Основные документы системы «Сводный учёт и отчётность» можно подразделить на следующие группы:
· ведомости аналитического учёта по соответствующим синтетическим счетам, по подразделениям и предприятию в целом;
· оборотные ведомости по субсчетам в пределах каждого синтетического счёта;
· оборотные ведомости по синтетическим счетам, заменяющие Главную книгу.
Ведомости аналитического учёта различаются между собой по составлению граф и получаемых итогов. Периодичность их получения регламентируется потребностью предприятия в соответствующей информации. Эти ведомости предназначены для обобщения движения денежных средств предприятия в кассе, на расчётном счёте, для раскрытия в аналитическом разрезе прочих хозяйственных операций. [35]
Важным документом является оборотная ведомость по синтетическим счетам и субсчетам. Ведомость «Главная книга» обобщает все хозяйственные операции предприятия по синтетическим счетам.
Каждый факт хозяйственной операции должен быть зафиксирован в первичном бухгалтерском документе, поскольку именно первичные учётные документы, с одной стороны, являются подтверждением самого факта совершения хозяйственной операции, а с другой - на основании первичных учётных документов формируются бухгалтерская отчётность и данные о финансовом положении предприятия, осуществляется планирование и прогнозирование его деятельности.
На предприятиях Раздольненского района построена система документирования хозяйственных операций. Следовательно, уже в процессе оформления первичных документов и тем более при составлении синтетических учётных регистров производится анализ эффективности использования ресурсов на предприятия. Также при организации системы документирования хозяйственных операций на предприятиях Раздольненского района предусмотрена система взаимного контроля работников бухгалтерии. Обязанности распределены так, чтобы бухгалтеры вынуждены были сверять данные, формируемые ими в учётных регистрах, с данными первичных учётных документов и данными учётных регистров, формируемых другими бухгалтерами. Организует эту работу непосредственно главный бухгалтер, либо бухгалтер, отвечающий за составление и предоставление бухгалтерской отчётности внешним пользователям.
При организации системы документирования хозяйственных операций и документооборота предприятия Раздольненского района стремятся к тому, чтобы каждая операция оформлялась только одним документом.
В зависимости от величины предприятия и специфики его деятельности оно выбирает удобную для себя форму ведения бухгалтерского учёта, которая представляет собой строение учётных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учётной регистрации. Рационально организованная форма бухгалтерского учёта на предприятиях обеспечивает:
1. получение необходимой информации о хозяйственных процессах;
2. группировку и регистрацию сданных первичных документов;
3. повышение производительности труда учётных работников в процессе подготовки первичных данных, их обработки и записи в учётные регистры;
4. уменьшение числа ошибок при регистрации и обобщении учётных данных;
5. хранение информационного фонда, способствующего принятию управленческих решений. [21]
В Раздольненском районе в основном все предприятия ведут учет по журнально-ордерной форме учета.
Журнально-ордерная форма является более совершенной (60-ые г), т.к. в ней более детально отражается движение имущества предприятия, что позволяет провести анализ деятельности предприятия, выявить недостатки и резервы по ее улучшению.
Сущность журнально-ордерной формы состоит в следующем: все хозяйственные операции в момент их совершения отражаются в первичных документах. При наличии значительного количества однородных хозяйственных операций на основании первичных документов составляются накопительные ведомости.
На основании первичных документов ведутся карточки аналитического учета (ведомости аналитического учета). На основании накопительных ведомостей или первичных документов составляются журналы-ордера, где ведется синтетический учет. [2]
На основании ведомостей аналитического учета или карточек составляется оборотная ведомость по аналитическому учету. На основании журналов-ордеров - составляется главная книга. Затем на основании главной книги - баланс и отчетность.
Общим является то, что все операции отражаются в первичных документах и на их основании ведется главная книга.
Недостатки журнально-ордерной форме - ручная запись всех операций в учетных регистрах, трудоемкость, а также ее аналитика и возможность проводить анализ деятельности фирмы.
Форма бухгалтерского учёта определяет организацию документооборота в бухгалтерии предприятий исследуемых района.
В СПК «Раздольненский» учёт в центральной бухгалтерии частично автоматизирован, что значительно облегчает работу бухгалтеров.
В бухгалтерии используется программа «1 -С Предприятие». Программа отрегулирована и налажена с учетом специализации хозяйства. Это универсальная программа, предназначенная для ведения как аналитического, так и синтетического учета. Вся первичная документация заносится вручную, что так же предусмотрено программой.
Рис.3.1. Схема прохождения учётной информации при журнально- ордерной форме бухгалтерского учёта на предприятиях Раздольненского района
Программа так же содержит справочную информацию (план счетов, списки работников, списки видов объектов аналитического учета и др.). Работая в программе, бухгалтер не может допустить ошибки, т. к. при проведении документа появляется окно с указанием допущенных неточностей.
Все регистры формируются автоматически, что исключает появление арифметических ошибок. Программой так же предусмотрено ручное формирование некоторых видов отчетов, т. к. в ней не могут быть запрограммированы абсолютно все необходимые документы. Это осуществляется через команду: Документы - Операция. При этом ответственность за правильность составления документа несет бухгалтер.
Все проводимые операции в программе хранятся в Журнале операций независимо от того, проведена она или нет. Программа может удерживать сведения за любой период времени.
Для ведения аналитического учета программа позволяет вводить неограниченное количество показателей объектов аналитического учета: по видам продукции, запасам, предприятиям, сотрудникам и т. п. Все документы по аналитическому учету формируются в денежном, а если нужно, то и в натуральном выражении.
Единственным недостатком является то, что в случае отключения питания во время работы в программе данные не сохраняются, но на этот случай предусмотрены специальные дополнительные блоки питания (аккумуляторы), которые позволяют завершить работу и сохранить все данные.
КФ «Котовское» и КФ «Хлебороб» Раздольненского района используют упрощённую форму ведения бухгалтерского учёта. При использовании упрощённой формы ведения бухгалтерского учёта используют книги учёта хозяйственных операций, в которых отражают остатки на бухгалтерских счетах и регистрируют все операции, осуществлённые на предприятии, в хронологической последовательности. Для этого нужны четыре книги: книга денежных операций, книга продаж, книга приобретения, книга начисления заработной платы. Среди них книга денежных операций является единственной, где находят отражение все платежи и доходы предприятия. Кроме того, полезно отдельное ведение книги кассовой наличности и книги запасов.
Как было отмечено выше, первичные учётные документы оформляются и передаются в бухгалтерию для отражения в учёте в соответствии с утверждённым на предприятии графиком документооборота. В СПК «Раздольненский» составление графика документооборота автоматизировано. Он составляется в виде схемы или таблицы, в которой указывается ответственные за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, а также устанавливается срок исполнения по нему и порядок передачи в архив. Необходимо отметить, что отсутствие графика документооборота не влечёт за собой административной или финансовой ответственности, но усложняет работу руководства и бухгалтерии. Наличие же правильно составленного графика документооборота и его соблюдение позволяет рационально распределить должностные обязанности между работниками, вести точный учёт и своевременно составлять отчётность.
График документооборота отражает взаимосвязи между структурными подразделениями по поводу создания и сроков предоставления документов.
Для нашей страны в условиях рыночной экономики малые предприятия становятся одним из важнейших элементов рыночной структуры. В настоящее время удельный вес занятых на малых предприятиях украинцев составляет 32% всех занятых. В последнее время малые предприятия становятся стабильной базой поступления доходов в местные бюджеты. В столице такие поступления составляют до 40%. Поэтому грамотная организация бухгалтерского учёта на малом предприятии приобретает особое значение. [12]
Упрощенная форма бухгалтерского учёта КФ «Хлебороб» и КФ «Котовское» ведётся по форме бухгалтерского учёта с использованием регистров бухгалтерского учёта имущества малого предприятия. В приложении А отражена схема упрощённой формы бухгалтерского учёта.
КФ «Хлебороб» и КФ «Котовское» Раздольненского района ведут бухгалтерской учёт всех операций путём их регистрации только в книге (журнале) учёта фактов хозяйственной деятельности по форме К-1, что соответствует упрощённой форме бухгалтерского учёта. Ведение книги по указанной форме не исключает ведения в установленном порядке кассовой книги, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, лицевых счетов работников, налоговых карточек работников.
Таблица 3.2 - Форма ведения учета на сельскохозяйственных предприятиях Раздольненского района АРК
Предприятия
Журнально-ордерная форма
Мемориально-ордерная форма
Упрщённая форма
Автоматизи
рованная форма
СПК имени Ленина
+
-
СПК «Андреевский»
ОАО «Племзавод «Славное»
СПК имени Шевченко
СПК «Каркинитский»
СПК «Раздольненский»
КФХ «Хлебороб»
КФХ «Котовское»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12