Рефераты. Бухгалтерский учет

К основным задачам учета материально-производственных запасов можно отнести:

а) формирование фактической себестоимости запасов;

б) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;

в) контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

г) контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

д) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;

е) проведение анализа эффективности использования запасов.

К учету материально-производственных запасов на сельскохозяйственных предприятиях предъявляются следующие требования: сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов; учет количества и оценка запасов; оперативность (своевременность) учета запасов; достоверность; соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам); соответствие данных складского и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

Для учета материалов предназначен счет 10 "Материалы", на котором обобщается информация о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и других ценностей (в том числе находящихся в пути и переработке).

При этом материалы учитывают на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Сельскохозяйственные организации, продукцию собственного производства отчетного года, отражаемую на счете 10 в течение года (до составления годовой отчетной калькуляции) учитывают по плановой себестоимости. После составления годовой отчетной калькуляции плановую себестоимость материалов корректируют до фактической себестоимости.

Отражение операций по приобретению материалов в текущем бухгалтерском учете может осуществляться двумя способами. В соответствии с учетной политикой организации поступление материалов может отражаться с использованием синтетических счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Счет 10 "Материалы" на сельскохозяйственных предприятиях может включать в себя следующие субсчета:

10-1 "Сырье и материалы";

10-2 "Удобрения, средства защиты растений и животных";

10-3 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";

10-4 "Топливо";

10-5 "Тара и тарные материалы";

10-6 "Запасные части";

10-7 "Корма";

10-8 "Семена и посадочный материал";

10-9 "Материалы и сырье, переданные в переработку на сторону";

10-10 "Строительные материалы";

10-11 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности (со сроком полезного использования до 12 месяцев)";

10-12 "Прочие материалы".

В случае если оплаченные материалы на конец отчетного периода находятся в пути или еще не вывезены со склада поставщика, их стоимость отражают по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования этих ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируют и отражают в текущем учете как фактически оприходованные.

Фактический расход материалов на производство или для других хозяйственных целей учитывают по кредиту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство, расходов на продажу и др.

Продажу материалов на сторону, безвозмездную передачу проводят по кредиту счета 10 "Материалы" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" с одновременным отражением по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" сумм, причитающихся организации за эти материалы с покупателей, в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется в денежном выражении по материально ответственным лицам (складам) в разрезе балансовых счетов (субсчетов) и групп запасов. Аналитический учет поступления материалов в значительной мере зависит от выбора учетной цены. Если в качестве твердых применяют средние покупные цены, то поступившие материалы (семена, корма и пр.) отражают на каждом аналитическом счете по средним ценам. Наценки сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительные расходы по всем поступившим материалам учитывают на отдельном аналитическом счете "Транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовых организаций".

Если твердой учетной ценой служит плановая себестоимость материалов, поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по плановой себестоимости, а разницу между фактической и плановой себестоимостью материалов показывают на аналитическом счете "Отклонения фактической себестоимости над плановой".

Согласно методическим рекомендациям Минсельхоза РФ аналитический учет различных групп материалов осуществляют в следующем порядке. Учет топлива ведут, как правило, по каждому получателю (водителю автомобиля, трактористу-машинисту и др.). Стоимость топлива, использованного на производственные нужды, отопление и выработку энергии, относят в дебет счетов учета производственных затрат (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др.) по назначению. Аналитический учет кормов ведут по группам, видам, сортам, количеству и стоимости (на складах и других местах хранения - по количеству). На отдельных аналитических счетах учитывают заготовленный силос, сенаж и другие виды кормов. При этом учитывают сено однолетних и многолетних трав, а также природных сенокосов - на одном аналитическом счете "Сено всех видов"; солому яровых и озимых культур - на общем счете "Солома". Аналитический учет материалов и сырья, переданных в переработку, организуют по организациям, перерабатывающим соответствующие сырье и материалы. Аналитический учет по субсчету 10-10 ведут по наименованиям материалов и местам их хранения (использования) по количеству и стоимости.

8. Первичный учет движения продукции растениеводства, животноводства и прочих материальных ценностей.

Поступающая продукция от растениеводства учитывается отдельно по бригадам, звеньям, отделениям. Оформление продукции документацией зависит от ее вида и способа уборки.

Зерновая продукция учитывается в момент получения ее от комбайна. При этом составляют путевки на вывоз продукции с поля (форма N 164-АПК), реестры отправки зерна и другой продукции с поля (форма N 161-АПК)), талоны шофера (форма N 165-АПК) и талоны комбайнера (форма N 165а-АПК). В каждом предприятии бухгалтерия определяет способ оформления полученного зерна, оформляет это необходимым административным документом (приказом директора и т.д.) и доводит до непосредственных исполнителей.

Перед началом уборки урожая в хозяйстве заранее заготавливают необходимое количество документов, утвержденных бухгалтерией. В них указывают название предприятия, табельный номер комбайнера, номер агрегата, номер путевки, реестра (под одним номером три экземпляра). Сшитые пачки документов в конце подписываются руководителем и главным бухгалтером хозяйства, скрепляются печатью, регистрируются в специальных журналах и выдаются комбайнерам под расписку.

Если предприятие использует для учета путевки, то в этом случае комбайнер выписывает их при отгрузке зерна в трех экземплярах водителю машины. Второй и третий отдает шоферу, который расписывается в получении зерна во всех трех экземплярах. Шофер, сдавая зерно на склад (ток), предъявляет путевки заведующему складом (током), а тот после взвешивания зерна расписывается в полученных путевках и возвращает второй экземпляр водителю машины. Третий экземпляр остается у заведующего складом (током).

При пользовании реестрами отправки зерна и другой продукции с поля на каждую автомашину один раз в день комбайнер выписывает реестр в трех экземплярах, где указывает номер автомашины, фамилию, имя и отчество шофера, номер бригады, культуру, бункерную массу и др. Первый экземпляр остается у комбайнера, а второй и третий передаются водителю машины. Комбайнер во втором экземпляре расписывается о сдаче зерна шоферу, а шофер - в первом экземпляре о приеме зерна у комбайнера. При сдаче зерна на ток (склад) оно взвешивается, и заведующий током (складом) проставляет фактический вес в своем третьем экземпляре и одновременно расписывается в экземпляре водителя о приеме зерна, а шофер в экземпляре заведующего током (складом) - о сдаче зерна. Далее заведующий током (складом) на основании своих третьих экземпляров реестров или на основании путевок (если вместо реестров используются путевки на вывоз продукции с поля) составляет реестр приема зерна и другой продукции (форма N 162-АПК), который служит затем основанием для осуществления записей в ведомость движения зерна и другой продукции (форма N 167-АПК) и в карточку учета материалов (форма N М-17). В ведомости фиксируют остаток зерна на начало дня, приход, расход и остаток на конец дня. Составляется ведомость отдельно на каждую зерновую культуру. Приход расшифровывается в разрезе комбайнов, участвовавших в уборке урожая, а расход - по каналам использования зерна (элеватор, склад, приемные пункты и т.д.). В карточках (книге) учета материалов движение и остаток зерна учитывают также отдельно по культурам.

Заведующий током (складом), принимая зерно от шофера, взвешивает его и записывает данные в реестр приема зерна от шофера (форма N 165в-АПК). Этот реестр находится у водителя, а талон комбайнера, который он получил при загрузке машины, водитель отдает заведующему током (складом). Заведующий током (складом), кроме того, производит записи по принятому зерну в реестр приема зерна весовщиком (форма N 166-АПК). Данные этого реестра служат основанием для заполнения ведомости движения зерна и другой продукции, а также карточки (книги) учета материалов.

На реализованную зерновую продукцию выписывается счет-фактура в двух экземплярах. Один отдается покупателю после регистрации в книге продаж, а второй остается в хозяйстве. Счет-фактура служит для осуществления расчетов по купле-продаже зерна.

Вывозку зерна оформляют товарно-транспортной накладной (зерно) (форма N 190-АПК), которая составляется в четырех экземплярах (первый - для отправителя, второй - для грузополучателя, третий сдается в бухгалтерию, четвертый - для водителя). Выписанные товарно-транспортные накладные фиксируются в реестре документов на выбытие продукции (форма N 164-АПК).

Учет пропашных культур (технических, овощных, картофеля), а также плодов, ягод и фруктов ведется непосредственно по отделениям и звеньям, участвующим в производстве и уборке этих видов продукции. Оприходование урожая картофеля, овощей, плодов и ягод происходит на основании дневников поступления сельскохозяйственной продукции, дневников поступления продукции садоводства (форма N 171-АПК) и дневников поступления продукции закрытого грунта (форма N 170-АПК), которые, в свою очередь, служат основанием для составления учетных листов труда и выполненных работ (формы N 131-АПК, 132-АПК) при начислении оплаты труда работникам предприятия.

При реализации продукции составляют счет-фактуру, товарно-транспортную накладную, производят записи в книгу продаж и реестр документов на выбытие продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.