Рефераты. Бухгалтерский (управленческий) учет

Общая классификация затрат на производство

Экономически обоснованная классификация производственных затрат является основой организации учета производственной деятельности.

Нормативными документами по планированию и учету себестоимости продукции в промышленности, а также в учебниках по финансовому учету предусмотрены следующие группировки затрат на производство:

* по составу -- одноэлементные и комплексные;

* по видам -- элементы расходов и статьи калькуляции;

* по назначению -- основные и накладные;

* по отношению к объему производства -- постоянные и переменные;

* по способу отнесения на себестоимость отдельных изделий -- прямые и косвенные;

* по характеру затрат -- производственные и внепроизводственные;

* по степени охвата планом -- планируемые и непланируемые.

Сгруппированные таким образом издержки производства характеризуют определенную функцию в системе калькулирования продукции, но не отвечают задачам управленческого учета затрат на производство.

Международные стандарты по производственному учету и практика его организации в экономически развитых странах предусматривают разные варианты классификации издержек в зависимости от целевой установки, направлений учета затрат. Под направлением учета затрат понимается область деятельности, где необходим обособленный целенаправленный учет затрат на производство. Потребители внутренней информации определяют такое направление учета, какое им требуется для обеспечения информацией по данной проблеме.

Например, начальник цеха хочет иметь информацию об отходах, возникающих при изготовлении продукции А на участке № 3, где автоматами производится рубка проволоки. Ему необходимо оценить технологию и эффективность использования проволоки, т. е оценить использованные ресурсы с различных сторон деятельности.

Направление учета производственных затрат

Принципы классификации затрат

Классификация затрат

1.Затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции

Размеры предприятия;

Особенности технологии,

Техники и организации

производства; номенклатура вырабатываемой

продукции; аналитичность; контроль; прогностичность; расчетов

эластичность; роль в процессе производства; факторы снижения; важность

в планировании; целесообразность выделения

затрат; удельный вес в

общих затратах; обоснованность в распределении по продуктам; тру

доемкость учета

Состав фактических затрат: основные и вспомогательные материалы,

затраты на труд, производственные

накладные расходы; входящие и истекшие; отчетного периода и включаемые в себестоимость

2. Затраты на производство, данные о которых являются основанием для принятия решений

Поведение затрат: постоянные, условно-постоянные, переменные, условно-переменные. Затраты будущего периода: принимаемые и непринимаемые в расчет при оценках.

Принятие решений: безвозвратные затраты, вмененные, инкрементные,

Маргинальные

3. Затраты, используемые в системе

планирования, контроля и регулирования

Центры ответственности: регулируемые и нерегулируемые затраты.

Места возникновения затрат, нормативные (сметные) затраты и отклонения от них

Рис. 3.4. Классификация затрат по целям управления

Прежде всего в учете накапливается информация о трех категориях затрат: расходах на рабочую силу, материалах, накладных расходах. Затем обобщенные затраты распределяются по направлениям учета:

1) для определения себестоимости изготовленной продукции и полученной прибыли;

2) для принятия управленческого решения;

3) для осуществления процесса контроля и регулирования.

Каждое из трех выделенных направлений, в свою очередь, требует детализации учета, т. е. своей классификации (рис. 3.4).

Ведение учета в соответствии с рассмотренной классификацией -- новое явление в отечественном учете затрат на производство. Рыночные отношения усиливают роль производственного учета в планировании, нормировании, анализе, прогнозе и в целом в системе управления производством. Движение информации о производственных затратах на счетах бухгалтерского учета (общая схема учета затрат на производство) представлено на рис. 3.5.

Следует отметить, что группировка затрат по статьям находит законченное отражение на счете "Основное производство", но по этим данным предприятие не может сделать выводы об окупаемости различных видов продукции (работ и услуг), эффективности принятых им решений, о влиянии принимаемых решений на величину затрат и прибыли. Решение проблем во многом определяется применяемыми группировками затрат. Классификация затрат, удовлетворяющая целям управления, является основным принципом организации управленческого учета производственной деятельности, методом обработки и анализа информации о производственных издержках.

Состав затрат, характеризующий результаты финансово-сбытовой деятельности

Финансово-сбытовая деятельность как часть общей системы производства сопровождается затратами. В состав этой категории затрат входят:

* затраты, связанные со сбытом продукции;

* комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям;

* затраты на сбор и распространение текущей маркетинговой информации;

Рис.3.5. Общая схема затрат на производство

* затраты по маркетинговым исследованиям;

* оплата маркетинговых услуг сторонних фирм;

* рекламные расходы;

* представительские расходы;

* другие расходы, связанные с финансово-сбытовой деятельностью. Затраты, связанные со сбытом продукции, состоят из:

* услуг вспомогательных цехов, связанных с изготовлением тары и упаковки; стоимости тары, приобретенной на стороне; расходов по ремонту и содержанию тары, оплаты стоимости упаковки изделий сторонними организациями в случаях, когда стоимость тары и упаковки не оплачивается дополнительно покупателем;

* содержания складов готовой продукции, амортизации складских помещений, погрузо-разгрузочных машин и оборудования (кранов, электрооборудования и т.п.), заработной платы работников складов;

* транспортных расходов по доставке продукции на станцию или пристань отправления, погрузке в вагоны, контейнеры, суда; оплаты услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор, если цена устанавливается франко-станция отправления; оплаты железнодорожного тарифа или водного фрахта или других транспортных издержек, если цена установлена Франко-станция назначения. Комиссионные сборы (отчисления) уплачиваются оптовым сбытовым или другим посредническим предприятиям в соответствии с договорами для расширения рынков сбыта и объема продаж. Затраты на сбор и распространение текущей маркетинговой информации -- услуги сторонних организаций по сбору внешней информации; расходы на содержание дистрибьюторов, розничных торговцев и других лиц, занимающихся сбором информации о конкурентах; время (заработная плата), затраченное на чтение книг, журналов и других специализированных изданий, на беседы с клиентами, поставщиками и др.; материальное стимулирование за предоставление важных сведений; содержание специальных отделов. Затраты по маркетинговым исследованиям состоят из затрат по исследованию потребительских мотиваций, рекламных текстов, эффективности рекламы, проблем информирования потребителей, реакции на новый товар, потенциальных возможностей рынка, определения каналов сбыта, изучения тенденций деловой активности, операций долгосрочного и краткосрочного прогнозирования. Эти услуги могут быть выполнены специализированными фирмами или отделом предприятия.

Расходы по рекламе --затраты на рекламную деятельность;

стоимость рекламных обращений, включающая расходы по охвату лиц, частоте появления рекламы; стоимость конкретных носителей рекламы; стоимость средств стимулирования сбыта -- образцы, купоны, упаковки по льготной цене, зачетные талоны и премии; участие в выставках, ярмарках, организация и участие в профессиональных встречах, экспозициях, демонстрациях товаров и др.

Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, состоят из расходов на проведение официальных приемов представителей других предприятий и организаций (включая иностранных), прибывших для переговоров по осуществлению мероприятий, связанных с установлением и поддержанием взаимовыгодного сотрудничества; посещение культурно-зрелищных мероприятий; буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы; оплата услуг лиц для переговоров, не состоящих в штате; транспортное обеспечение во время мероприятий.

В состав других расходоввходят затраты на содержание финансово-сбытового отдела -- заработная плата работников с начислениями, командировочные, почтовые, телефонные расходы и др.; содержание торговых представительств -- заработная плата с начислениями сотрудников, аренда помещений, телефаксные и другие расходы; расходы по сертификации продукции; износ нематериальных активов -- торговых знаков, марок и т.п.; другие расходы.

Классификация этих расходов определена теми же признаками, что и расходы по производственной деятельности. В то же время специфика финансово-сбытовой деятельности выдвигает в качестве основного признака классификацию затрат для принятия решений и планирования. Затраты в этом случае подразделяют на релевантные (принимаемые в расчет) и иррелевантные. Такое деление затрат необходимо для принятия решений о цене реализации, расформировании сегментов рынка, об увеличении объемов продаж.

Релевантные финансовые затраты представляют собой будущий прирост денежной наличности, величина которого зависит от рассматриваемого решения. Принимаются во внимание только приростные движения денежной наличности.

Практика показывает, что в разных ситуациях одни и те же затраты могут выступать как релевантные, так и иррелевантные. Например, закуплены материалы, которые оказались излишними. Эти материалы не могут быть израсходованы или проданы, поэтому независимо от принимаемого решения их стоимость будет одинакова, т. е. они являются иррелевантными затратами. В другой ситуации, когда материалы закупают для производства какого-либо изделия, анализируются их стоимость, номенклатура и т.д.-- затраты на материалы здесь являются релевантными. Материальные затраты в этом случае будут зависеть от принимаемого решения.

Следовательно, невозможно привести перечень релевантных затрат, он будет различен для каждого конкретного случая. Однако в каждой ситуации нужно руководствоваться принципом:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.