Рефераты. Бухгалтерский (управленческий) учет

Финансовый учет затрат на производство и себестоимости продукции включает учет прямых и косвенных затрат в суммовом выражении, себестоимость продукции, работ, услуг, их состав и структуру. Управленческий учет занимается формированием себестоимости продукции, оптимизацией затрат, включаемых и не включаемых в себестоимость продукции, выработкой стратегии по эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовый учет рассматривает количественную сторону всех объектов учета деятельности организации, а управленческий -- их качественные характеристики, эффективность использования. В этом и заключается основное отличие финансового учета от управленческого.

2.Как классифицируются затраты по отношению к уровню деловой активности?

Производственная деятельность организации состоит из хозяйственных процессов. Основными из производственных процессов являются снабжение, производство и реализация. Процессы включают в себя различного рода хозяйственные операции. Они по своему составу намного шире, чем основное содержание деятельности предприятия.

В управленческом учете в соответствии с объективными требованиями управления производственные процессы группируют по видам деятельности: снабженческо-заготовительная, производственная, финансово-сбытовая, организационная и инвестиционная.

Понятие "производство" в микроэкономике представляет собой целенаправленную деятельность, результатом которой является превращение отдельных компонентов в полезный продукт или изменение свойств, формы продукта. Производственная система предприятия состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, под которыми обычно понимают различные ресурсы, необходимые для производства, и результат производства. Продукт как цель создания и действия производственной системы выступает в процессе изготовления в разных видах относительно своего исходного материала и готовности. Производство продукта есть определенная технология, в соответствии с которой завершается трансформация затрат в продукцию.

Состав элементов производства определяют технологические схемы. Наиболее простая система представлена на рис. 3.1.

Каждый элемент рассматриваемой производственной системы выступает в производстве как самостоятельная система, состоящая из более простых компонентов. Системы различаются своими целями, имеют конкретные характеристики и факторы, подчиняются объективным законам экономики.

Рис. 3.1. Схема "затраты-выпуск" применительно к промышленному предприятию

В качестве отдельных систем действуют экономические ресурсы: материальные -- сырьевые материалы и капитал; людские -- труд и предпринимательская способность. По видам и функциональной роли, выполняемой в производственной системе, ресурсы подразделяют на материалы, средства производства, рабочую силу.

Процессы снабженческо-заготовительной деятельности являются первой стадией производства. От состояния этих процессов зависит производственная, финансовая, сбытовая и организационная деятельность предприятия.

Материальные ресурсы характеризуются ограниченностью и вступают в противоречие с безграничными потребностями. Это фундаментальное положение образует основу экономики и вызывает потребность в управлении и соответственно в управленческом учете.

Задачами управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности являются:

* выбор процедуры управления материальными запасами;

* методы оценки расхода и запаса материалов;

* сбор информации о показателях затрат на запасы;

* учет затрат на запасы;

* процедуры контроля за использованием материалов в производстве;

* разработка концепций управления снабженческо-заготовительной деятельностью.

Непосредственно производственная деятельность выражает главную цель предприятия -- выпуск продукта, который будет

реализован, и получена прибыль. Производственные процессы -- вторая стадия производства. Характерной особенностью этой стадии как центральной в производственной системе является формирование затрат на производство продуктов.

Состояние производства характеризуется его эффективностью, психологическими параметрами, степенью использования достижений научно-технического прогресса, местом и ролью работника в производственных процессах. Ограничение ресурсов и достижение планируемой эффективности требуют постоянного сопоставления расходов и полученных результатов. Эта проблема усиливается под воздействием инфляции, когда данные о производственных затратах необходимо повседневно сверять с данными будущих затрат, которые зависят в большой степени от влияния внешней среды. Кроме того, администрация в целях управления затратами и доходами наблюдает за эффективностью работы каждого подразделения, за полученными результатами от производства каждого вида продукта.

В целом механизм хозяйствования предприятия определяется степенью управляемости затратами. На рис. 3.2 приведены основные элементы системы управления затратами на производство.

Требования управления определяют отдельное изучение методики учета издержек производственной деятельности и необходимость разработки для предприятий системы контроля за себестоимостью продукции производственных подразделений на основе расширения аналитичности применяемых в учете группировок затрат.

К издержкам производственной сферы деятельности относятся издержки, обусловленные технологией производства, зависящие от объема выпуска продукции и составляющие вещественную основу выпущенного продукта. Учет издержек производства является определяющим в общей системе бухгалтерского учета. Управленческий учет не ограничивается только учетом затрат на производство в стоимостных показателях, регламентированных в нормативных документах. Его содержание гораздо шире и состоит из:

* отражения производственных процессов в количественном измерении в целях управления ими и определения прибыли;

* выбора в качестве объектов учета хозяйственных процессов и связанных с ними затрат;

* ограничения субъекта учета рамками предприятия;

* системного использования элементов метода (планирование, нормирование, измерение, регистрация, оценка, группировка, анализ, контроль) в отражении хода производственного процесса в неразрывной связи с процессом нарастания затрат;

* классификации затрат в соответствии с целями их управления для определения себестоимости продукции и полученной прибыли, принятия решений и планирования, осуществления процесса контроля и регулирования;

* формирования внутренней отчетности по уровням управления производственными процессами с использованием при этом принципов управления, принятых на предприятии, с учетом преобразования показателей внутренней отчетности в показатели внешней отчетности.

Рис. 3.2. Элементы системы управления себестоимостью и их взаимосвязь

Между производственной и сбытовой деятельностью существует прямая связь. Готовая продукция предприятия, полученная в процессе производства, после испытания и приемки отделом технического контроля сдается на склад готовой продукции, откуда начинается процесс ее сбыта. Однако финансово-сбытовая деятельность гораздо шире, чем сбыт. Более точно к ней можно применить определение понятия системы маркетинга.

Маркетинг --это человеческая деятельность по осуществлению обмена товаров и услуг, направленного на удовлетворение нужд и потребностей людей, а также производства. В состав этих процессов входят такие процедуры, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса и управление маркетингом -- анализ, планирование, организационная работа, контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на достижение таких целей предприятия, как получение прибыли, рост объемов производства и сбыта, увеличение доли рынка. Следовательно, в сферу маркетинга попадают различные стороны деятельности предприятия: производство, финансы, труд, сбыт и т.п.

Рассмотрение функций маркетинга позволит сформировать определение круга необходимой информации для управления маркетинговой деятельностью.

Функции маркетинга --исследование деятельности, сбор информации, планирование ассортимента продукции, сбыт и распределение, реклама и стимулирование сбыта. Выполнение этих функций на первом этапе включает оценку предприятия на рынке продавцов продукции и выбор тех видов продуктов или деятельности, по которым имеются преимущества в отношении экономических или технических параметров в сравнении с другими продавцами.

Второй этап состоит в разработке рыночной стратегии, когда определяются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, реализуемой как по прямым договорам, так и на свободном рынке. На этом этапе балансируются выпуск и спрос путем постоянного изучения рынка и регулирования номенклатуры выпуска.

Сбыт и распределение продукции -- третий этап. Эта функция состоит из процессов продвижения товаров от производителя к потребителю, включающих организацию и непосредственную доставку такого количества товаров, которое заказано покупателем в указанное им время.

Четвертый этап является важнейшим в системе маркетинга. Он включает в себя рекламу и стимулирование сбыта. Реклама способствует покупательной активности населения, оказывает воздействие на потенциального покупателя. Мероприятия по стимулированию сбыта влияют на предпринимательскую деятельность работников, а не только управленцев.

Система управления сбытом основывается на информации, которая формируется в финансовом и управленческом учете, а также на статистических данных. Эта информация должна обеспечивать выполнение всех функций маркетинга. Схема маркетинговой информации представлена на рис. 3.3.

Для контроля за отгрузкой и реализацией продукции прежде всего используется информация, содержащаяся в договорах на поставку. В отделе сбыта на каждого покупателя заводится карточка заказа, в которую заносятся даты сроков отгрузки по договору и фактически, а также данные о количестве и цене.

Любое предприятие может иметь свою систему внутренней отчетности, которая должна содержать показатели о текущей отгрузке, сумме издержек, объеме складских запасов готовой продукции, движении денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности. В дополнение к этому привлекается информация о выпуске продукции в натуральном и стоимостном измерении по полному ассортименту; о качестве продукции, браке; о формировании прибыли и ее прогнозе;

Рис. 3.3. Схема маркетинговой информации

коммерческих расходах; затратах на рекламу. Кроме того, управление финансово-сбытовой деятельностью требует информацию для выработки стратегии предприятия --- сведения о видах продукции, оценках, расширении объема выпуска продукции, завоевании рынка.

Одной из особенностей информации о финансово-сбытовой деятельности является ее периодичность. Управленческому аппарату информация должна поступать в срок три-пять дней, ежедневно, еженедельно, но не в конце месяца.

Другая особенность информации -- ее прогнозный характер, обеспечивающий установление зависимости между отдельными показателями. Прогнозная информация используется для принятия решений по улучшению деятельности служб маркетинга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.