Рефераты. Direct-costing

периода

Счет 25-2 «Общепроизводственные

Постоянные расходы»

Счет 26 «Общехозяйственные

расходы»

В конце отчетного периода постоянные расходы списываются

На себестоимость реализованной продукции

Сальдо -

прибыль

предприятия

Практическая часть

2.1. Практическое значение системы «Direct-costing»

Прежде всего ее применение позволяет оперативно изучать взаимосвя-зи между объемом производства, затратами и доходом , а следова-тельно, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов рас-ходов при изменениях деловой активности.

В современных условиях управляющие должны знать, во что обходится производство отдельных видов продукции, независимо от того, каков размер арендной платы за помещение или какова заработная плата у директора и его помощников. Поэтому одним из принципов бухгалтерского управлен-ческого учета является следующий: самая точная калькуляция не та, в ко-торую после многочисленных и трудоемких расчетов включаются все за-траты предприятия, а та, в которую вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции (выполнение работы, оказание услуги). Решить эту задачу можно лишь используя систему «директ-костинг».

Калькулирование переменной себестоимости помогает бухгалтеру-ана-литику оперативно решать ряд управленческих задач (см. гл. 4), причем рас-четы полной себестоимости не дают подобных результатов.

Система «директ-костинг» позволяет проводить эффективную полити-ку ценообразования. В некоторых ситуациях при недостаточной загружен-ности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов может быть оправданно даже в том случае, когда оплата за них не покрыва-ет полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие заказы можно до определенного предела, называемого «нижней границей цены». За пределами этой границы выполнение подобных заказов нецелесообраз-но. Рассчитать значение границы позволяет система «директ-костинг». Уп-равленческие решения подобного рода разрушают традиционные для оте-чественного калькулирования представления о том, что в основе цены непременно должна лежать полная себестоимость продукции.

Наконец, данная система позволяет существенно упростить нормиро-вание, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат -- лучше контролируемыми. Система «директ-костинг» находит все более широкое применение в отечественной бухгалтерской практике, в час-тности в издательской деятельности.

Пример 1. В связи с введением позаказного метода учета затрат и разде-лением затрат на производственные (счет 20) и периодические (счет 26) у издательств возникает возможность воспользоваться правом прямого отне-сения общехозяйственных затрат на реализованную продукцию, т.е. на счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», минуя косвенное их распределе-ние на счете 20 по заказам. В этом случае на счете 20 числятся только пря-мые затраты на производство издания (гонорар с отчислениями, полигра-фические услуги и бумага), величина которых прямо зависит от тиража издания. При увеличении тиража они изменяются прямо пропорционально (при условии выплаты гонорара потиражно -- пропорционально тиражу издания) (рис. А).

Учтенные на счете 20 суммарные прямые (переменные) затраты, отне-сенные к тиражу издания, дадут себестоимость одного экземпляра издания.

Рис. А Рост прямых (переменных) затрат в зависимости от тиража

Рис. В Переменные затраты на один экземпляр издания

Эта себестоимость ограничивает снизу цену реализации, так как любая про-дажа по цене ниже себестоимости, рассчитанной по переменным затратам, дает издательству убыток (отрицательный маржинальный доход) (рис.В).

Периодические затраты, не связанные напрямую с издательским про-цессом (затраты будут существовать и без наличия производственного про-цесса), учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (затраты на заработную плату работников издательства, арендные платежи, почтово-те-леграфные и телефонные затраты и т.д.), образуют постоянные затраты, т.е. затраты, не связанные с тиражом издания (рис. С).

Постоянные затраты показывают минимальный уровень суммы мар-жинального дохода, который необходим издательству для безубыточной ра-боты. Если сумма маржинального дохода (разница между ценой реализа-ции и себестоимостью по переменным затратам, умноженная на количество реализованных экземпляров) меньше суммы постоянных затрат издатель ства, то финансовый резульпитг от выпуска продукции --- убытки, если больше -- прибыль.

Рис. С. Зависимость постоянных затрат от тиража издания *

Рис. D. Зависимость удельных затрат от тиража издания

Если поделить общую сумму постоянных затрат на количество реализо-ванных экземпляров, то получим долю постоянных затрат в общей факти-ческой себестоимости одного экземпляра издания.

Как видно из рис. D, зависимость постоянных затрат на один экземп-ляр обратно пропорциональна тиражу издания. Сложив себестоимость одного экземпляра по переменным и по постоянным затратам, можно полу-чить фактическую себестоимость реализованной продукции. По экономи-ческому смыслу -- это минимальная цена реализации, необходимая для бе-зубыточной работы издательства. На практике, поскольку часть тиража реализуется по подписке, к этой сумме добавляется сумма коммерческих расходов на экспедирование, пере-сылку и распространение подписных экземпляров. Они также являются пе ременными расходами, так как зависят от тарифов на обработку одного под-писного экземпляра.

Рис. E. Зависимость себестоимости подписных экземпляров от тиража

Таким образом, фактическая себестоимость одного подписного экземп-ляра отличается от фактической себестоимости экземпляров, реализуемых в розницу, на сумму коммерческих расходов. Поделив сумму коммерческих расходов на количество подписанных номеров, получают себестоимость одного экземпляра по коммерческим расходам и, сложив полученную вели-чину с суммой фактической себестоимости, определяют полную себестои-мость подписных экземпляров (рис. E).

Сумма прямых и коммерческих затрат дает минимальную цену реализа-ции издания по подписке («нижнюю границу цены»), а добавив к ней посто-янную составляющую, можно выйти на полную фактическую себестоимость издания по подписке, гарантирующую безубыточную работу издательства.

В связи с тем что у большинства периодических изданий часть продук-ции распространяется по подписке, можно построить график поступления выручки от выпущенной продукции и сравнить его с затратами по перио-дам. Это позволит спрогнозировать финансовые результаты деятельности издательства на отчетный период. Кроме того, по запланированной выручке от реализации можно спрогнозировать денежные потоки издательства и определить обеспеченность издательства оборотными активами.

Таким образом, использование метода «директ-костинг» в издательской деятельности позволяет иметь информацию о прямых переменных затратах на единицу издания, о коммерческих переменных затратах на единицу изда-ния и об общей сумме постоянных затрат. Полученная информация даст возможность определить:

* минимальную цену реализации розничной продукции;

* минимальную цену реализации продукции по подписке;

* минимальную цену для безубыточной работы

* точку безубыточности по тиражу

* финансовые показатели деятельности издательства и т.д.

Пример 2. Предприятием производятся два вида продукции -- А и Б. Прямые затраты на производство продукции А составляют 170 руб., в том числе прямая заработная плата -- 85 руб. Прямые затраты на производство продукции Б -- 340 руб., из них заработная плата -- 170 руб. За отчетный период дебетовый оборот по счету 25 «Общепроизводственные расходы» составляет 153 руб., по счету 26 «Общехозяйственные расходы» -- 204 руб. Для упрощения расчета предположим, что общепроизводственные расходы

состоят только из переменной части. Допустим также, что: а) половина всех произведенных за отчетный период затрат материализовалась в готовой про-дукции, а вторая часть осталась в виде незавершенного производства, при-чем за отчетный период произведено 17 ед. готовой продукции А и 26 ед. изделия Б; б) вся произведенная продукция реализована. Выручка от реали-зации составила 680 руб.

Учет затрат по методу «директ-костинг» показан на рис. 1. К счету 20 открыты два субсчета -- для калькулирования себестоимости каждого вида продукции -- 20-А и 20-Б. Прямые затраты отнесены непосредственно на носители затрат: 170 руб. -- на продукцию А и 340 руб. -- на продукцию Б. Затраты, собранные на счете 25, распределяются между продуктами А и Б пропорционально прямой заработной плате, т.е. в пропорции 1 : 2. Таким образом, из общей суммы общепроизводственных затрат в 153 руб. 51 руб. отнесено на продукцию А, 102 руб. -- на продукцию Б.

Общехозяйственные расходы как периодические в сумме 204 руб. пря-мо списаны на себестоимость реализованной продукции.

Видно, что на производство продукции А в отчетном периоде затрачено 221 руб. Половина из них (110.5 руб.) -- себестоимость готовой продукции. По условию за отчетный период произведено 17 ед. продукции А. Следователь-но, себестоимость одной единицы -- 6,5 руб. В незавершенном производ-стве останется продукции А на сумму 110,5 руб.

Аналогичные расчеты по изделию Б позволяют оценить готовую про-дукцию (26 ед.) в 221 руб. Следовательно, себестоимость единицы изделия Б составляет 221: 26 = 8,5 руб. Незавершенное производство по изделиям Б оценивается в 221 руб.

Себестоимость всей готовой продукции -- 331,5руб. (110,5 + 221). Это пе-ременная себестоимость. На счете 90 формируется первый финансовый показатель -- маржинальный доход; в данном случае он равен 348,5 руб. (680 - 331,5). После списания общехозяйственных расходов на счете 90 вы-водится второй показатель -- прибыль, т.е. разница между маржинальным доходом и постоянными издержками. В приведенном примере операцион-ная прибыль равна:

348,5-204 =144,5 руб.

Поскольку готовой продукции на складе нет, запасы будут представле-ны лишь незавершенным производством. Его общий размер составляет:

110,5 + 221 =331,5 руб.

На рис. 2 представлен порядок учетных записей при калькулировании полной себестоимости. Отличие от предыдущей схемы состоит в том, что в калькулировании участвуют все расходы, включая и постоянные. Таким об-разом, между продуктами А и Б помимо общепроизводственных будут распределяться и общехозяйственные расходы. База распределения -- прямая заработная плата, пропорция распределения, как и прежде, составляет 1 : 2. Тогда на продукцию А будет отнесено 68 руб. общехозяйственных расхо-дов, на продукцию Б -- 136 руб. Дебетовый оборот по счету 20-А с учетом прямых и общепроизводственных расходов составит 289 руб.; из них поло-вина -- стоимость готовой продукции, а половина остается в незавершен-ном производстве. Следовательно, 17 ед. готовой продукции А оценивается в 144,5 руб., т.е. себестоимость единицы -- 8,5 руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.