,6% и взносы в ФСС России от несчастных случаев и профзаболеваний по ставке 0,2%). Эти затраты по программе А составят 358 000 руб. (1 000 000 руб. х (35,6% + 0,2%)), по программе Б - 34 368 руб. (96 000 руб. х (35,6% + 0,2%)).
В группу прямых расходов входят и различные материалы, необходимые для проведения учебных занятий (мел, бумага, расходные материалы для ксерокса). Предположим, что в год на одного учащегося полагается расходных материалов не более чем на 800 руб. Тогда данные расходы по программе А - 200 000 руб. (800 руб. х 250 чел.), по программе Б - 80 000 руб. (800 руб. х 100 чел.).
Далее рассчитаем расходы на учебную литературу и пособия, которые также относятся к прямым (переменным) расходам.
Если каждому учащемуся по программе А в течение года необходимо 16 учебников (примерная стоимость одного учебника - 75 руб.), а по программе В - 2 учебника, то сумма этих расходов по первой программе составит 300 000 руб. (75 руб. х 16 шт. х 250 чел.), по второй программе - 15 000 руб. (75 руб. х 2 шт. х 100 чел.).
Косвенные (постоянные) расходы могут быть следующими.
Во-первых, это заработная плата администрации и обслуживающего персонала. В нашем примере расходы по данной статье равны 25 процентам от прямой преподавательской заработной платы. По программе А они составляют 250 000 руб. (1 000 000 руб. х 25%); по программе Б - 24 000 руб. (96 000 руб. х 25%). Всего 274 000 руб.
Начисления на заработную плату руководства и персонала по программе А будут равны 89 500 руб. (250 000 руб. х (35,6% + 0,2%)), а по программе Б - 8592 руб. х (24 000 руб. х (35,6% + 0,2%)). Всего - 98 092 руб.
Предположим, что в нашем примере транспортные расходы составили 80 000 руб., стоимость услуг связи - 30 000 руб., коммунальные платежи - 50 000 руб. Распределив эти суммы между программами А и Б пропорционально численности обучающихся, получим, что на программу А приходится соответственно 57 143 руб. ((80 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), 21 429 руб. ((30 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), 35 714 руб. ((50 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), а на программу Б - 22 857 руб. ((80 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.), 8571 руб. ((30 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.), 14 286 руб. ((50 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.) из общей стоимости транспортных услуг, услуг связи, и коммунальных услуг.
На основе этих данных составим калькуляцию платной образовательной деятельности на 2001 год.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Статьи расходов | Прямые (переменные) | Всего |
| | расходы | по группе |
| |--------------------------------------------------------------| расходов |
| | программа А | программа Б | |
| |(10 групп по | (4 группы по | |
| | 1000 часов) | 240 часов) | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Прямые (переменные) расходы |
|Оплата труда педагоги-| | | |
|ческого персонала |1 000 000 руб.| 96 000 руб. |1 096 000 руб.|
|------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------------|----------------------------|
|Начисления на оплату| | | |
|труда педагогического| | | |
|персонала | 358 000 руб. | 34 368 руб. | 392 368 руб.|
|Предметы снабжения и| | | |
|расходные материалы | 200 000 руб. | 80 000 руб. | 280 000 руб.|
|Прочие текущие расходы| | | |
|(обеспечение учебниками| | | |
|и учебными пособиями) | 300 000 руб. | 15 000 руб. | 315 000 руб.|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6