Рефераты. Аудит в условиях компьютерной обработки данных (КОД)

Основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками и подрядчиками, является счет-фактура.

Счет-фактура составляется поставщиком (подрядчиком) на имя покупателя или заказчика в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса) представляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм НДС в порядке, установленном ФЗ.

Второй экземпляр счета-фактуры остается у поставщика в книге продаж и начисления НДС при реализации товаров (работ, услуг).

В счете-фактуры должны быть указаны:

Порядковый номер счета-фактуры;

Наименование и регистрационный номер поставщика товаров (работ, услуг);

Наименование получателя товара (работы, услуги);

Наименование товара (работы, услуги);

Стоимость (цена) товара (работы, услуги);

Сумма налога на добавленную стоимость;

Дата представления счета-фактуры.

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг), и скрепляется печатью организации.

При получении товаров (работ, услуг) счет-фактура подписывается покупателем или его уполномоченным представителем.

Счета-фактуры в журналах учета должны быть подшиты и пронумерованы.

При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), не облагаемых НДС, в счете-фактуре сумма налога не указывается и делается надпись или ставиться штамп “Без налога (НДС)”.

При реализации товара за наличный расчет предприятиями розничной торговли и общественного питания выдается покупателю кассовый чек, содержащий следующие реквизиты:

Наименование организации - продавца, его код ИНН;

Номер кассового аппарата;

Номер и дата выдачи чека;

Стоимость (цена) продаваемого товара с НДС.

Поставщики ведут журнал учета выдаваемых счетов-фактур и книгу продаж. Книга продаж предназначена для регистрации счетов-фактур (лент контрольно-кассовых аппаратов), составляемых поставщиком в целях определения суммы НДС по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам).

По счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” может иметь место следующая корреспонденция счетов:

Поступление ТМЦ от поставщиков, а также выполнение ими работ, услуг: Д 10, 12, 08, 20, 23, 25, 26, 31, 41 - К 60.

Уплачен НДС по приобретенным ТМЦ (работам, услугам): Д 19 - К 60;

Оплата поставщикам за ТМЦ, работы и услуги:

Д 60 - К 50, 51, 55, 90, 52,и др.

Произведены расчеты с поставщиками при приеме от них ТМЦ на бартерной основе: Д 10, 12, 41, 20, 23 - К 60;

На сумму уплаченного НДС: Д 19 - К 60;

На фактическую себестоимость отгруженной готовой продукции (работ, услуг): Д 46 - К 40, 20, 23;

На сумму начисленного НДС: Д 46 - К 68;

Отражение взаимозачетов: Д 60 - К 46 или 62

(при использовании счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” следует прежде всего составить корреспонденцию счетов:

Д 62 - К 46);

Уплаченный НДС подлежит зачету в бюджет: Д 68 - К 19;

Зачет по расчетам с поставщиками и подрядчиками согласно ранее оплаченным им авансам отражается: Д 60 - К 61.

При проверке аудитор должен обратить особое внимание на следующие вопросы:

Имеются ли договоры по проведенным операциям с поставщиками и подрядчиками и правильность оформления договоров;

Основным документом, определяющим правовой режим расчетных взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками по поставкам материальных ресурсов, а также по выполненным работам и оказанным услугам, является договор, заключенный между организацией-заказчиком и поставщиком (подрядчиком). Договоры должны отвечать требованиям норм ГК РФ. Однако на практике формулировки предметов проверяемых договоров часто не отвечают их названиям и нормам в соответствии с ГК РФ (договор о совместной деятельности, договор на опционные, фьючерсные сделки, договор о сотрудничестве, трастовый договор и т.д.). Поэтому аудитор должен тщательно проанализировать содержание этих договоров и определить законность (или незаконность) проведенных по ним операций.

При наличии задолженностей необходимо установить дату возникновения и причину образования задолженности;

Имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента РФ от 20 декабря 1994 года № 2204 установлено, что к важнейшим требованиям при осуществлении сделок на поставку товаров, услуг относятся соблюдение форм договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от сроков. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными).

Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам по договорам равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (работ, услуг). Сумма неистребованной кредитом задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками, подлежит списанию по истечении 4-х месяцев со дня фактического получения предприятием - должником товаров, услуг как безнадежная дебиторская задолженность на убытки организации-кредитора, кроме случаев, когда в ее действиях отсутствует умысел. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает налогооблагаемую прибыль;

Затем аудитор должен проверить непосредственно расчетные операции с каждым поставщиком, а затем с каждым подрядчиком.

Для этого путем проверки записей по журналу-ордеру № 6 - АПК и в реестрах операций (приложение к журналу-ордеру № 6 - АПК) или ведомости (при автоматизации учета) к счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, а также расчетно-платежных документов аудитор должен определить дату возникновения и характер каждой операции, поставок, правильность применения цен для оценки, наценок (скидок), своевременность и полноту оприходования полученных ценностей, обоснованность предъявления претензий, выделения на счете 19 “Налог на добавленную стоимость” НДС.

При поступлении ТМЦ, на которые не получены расчетные документы (неотфрактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность);

Необходимо также установить: проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;

При необходимости можно провести контрольную инвентаризацию ценностей и расчетов, встречную сверку документов и регистров учета в проверяемой организации и у поставщика, устный опрос специалистов и материально-ответственных лиц по указанным вопросам;

Предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств, а также обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций; правильность списания сомнительных долгов;

Полнота оприходования материальных ценностей. Следует сопоставить данные о количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета расчетов с поставщиками, книгами складского учета, отчетов движения продуктов и материалов;

Проверяя операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен установить правильность сумм и сверку записей счета 60 в журнале-ордере № 6 - АПК с другими регистрами следующим образом. Кредитовые записи счета 60 в журнале-ордере № 6 - АПК сверяют:

по счетам 10, 12 - данными журнала-ордера № 10 - АПК и ведомости № 46 - АПК;

по счету 11 - журнала-ордера № 14 - АПК и ведомости № 73 - АПК;

по счету 20 - с данными сводных лицевых счетов (производственных отчетов) по растениеводству, животноводству и др.

Дебетовые записи счета 60 в журнале-ордере сверяют:

по счету 51 - с данными журнала-ордера № 2 - АПК;

по счету 55 - с данными соответствующего раздела журнала-ордера № 3 - АПК;

по счету 76 - журнала-ордера № 8 - АПК;

по счету 90 - журнала-ордера № 4 - АПК и т.д.

Итоговые данные журнала-ордера № 6 - АПК по оборотам по счету 60 и остаток на этом счете необходимо сверить также с соответствующими данными в Главной книге и в отчете организации;

Правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;

По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выявить соблюдение срока исковой давности. В случае его пропуска или нереальности она подлежит зачислению на счет 80 “Прибыли и убытки”. При проведении проверки следует обратить внимание на списание с кредита счета 60 на себестоимость сумм, не относящихся к производственной деятельности организации.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя предприятия о относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на результаты хозяйственной деятельности, если в период предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались, или на уменьшение финансирования (фондов). Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Сумма кредиторской и депонентской задолженности, по которым исковая давность истекла, подлежат отнесению на результаты хозяйственной деятельности или на увеличение финансирования (фондов);

Необходимо особое внимание обратить на отражение операций на счетах при расчетах с использованием векселей, т.к. в них обычно кроется множество ошибок, влияющих на себестоимость продукции и финансовые результаты организации, а также на правильность списания (возмещения) НДС по приобретенным ресурсам.

При расчетах с векселями могут использоваться простые и переводные векселя.

Простой вексель - это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму по наступлении срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или уплатить за выполненные работы (услуги).

Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (трассату) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию универсального кредитно-расчетного документа.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.