Рефераты. Аудиторское заключение нематериальных активов

Аудиторское заключение нематериальных активов

Содержание

Введение

1. Основы аудита

1.1 Понятие и цели аудита

1.2 Аудиторское заключение

1.3 Состав и содержание аудиторского заключения

2. Аудиторское заключение нематериальных активов

2.1 Аудит нематериальных активов

2.2 Оценка результатов и заключение аудитора

Заключение

Список использованных источников

Введение

Развитие рыночных отношений, быстрота и масштаб технологических изменений, а также увеличение рынка интеллектуальной собственности в России выявили большой круг проблем, связанных с возникновением, функционированием и бухгалтерским учетом особого вида активов, не имеющих за собой вещественного наполнения - нематериальных активов.

Наличие у предприятия таких активов позволяет ему: защитить свой бизнес, используя при этом патентное законодательство; выпускать конкурентно-способную продукцию и конкурировать с аналогичными предприятиями на товарном рынке; привлекать крупные инвестиции в развитие наукоемких технологий.

Нематериальные активы и до сих пор являются одним из наиболее сложных вопросов не только в российской методологии бухгалтерского учета, но и в зарубежной. Несмотря на тот факт, что нематериальные внеоборотные активы общепризнаны в большинстве стран рыночной экономики, подходы к их идентификации, способам поступления на баланс, оценке, амортизации, продолжают оставаться объектами горячих дискуссий. Именно по этой причине Международный стандарт по бухгалтерскому учету (МСФО 38 Нематериальные активы) был разработан одним из последних.

Нематериальные активы имеют ряд особенностей: отсутствие материально-вещественной формы, высокая степень риска в отношении возможных доходов от их использования в будущем и т. д. Поэтому учет операций, связанных с данным видом активов, зачастую вызывает у бухгалтера значительное количество вопросов.

Следовательно, реально оценивать финансовое состояние предприятия без достоверных сведений о том, какой интеллектуальной собственностью оно располагает, невозможно.

Аудит нематериальных активов осуществляется с помощью рабочей программы, составляемой независимым аудитором или аудиторской фирмой. В ней содержатся источники аудиторских доказательств (формы бухгалтерской отчетности, аналитические регистры бухгалтерского учета и т.д.), список нормативных документов, перечень тестов средств внутреннего контроля и аудиторских процедур.

Целью настоящей работы является рассмотрение вопросов проведения аудита нематериальных активов.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы 22 страницы.

1. Основы аудита

1.1 Понятие и цели аудита

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

В российских стандартах аудиторской деятельности дается следующее определение аудита:

Аудит - это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.

Аудитор - это лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.

Аудитор отличается от ревизора по своей сущности: по подходу к проверке, по взаимоотношениям с клиентами, по выводам, сделанным по результатам проверки.

Главная цель аудита - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Достижению главной цели способствуют особенности ведения аудиторской деятельности:

1. Независимость и объективность при проведении проверок.

2. Конфиденциальность.

3. Профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора.

4. Использование методов статистики и экономического анализа.

5. Применение новых информационных технологий.

6. Умение принять рациональное решение по данным аудиторской проверки.

7. Доброжелательность и лояльность по отношению к клиенту.

8. Ответственность аудитора за последствия его рекомендаций по заключениям по результатам аудиторской проверки.

9. Содействие росту авторитета аудиторской профессии.

1.2 Аудиторское заключение

Заключительная стадия аудиторской проверки предусматривает проведение следующих мероприятий: систематизацию результатов проверки; анализ результатов проверки; составление аудиторского заключения.

Систематизация результатов проверки состоит в приведении в определенную последовательность всех полученных результатов. В зависимости от цели проверки (инициативный аудит, обязательный аудит, аудит по решению органов дознания) необходимо провести четкую систематизацию полученных сведений. Такую систематизацию обычно проводит руководитель группы аудиторов. Систематизируют данные по разделам проверяемых тем (учет основных средств, материальных запасов и т. п.), а внутри тем -- по аналитическим и другим признакам. По возможности выделяют наиболее существенные замечания: неверные записи на счетах, нарушение налогового законодательства, отсутствие записей на счетах и др.

Анализ результатов проверки может проводиться по полученным данным и имеет несколько целей:

- общий анализ учетной политики, принятой клиентом;

- правильность ведения учета по отдельным разделам и счетам;

- соблюдение налогового законодательства;

- анализ финансового состояния клиента.

При этом важно отметить, что при инициативном аудите полученные результаты могут быть представлены клиенту в виде отчета с выводами и предложениями. Дальнейшие шаги клиента и аудиторской фирмы зависят от договорных обязательств и решаются ими совместно.

Наиболее распространенным вариантом проведения аудиторской проверки является проверка в рамках обязательного аудита, при котором требуется представить заключение, определяющее результаты проверки.

По результатам проведенной проверки аудитор должен оформить аудиторское заключение. Форма и принципы составления аудиторских заключений регулируются «Временными правилами аудиторской деятельности в РФ» №2262 и Порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, оформленного протоколом № от 9.02.96 г. комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение аудитора фирмы о достоверности этой отчетности, которое должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе. Если в результате аудита аудиторская фирма обнаружила, что имущественное или финансовое положение экономического субъекта таково, что существует серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать данное сомнение.

По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме: безусловно положительного заключения; условно положительного заключения; отрицательного аудиторского заключения; отказа в даче аудиторского заключения.

В случае безусловно положительного заключения, мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить достоверность информации. А это значит, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерских учет и отчетность в РФ.

В случае условно положительного заключения, мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить достоверность информации, за исключением определенных обстоятельств.

В случае отрицательного аудиторского заключения, мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает достоверность информации при любых обстоятельствах.

Случай отказа аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении, означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает такое мнение в одной их установленных порядком форме.

Принципы составления аудиторского заключения:

1. Аудиторское заключение составляется по результатам аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, проведенного аудиторской фирмой.

2. В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен либо наименованиями всех составляющих бухгалтерской отчетности либо просто обозначается бухгалтерская отчетность. Аудиторское заключение должно содержать отчетный период, отчетную дату и полное наименование экономического субъекта в соответствии с его учредительскими документами.

3. Аудиторское заключение составляется в отношении бухгалтерской отчетности экономического субъекта, который является юридическим лицом, таким образом бухгалтерская отчетность должна включать показатели всех филиалов и подразделений экономического субъекта, независимо от географического расположения, степени финансовой и хозяйственной самостоятельности, структуры отчетности, внутренних взаимоотношений (включая выделенные на отдельной базе, а также представительства).

4. При составлении аудиторского заключения аудиторская фирма должна принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта (существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта). Использование принципа существенности при составлении аудиторского заключения означает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита, никакие иные существенные обстоятельства не были обнаружены аудиторской фирмой при проведении проверки. Аудиторское заключение не может и не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения, как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказывать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта не существуют.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.