Рефераты. Аудиторская деятельность в страховании

2."Полноты представления данных", т.е. все ли суммы вписаны в отчет и все ли осуществленные операции отражены на счетах бухгалтерского учета. Например: не все поступившие страховые премии по договорам страхования отражены в бухгалтерском учете и отчетности аудируемой страховой компании /здесь следует помнить о двух методах определения выручки от реализации страховых услуг, оказываемых страховщиками в соответствии с действующим законодательство - "кассовым" или методом "начисления"/; не все приобретенные материальные ценности нашли отражение в учете компании.

3."Точности представления данных", т.е. все записанные в учете операции правильно оценены и суммы, включенные в отчет, правильно рассчитаны и подсчитаны. Например, нарушением данного утверждения будет, если:

не все договора включены в журнал учета заключенных договоров страховщиком или наблюдается несоответствие реальных и записанных дат, сумм, комиссионных вознаграждений в этом журнале;

общая величина страховых резервов, например, на 1 января 1997г., будет неверно рассчитана;

неправильно рассчитана среднегодовая стоимость имущества, являющаяся базой для расчета налога на имущество;

неправильно произведен пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации по валютным счетам и операциям с иностранной валютой;

неправильно произведена переоценка основных средств и так далее.

4."Классификация", т.е. все ли операции, записанные в учетные регистры, и суммы, включенные в отчет, правильно классифицированы. Аудитор должен проверить, на самом ли деле долгосрочные кредиты банков являются кредитами, взятыми на срок более одного года, основные средства правильно отнесены к объектам основных средств согласно действующему порядку ит.п. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и Указания по заполнению форм бухгалтерской отчетности страховых организаций - основные документы, которые аудитор должен использовать при проверке правильности классификации операций и статей отчета.

5."Хронологическая точность записей", т.е. операции записаны на те даты когда они имели место. Аудитору следует обратить внимание на принятую учетную политику в аудируемой компании в пункте проверки правильности отражения по датам выручки от реализации страховых услуг.

6."Правильности свода данных", т.е. записанные операции правильно сведены в Главную бухгалтерскую книгу /сводную оборотную ведомость/ и итоги /обороты, сальдовые остатки/ по счетам /синтетического и аналитического/ подведены правильно.

7."Согласование", т.е. данные бухгалтерского отчета совпадают /согласуются/ с данными синтетического учета и с данными Главной бухгалтерской книги /сводной оборотной ведомости/, а данные синтетического учета совпадают с данными аналитического учета.

8."Права и обязательства". Аудитор, решая эту задачу, должен получить ответы на следующие вопросы:

а) реализует ли компания свои права, участвуют ли активы в "бизнесе" компании;

б) выполняет ли она свои обязательства перед страхователями, перестрахователями, бюджетом, внебюджетными фондами, перед работниками по оплате труда, перед учредителями /акционерами/, перед другими кредиторами и заимодавцами и т.п.;

в) соблюдает ли компания нормативное соотношение между активами и принятыми ею страховыми обязательствами. Для обеспечения платежеспособности размер свободных активов страховщика, исчисленный как разность между общей суммой активов и суммой его обязательств, должен соответствовать нормативному размеру, определяемому в порядке, изложенном в установленной методике расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков;

г) правильно ли выбраны методы формирования страховых резервов и правильно ли произведен их расчет;

д) при превышении максимальной ответственности по отдельному риску перестрахует ли аудируемая компания риск неисполнения соответствующих обязательств;

е) происходит ли размещение страховых резервов компанией на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности и соблюдаются ли при этом Правила размещения страховых резервов.

Решение задачи "права и обязательства" требуют от аудитора высокой квалификации и профессионализма, знаний во многих областях нашей

экономики, логического мышления и математических способностей. Естественно, данными качествами он должен обладать вообще, занимаясь аудиторской деятельностью.

9."Соответствие финансовых результатов периоду", т.е. в верный ли период времени записаны доходы и расходы страховщика. Проверяется выполнение главного принципа бухгалтерского учета и определения финансовых результатов: отнесение доходов к тому периоду, за который они были заработаны, и учета убытков в том периоде, когда они возникли.

Здесь можно отметить, что с высокой степенью вероятности не в тот

период времени записаны те операции, которые осуществлены ближе к концу отчетного периода /выполнение задачи "отсечения"/.

10."Представление и раскрытие". Аудитор проверяет правильно ли статьи бухгалтерского /финансового/ отчета представлены и раскрыты в соответствии с требованиями, связанными с составлением этого отчета /Указаниями по заполнению форм годовой бухгалтерской отчетности и другими законодательными и нормативными документами/. Правильно ли пояснительная записка, прилагаемая к годовому бухгалтерскому отчету, раскрывает принятую учетную политику аудируемой компании, виды страховой деятельности, осуществляемые ею, методы формирования страховых резервов и другие факторы, повлиявшие в отчетном году на итоговые результаты деятельности компании. Если аудируемая компания осуществляет совместную деятельность и на нее возложено ведение общих дел участников договора о совместной деятельности, то данные отдельного /обособленного/ баланса не должны включаться у нее в общий баланс. Аудитор должен правильно "отсечь" статьи балансового отчета по совместной деятельности /имущества, созданного или приобретенного в ходе совместной деятельности, полученных финансовых результатов и т.п./ и одновременно решить задачу "представления и раскрытия" статей бухгалтерского /финансового/ отчета данной аудируемой компании.

3.31ИСТОЧНИКИ АУДИТОРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.

И СПОСОБЫ ЕЕ СБОРА

Одним из основных решений, принимаемых аудитором, является определение количества информации для проведения аудита и способы ее сбора.

Источниками информации являются:

первичные документы,

учетная система /учетные регистры, Главная бухгалтерская книга и т.п./,

система отчетности,

материальные активы,

администрация и персонал компании,

независимые третьи лица.

Способы сбора информации. Различают следующие способы сбора информации:

1. изучение в натуре - представляет собой подсчет или проверку реального существования материальных /осязаемых/ активов - наличных денежных средств, основных средств, ценных бумаг. Информация, собранная таким способом, наиболее надежна. Однако в этом случае нельзя оценить такие факторы, как износ или принадлежность активов аудируемой компании;

2. проверка первичных документов. С каждой операцией, записанной в учете, должен быть связан документ. В бухгалтерском учете под хозяйственной операцией понимается каждый свершившийся факт, оформленный документом. Но, как правило, с операцией связано несколько документов /письма, акты, заявления, приказы, договора, страховые акты, банковские выписки и т.п./. Просмотр документов внутренней или внешней переписке является источником полезной информации и широко используется аудиторами, так как наиболее доступен. В плане надежной информации важно различать внутренние и внешние документы. Аудитор должен знать: внешние документы - источники более независимой информации.

Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование документа; дату составления;

содержание операции;

измерители операции;

наименование должностных лиц;

ответственных за совершение операции;

личные подписи и их расшифровки;

3. наблюдение - это использование органов зрения, слуха, и т.п. для оценки реального положения дел в компании, Целесообразно проводить в процессе беседы с администрацией и персоналом компании, наблюдать за выполнением бухгалтерскими работниками своих обязанностей. Подобную информацию необходимо перепроверять другими способами, так как ее нельзя считать достаточно объективной;

4. опрос. Опрос классифицируется на:

а. получение письменной или устной информации от клиента /администрации и персонала аудируемой компании/ в ответ на интерисующие вопросы аудитора в процессе проведения аудита. Информация, полученная данным способом, зависит от честности, профессионального опыта и независимости опрашиваемого. Однако в некоторых случаях необходимо получить информацию от клиента, чтобы понять, например, сущность какой-либо операции или сделки, целесообразность ее проведения;

б. получение письменной или устной информации от независимой третьей стороны. Информация, полученная методом опроса от независимой третьей стороны, достовернее информации, полученной от клиента. Как правило, информация от третьей стороны дорого стоит, и причиняет неудобство тем, к кому за ней обращаются. Но здесь повышается независимость полученной информации. Например, реальное наличие средств на счетах в банках на дату составления бухгалтерского отчета может подтвердить банк, уплату страховых взносов - страхователь, дебиторскую задолженность - дебитор, кредиторскую задолженность - кредитор и так далее. Аудитору предпочтительнее получать письменный ответ от самого клиента и/или третьей стороны на посылаемый запрос, чтобы увеличить надежность данной информации;

5. перепроверка арифметических расчетов включает проверку расчетов, производимых клиентом, и проведения аудитором самостоятельных вычислений. Например, перепроверяются расчеты подоходного налога с доходов физических лиц - работников компании, полученных ими в отчетном аудируемом году, или специальные расчеты по формированию страховых резервов у компании;

6. проведение аналитических процедур касается:

сравнительного анализа по статьям финансового отчета, например, за аудируемый и предыдущий периоды;

исследования любых необычных отклонений;

анализ соотношения различных данных;

сопоставления и оценки результатов анализа.

Аналитические процедуры используются на всех этапах аудиторской проверки, и особенно необходимы при планировании и завершении аудита.

3.4 СОСТАВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

1О БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

По результатам проведенной аудиторской проверки составляется отчет /аудиторское заключение/. Согласно Временным правилам аудиторской деятельности в РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г. N 2263, заключение должно состоять из трех частей - вводной, аналитической, итоговой.

"... Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций... Аналитическая часть должна включать:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.