Рефераты. Бухгалтерский учет

Необходимость отнесения расходов на содержание заготовительно-складского аппарата предприятия на счета учета материалов или отклонений в стоимости материальных ценностей в соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и п. 70 Методических указаний обусловливает применение специального собирательно-распределительного счета для отражения всех затрат данного подразделения и последующего отнесения на соответствующие счета учета затрат на приобретение материалов. Представляется целесообразным для этих целей применять счет 23 "Вспомогательные производства". По дебету счета отражаются все затраты, связанные с содержанием данного структурного подразделения, а по кредиту - отнесение данных расходов на субсчет "ТЗР" к счету 10 "Материалы" или 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". Такой порядок учета расходов на содержание заготовительно-складского аппарата предприятия позволяет распределить данные расходы по группам материалов.

Возможен и иной вариант учета расходов на содержание структурного подразделения: расходы отражаются непосредственно на счете 10 "Материалы" или 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". В этом случае данные расходы учитываются на самостоятельном субсчете к данным счетам без их распределения по группам материальных ценностей.

До вступления в действие Методических указаний по учету материально-производственных запасов существовало три основных правила списания ТЗР:

* списание должно производиться ежемесячно;

* списание производится на те счета, на которые списаны материалы;

* величина ТЗР определяется пропорционально учетной стоимости материалов.

Пунктом 88 Методических указаний определен принципиально новый порядок списания ТЗР: ТЗР могут в конце отчетного периода сразу списываться на счета учета затрат или продаж (прочих расходов).

Такой порядок учета ТЗР может применяться только в том случае, если величина данных расходов не превышает 10% учетной стоимости материалов. Предприятие в учетной политике должно указать, какой способ списания ТЗР будет применяться. В силу того, что положения учетной политики в течение одного отчетного года не могут быть изменены, в бухгалтерском учете следует применять только один из способов списания ТЗР. Если в течение года доля ТЗР увеличилась и превысила 10% учетной цены, то применять способ полного списания ТЗР согласно п. 88 Методических указаний нельзя. В этом случае предприятие должно распределить сумму транспортно-заготовительных расходов с начала года между материалами, числящимися на складе, отпущенными в производство, реализованными или списанными по иным причинам.

В Методических указаниях не уточняется возможность применения такого способа по отдельным группам материальных ценностей. Представляется, что поскольку не уточняется порядок применения данного способа, то в том случае, если ТЗР учитываются по группам и видам материальных ценностей, то и применение способа списания транспортно-заготовительных расходов единовременно без распределения возможно в том случае, если по всем группам материалов выполняется требование о непревышении величиной ТЗР 10% учетной стоимости материалов. Если хотя бы для одной группы такое условие не выполняется, то ТЗР распределяются на остаток материалов на складе.

Пунктом 88 Методических указаний предусмотрено право предприятий ежемесячно полностью списывать ТЗР на увеличение стоимости израсходованных (списанных) материалов, если их удельный вес не превышает 5% учетной стоимости материалов. Однако данный абзац полностью повторяет условие полного списания без распределения ТЗР, если их доля не превышает 10%.

Предприятиям также предоставлено право в отчетном периоде (месяце) списывать ТЗР, распределив их по проценту, сложившемуся на начало отчетного периода или по нормативному, закрепленному в плановых калькуляциях. В следующем отчетном периоде бухгалтер должен определить степень соответствия фактических ТЗР, подлежащих списанию, и списанных по установленным правилам. Если колебания будут существенными, то необходимо провести корректировку ТЗР, списываемых в следующем отчетном периоде. Очевидно, что данный порядок списания ТЗР предполагает применение процента или доли ТЗР в учетной стоимости материалов в периоде, следующем за периодом определения этого процента (доли). Такой подход представляется целесообразным для формирования отчетности о себестоимости продукции (работ, услуг) в условиях, когда информация о ТЗР поступает в бухгалтерию с большим опозданием или затраты на ее определение требуют дополнительного времени (оценка расходов на содержание заготовительно-складского аппарата предприятия).

В соответствии с Методическими указаниями предприятия могут округлять удельный вес ТЗР до целых единиц.

Таким образом, предприятие должно внести дополнения в учетную политику по следующим элементам:

* вид учетной цены материалов;

* возможность учета ТЗР без распределения на группы материалов;

* возможность единовременного списания ТЗР в отчетном периоде на счета учета расходов без их распределения на остаток материалов на складе;

* применение процента распределения, округленного до целых единиц.

Учет выбытия материалов. Зачастую у организации накапливаются излишки материалов, которые не используются в процессе производства. Такие материалы могут быть проданы.

Выручка от продажи материалов отражается следующим образом:

Д-т сч. 62 К-т сч. 91-1 - отражена выручка от продажи материалов.

Если материалы облагаются НДС, этот налог начисляется такой проводкой:

Д-тсч. 91-2 К-тсч 68, субсчет "Расчеты по НДС"

- начислен НДС с выручки от продажи материалов.

Себестоимость проданных материалов списывается следующей проводкой:

Д-тсч. 91-2 К-тсч 10 - списана себестоимость проданных материалов.

В конце месяца определяется финансовый результат от продажи материалов:

Д-т сч. 91-9 К-т сч 99 - отражена прибыль от продажи материалов ил и

Д-т сч. 99 К-т сч 91-9 - отражен убыток от продажи материалов.

Пример. У ОАО "Актив" образовались излишки пиломатериалов, себестоимость которых составила 60 000 руб. Было принято решение продать пиломатериалы за 120 000 руб. (в том числе НДС - 18 305 руб.)

Бухгалтер ОАО "Актив" должен сделать следующие проводки:

Д-тсч. 62 К-тсч 91-1 - 120 000руб. - отражена выручка от продажи материалов;

Д-тсч. 51 К-тсч 62 - 120 000 руб. - поступили денежные средства от покупателя:

Д-тсч 91-2 К-тсч 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 18 305 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет;

Д-т сч 91-2 К-т сч 10 - 60 000 руб. - списана себестоимость проданных материалов;

Д-т сч 91-9 К-т сч 99 - 41 695 руб. - отражена прибыль от продажи материалов.

При передаче материалов безвозмездно в учете делается следующая запись:

Д-т сч 91-2 К-т сч 10 - списаны материалы, переданные безвозмездно.

После передачи материалов начисляется НДС:

Д-т сч. 91-2 К-т сч 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС по материалам, переданным безвозмездно.

Вопрос 40. Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета производственных запасов

Одним из наиболее прогрессивных методов бухгалтерского учета является сальдовый метод.

При сальдовом методе бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах.

Ежедневно или в другие установленные сроки (не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в некоторых случаях работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на первое число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).

После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передается в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

Вопрос 41. Инвентаризация и переоценка производственных запасов

В действующих организациях инвентаризация производственных запасов осуществляется не менее одного раза в год перед составлением бухгалтерской отчетности, кроме запасов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года.

Проведение инвентаризации обязательно также в следующих случаях:

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случаях пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов России.

Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационными комиссиями при обязательном участии материально ответственных лиц. К началу инвентаризации в карточках складского учета должны быть отражены все операции по движению материалов; по каждому из них выведены остатки на день инвентаризации; первичные документы по движению материалов необходимо сдать в бухгалтерию и подвергнуть бухгалтерской обработке. Факт сдачи всех документов в бухгалтерию и отсутствия неоприходованных или несписанных ценностей материально ответственные лица подтверждают письменно.

Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. При выявлении недостач или излишков материально ответственные лица должны дать им соответствующие объяснения. Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов и определяет порядок регулирования разниц и возмещения потерь.

Недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывают с кредита счета «Недостачи и потери от порчи ценностей» на издержки производства или обращения хозяйствующих субъектов или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных организаций. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списываются на счета виновных лиц и оформляются бухгалтерской записью:

Дебет сч. 73-АП «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет по возмещению материального ущерба),

Кредит сч. 98-АП «Доходы будущих периодов» (субсчет).

Переоценка материальных ценностей осуществляется в соответствии с действующим законодательством (по решениям правительства Российской Федерации) в связи с изменением цен и тарифов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.