Рефераты. Бухгалтерская финансовая отчетность

Текстовая форма подачи информации приемлема в тех случаях, когда отсутствуют цифровые данные либо их объем незначителен; нужно подробно объяснять взаимосвязь и значение представляемой информации. Текстовые отчеты часто составляют в дополнение к отчетам, составленным в табличной или графической форме.

2. Совершенствование бухгалтерской отчетности

Важность процесса перехода на Международные стандарты финансовой отчетности заключается не только в унификации систем бухгалтерского учета во всем мире. Его значение состоит еще и в том, что внедряемые международные стандарты направлены на обеспечение прозрачности и отражение реальной экономической ситуации и тем самым позволяют пользователям отчетности хозяйствующих субъектов принимать правильные экономические решения.

Российская система бухгалтерского учета, которая представляет собой адаптированный вариант системы, первоначально ориентированной на плановую экономику, наименее пригодна для принятия решений в условиях рынка. Это приводит к ошибочным экономическим решениям и растрате экономических ресурсов. Напротив, предоставление пользователям значимой информации позволило бы обеспечить более эффективное вложение и более точную оценку ограниченных ресурсов с максимальным эффектом для предприятий и для всего общества.

Улучшение качества финансовой информации выгодно не только хозяйствующим субъектам, имеющим сторонних инвесторов. Руководство предприятий в ходе своей работы должно иметь более полное представление о реальных экономических условиях своей хозяйственной деятельности для принятия более эффективных управленческих решений.

Результаты ряда экономических исследований свидетельствуют о том, что для обеспечения стабильных и высоких темпов роста российская экономика нуждается в весьма существенных капиталовложениях.

Многим российским предприятиям, планирующим привлечение заемного или акционерного капитала, придется составлять финансовую отчетность по МСФО. Фактически уже сегодня отдельные ведущие финансовые институты (например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК)) отказываются рассматривать инвестиционные проекты до тех пор, пока не будет составлена и представлена на рассмотрение финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО.

Таким образом, российские предприятия, заинтересованные в привлечении заемного или акционерного капитала по разумным ценам, сталкиваются с двойной нагрузкой и затратами, связанными с составлением двойного комплекта отчетности (согласно РПБУ и МСФО) и проведением двойного аудита. Такая двойная нагрузка сохраняется и после привлечения капитала, поскольку новым инвесторам также требуются отчетность в формате МСФО и, вероятнее всего, ее аудит в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).

Приватизацию российских предприятий, продажу государственных пакетов акций можно осуществлять по гораздо более высоким ценам в том случае, если потенциальным покупателям будет предоставлена финансовая отчетность в формате МСФО, прошедшая аудит в соответствии с МСА. Это позволит значительно увеличить поступления в бюджет. В то же время стоимость продаваемых акций оказывается значительно заниженной, если цены реализации формируются на основе балансовых показателей без учета текущей и будущей экономической выгоды, которую можно оценить только на основе МСФО.

Переход банков на МСФО способствовал восстановлению эффективной банковской системы благодаря появлению достоверной и значимой финансовой отчетности коммерческих банков, необходимой для налаживания полномасштабных корреспондентских отношений во всем мире.

Однако непрозрачность используемой в России системы финансового учета позволяет руководителям отдельных предприятий скрывать их реальное финансовое положение (использование денежных средств, а также результаты хозяйственной деятельности за отчетный период) от внешних заинтересованных пользователей, причем не только от имеющихся внешних акционеров, но и от сотрудников, кредиторов, потенциальных инвесторов, местных и федеральных органов и т.д. Переход на финансовую отчетность, составленную по МСФО и прошедшую аудит по МСА, сам по себе не всегда способен предотвратить случаи крупного мошенничества и помешать руководству заключать сделки в личных интересах в ущерб собственному предприятию, однако он должен способствовать своевременному выявлению таких фактов и служит мощным сдерживающим фактором.

С начала 1990-х годов компаниям разрешается представлять сводную финансовую отчетность в соответствии с МСФО, а не российскими ПБУ. Реализуемая Правительством РФ государственная Программа реформирования бухгалтерского учета не содержит четкого описания сущности и основных характеристик финансовой отчетности в отличие от отчетности, подготавливаемой в соответствии с МСФО. Вместо этого предполагалось создавать систему бухгалтерского учета, постоянно меняющуюся в течение ряда лет, каждый отдельный компонент которой будет постепенно приводиться в соответствие с отдельными элементами МСФО. Программой не предусмотрена разработка целостной системы согласованных стандартов, соответствующих МСФО при этом российские стандарты бухгалтерского учета в своих отдельных положениях нередко противоречат МСФО. Это также приводит к концептуальной неопределенности, а предприятиям в связи с часто меняющимися требованиями к финансовой отчетности приходится нести затраты, которых можно было бы избежать.

По мнению специалистов, через несколько лет затраты будут еще выше в связи с тем, что многим российским предприятиям потребуется система стандартов, полностью соответствующих МСФО.

Важно отметить, что в случае полного перехода России на МСФО не следует ожидать, что иностранные инвестиции буквально хлынут в Россию. Однако это будет важным шагом в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Увеличение корпоративной прозрачности будет означать, что инвестиции станут менее рискованными для инвесторов, а значит, более дешевыми. Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не сможет нормально развиваться в отрыве от международного. По итогам реформы бухгалтерского учета уже можно говорить как об определенных положительных результатах, так и о проблемах перехода. Тем не менее, реформа будет реально закончена лишь тогда, когда каждый бухгалтер будет профессионально владеть основами МСФО, а руководители компаний будут действительно заинтересованы в представлении достоверной и объективной информации. Это означает, что более активно должна вестись работа по повышению квалификации бухгалтеров.

В числе других задач реформирования российской системы бухгалтерского учета следует отметить необходимость окончательного разделения бухгалтерского учета на финансовый, управленческий и налоговый, как это принято в международной практике. При этом финансовый анализ будет ориентирован на внешних пользователей (собственников, инвесторов, кредиторов, дебиторов и т.д.), управленческий учет будет использоваться для систематизации затрат, принятия управленческих решений и планирования, а налоговый учет - для исчисления налогов. В то же время еще раз следует подчеркнуть, что реформа бухгалтерского учета должна осуществляться с учетом сложившихся национальных традиций, специфики экономического развития России, а не путем слепого копирования западного опыта.

Выводы и предложения

Одним из важнейших факторов создания так называемой «новой экономики» была именно глобализация стандартов, и можно с уверенностью утверждать, что эта тенденция сохранится и в будущем. Нужно рассматривать международные стандарты финансовой отчетности прежде всего как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый комплексный подход в процессе формирования финансовой информации. Это особенно актуально в XXI веке, который предъявляет качественно новые требования к компаниям, желающим успешно конкурировать на международных рынках Организациям независимо от их размеров и форм собственности придется решать задачу, как остаться жизнеспособными на рынке. Это удастся сделать только в случае предоставления товаров или услуг, имеющих дополнительную ценность для потребителя, причем в условиях динамично развивающейся конкуренции.

Пожалуй, главный вывод по первым итогам реформирования российской системы бухгалтерского учета - это наличие определенных положительных результатов. Весьма болезненный процесс трансформации бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики потребовал, прежде всего, изменения отношения к профессии бухгалтера. Бухгалтер, ранее являвшийся одной из самых незаметных фигур, превращается в незаменимого советника руководителя предприятия, осваивая совершенно новые функции (такие, как финансовый менеджмент, налоговое планирование и др.). Чрезвычайно важно, чтобы реформа продолжалась достигнутыми темпами и приобретала законченный характер. Это особенно касается законодательной базы бухгалтерского учета, где нужно решить одну из самых застарелых болезней регулирования учета в России - бесконечный поток текущих инструкций, писем, указаний, которые нередко противоречат друг другу.

Еще одно из перспективных направлений реформы - обеспечение более широкого участия бизнеса в разработке новых ПБУ, что может быть достигнуто путем более активного вовлечения в процесс адаптации международных стандартов профессиональных объединений бухгалтеров.

Весьма положительно можно расценить недавнее заявление Европейской комиссии по внутреннем рынку и налогообложению о том, что она будет рекомендовать МСФО к принятию всеми европейскими компаниями, присутствующими на рынках ценных бумаг. Это является частью стратегии ЕС, направленной на построение единой транспарентной системы учета на европейском рынке капитала. Значение этого шага, который, по всей вероятности, будет скоро реализован, трудно переоценить для России традиционно ориентированной именно на европейские рынки.

Надо полагать, что в XXI веке информация станет самым ценным ресурсом. В данном контексте финансовую информации: можно рассматривать как важнейший инструмент принятия хозяйственных решений т.к. от ее качества зависит эффективное привлечение инвестиций. Хочется надеяться, что российские предприятия будут рассматриваться на внешних рынках в качестве равноправных партнеров и в полной мер: использовать широкие возможности, предлагаемые международными рынками капитала.

Список использованной литературы

1. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Ю.А. Бабаев, И.П. Комисарова, В.А. Бородин; под. ред. проф. Ю.А. Бабаева, проф. И.П. Комисаровой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 - 527 С.

2. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов, и др. - 4-е изд., испр. и доп.- М.: КНОРУС, 2007. - 432 с.

3. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник /Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова, 5-е изд., перераб. и доп. - М: Дело и сервис, 2007. - 368 с.

4. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учет. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 480 с.

5. Камышанов П.И. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для студентов, / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. - 4-е изд.,испр. - М.: Омега - Л, 2007. - 591 с.

6. Керимов В.Э. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 724 с.

7. Конрабаева Е.А. Концептуальные основы составления финансовой отчетности // Бухгалтерский учет, 2008, №18, 72-74 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.