Учет затрат по строительству (реконструкции) объектов ведется на счете 151 «Капитальное строительство». Аналитический учет ведут в разрезе видов инвестиций:
1. Проектно-исследовательские работы.
2. Строительные работы в разрезе объектов
3. Работы по монтажу оборудования
4. Приобретение оборудования, которое требует монтажа.
5. Приобретение оборудования, которое не требует монтажа, инструментов, инвентаря.
6. Прочие капитальные работы и затраты.
По субсчетам приобретения основных средств ведут количественный учет, а по субсчетам изготовления - только стоимостной.
В бухгалтерском учете строительство объекта за счет собственных средств с помощью подрядчика отражается следующими бухгалтерскими записями:
1. Изготовлении проектно-сметной документации на основании Акта выполненных работ в сумме 5000 грн:
Дт 151 «Капитальное строительство»
Кт 685 «Расчеты с прочими кредиторами»
2. Налоговый кредит в сумме 1000 грн на основании налоговой накладной, прилагаемой к Акту выполненных работ (Приложение 47).
Дт 641 «Расчеты по налогам»
3. Оплачены услуги НИИ в размере 6000 грн:
Дт 685 «Расчеты с прочими кредиторами»
Кт 311 «Текущий счет в национальной валюте»
4. Отнесены на себестоимость работы согласно выставленным Актам выполненных работ (Приложение 42, 44) подрядчиком на сумму 100000 грн в сентябре и 220000 в декабре:
- 320000грн
5. Налоговый кредит в сумме 20000 грн в сентябре и 44000 в декабре на основании налоговой накладной (Приложение 43, 45), прилагаемым к Актам выполненных работ (Приложение 42, 44).
- 64000 грн
6. Оплачены Акты выполненных работ по строительству проекта в сентябре - на 120000 грн и в декабре - на 264000 грн:
7. Введен в эксплуатацию автосалон общей стоимостью 325000 грн:
Дт 103 «Здания и сооружения»
Кт 151 «Капитальное строительство»
Учет основных средств
Предприятие приобрело легковой автомобиль. Стоимость, уплаченная поставщику, составляет 36000 грн, в том числе 6000 грн - НДС. При его регистрации были уплачены обязательный сбор на пенсионное страхование - 12% (1080 грн) и сбор за регистрацию в ГАИ - 100 грн. Отразим данную операцию в бухгалтерском учете.
1. Отражена предоплата стоимости автомобиля на сумму 36000 грн:
Дт 371 «Расчеты по авансам выданным»
2. Отражена сумма налогового кредита по НДС в сумме 6000 грн. согласно налоговой накладной (Приложение 48)
Кт 644 «Налоговый кредит»
3. Отражена уплата сбора на общеобязательное пенсионной страхование в сумме 1080 грн:
Дт 651 «Расчеты по пенсионному обеспечению»
4. Оплачен сбор за регистрацию в ГАИ в сумме 100 грн:
5. Формируем первоначальную стоимость полученного а/ля:
- в сумме стоимости, оплаченной поставщику без НДС - 30000 грн:
Дт 152 «Приобретение основных средств»
Кт 631 «Расчеты с отечественными поставщиками»
- в сумме уплаченного сбора на общеобязательное пенсионной страхование - 1080 грн.
Кт 651 «Расчеты по пенсионному обеспечению»
- в сумме сбора за регистрацию в ГАИ - 100 грн:
6. Отражено списание суммы налогового кредита (Приложение 48) в сумме 6000 грн:
Дт 644 «Налоговый кредит»
7. Отражен зачет задолженности согласно Приложению 49 на сумму 36000 и на сумму, уплаченную в ГАИ - 100 грн в общей сумме 36100 грн.
Дт 631 «Расчеты с отечественными поставщиками»
Кт 371 «Расчеты по авансам выданным»
8. Введен объект основных средств в эксплуатацию по первоначальной стоимости, равной 31180 грн (30000 + 100 + 1080) - Приложение 50, 51:
Дт 105 «Транспортные средства»
Кт 152 «Приобретение основных средств»
На введенный в эксплуатацию объект открывается инвентарная карточка, где указывается его первоначальная стоимость, норма амортизационных отчислений, инвентарный, серийный заводской номера, указывается индивидуальная характеристика объекта (Приложение 52).
Амортизация в бухгалтерском учете начисляется различными методами:
1) прямолинейный, по которому годовая сумма амортизации определяется делением амортизируемой стоимости на срок полезного использования объекта основных средств.
2) уменьшения остаточной стоимости, по которому годовая сумма аморти-зации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года или первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации и годовой нормы амортизации. Годовая норма амортизации (в процентах) исчисляется как разница между единицей и результатом корня степени количества лет полезного использования объекта, из результата деления ликвидационной стоимости объекта на его первоначальную стоимость;
3) ускоренного уменьшения остаточной стоимости, по которому годовая сум-ма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года или первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации и исчисляемой годовой нормы амортиза-ции исходя из срока полезного использования объекта и удваивается.
4)кумулятивного, по которому годовая сумма амортизации определяется как произведение амортизируемой стоимости и кумулятивного коэффи-циента. Кумулятивный коэффициент рассчитывается делением количе-ства лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта основных средств, на сумму чисел лет его полезного использования.
5) производственный, по которому месячная сумма амортизации определя-ется как произведение фактического месячного объема продукции (работ, услуг) и производственной ставки амортизации. Производственная ставка амортизации исчисляется делением амортизируемой стоимости на об-щий объем продукции (работ, услуг), который предприятие ожидает про-извести (выполнить) с использованием объекта основных средств. Предприятие может применять нормы и методы начисления амортизации основных средств, предусмотренные налоговым законодательством.
Предприятие самостоятельно выбирается один из методов начисления. На ОАО «Таврия-Авто» применяется прямолинейный метод начисления амортизации.
В 2007 г. было введено в эксплуатацию здание стоимостью 326000 грн. (автосалон). Рассчитаем амортизацию, если срок его эксплуатации - 40 лет.
Норма амортизации на год = 100%/40 лет = 2,5 %. Месячная норма составит: 2,5%/12 = 0,21 %. Амортизация начисляется в бухгалтерском учете со следующего месяца за месяцем, когда оно было введено в эксплуатацию. В апреле сумма амортизационных отчислений составит: 326000*0,21% = 684,6 грн. Данная сумма будет начисляться ежемесячно в течение срока полезного использования (40 лет).
Амортизация в налоговом учете начисляется согласно п. 8.6.1. Закона Украины «О налогообложении прибыли». Все основные фонды в налоговом учете делятся на 4 группы: (п. 8.2.)
1) Здания, сооружения, их структурные компоненты и передаточные устройства, в том числе жилые дома и их части (квартиры и места общего пользования), стоимость капитального улучшения земли.
2) Автомобильный транспорт и узлы, запчасти к нему; мебель; бытовые электронные, оптические, электромеханические приборы и инструменты, другое конторское (офисное оборудование, устройства и принадлежности к ним)
3) Любые другие основные фонды, не включенные в группу 1, 2, 4.
4) ЭВМ, другие машины для автоматической обработки информации, их программное обеспечение, связанные с ними средства считывания или печати информации, другие индивидуальные системы, телефоны, в том числе сотовые, микрофоны, рации, стоимость которых превышает 1000 грн.
Таблица 6
Нормы амортизационных отчислений в налоговом учете
Группа
До 2004 года
После 2004 года
1
1,25%
2%
2
6,25%
10%
3
3,75%
6%
4
15%
Нормы амортизации устанавливаются в % к балансовой стоимости каждой из групп основных фондов на начало отчетного (налогового) периода (в вышеперечисленных размерах в расчете на налоговый период).
Балансовая стоимость соответствующей группы основных фондов уменьшается на стоимость основных фондом, которые предоставляются плательщиком налога в финансовый лизинг в порядке, предусмотренном для продажи основных фондов. При этом лизингополучатель (арендатор) увеличивает балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов в порядке, предусмотренном для приобретения основных средств.
Расчет амортизации в налоговом учете отражается в Ведомости начисления амортизации (Приложение 53), ежеквартально ОАО «Таврия-Авто» сдает декларацию по налогу на прибыль с Приложением К1/1, где рассчитывается сумма амортизационных отчислений за квартал, а также нарастающим итогом за отчетный период (Приложение 57, 58).
Для бухгалтерского и налогового учета существуют свои факторы, следствием которых может быть изменение стоимости объекта основных средств или изменение балансовой стоимости группы основных фондов.
В налоговом учете фактором, вследствие которого может быть изменена балансовая стоимость группы основных фондов, является значение коэффициента индекса инфляции предыдущего года.
Уровень инфляции по результатам 2005 г. составляет 120%. Коэффициент индексации равен: (120% - 10%)/100% = 1,1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12