2) Проверка обеспечения контроля за наличием и сохранностью МПЗ:
- организация складского хозяйства для различных видов МПЗ;
- соблюдение условий хранения (обеспечение измерительными приборами);
- правильность классификации и группировки МПЗ (сырье, основные и вспомогательные материалы, запчасти и т.д.);
- правильность хранения собственных МПЗ и находящихся в организации на иных условиях (на ответственном хранении, на комиссии, давальческое сырье);
- организация материальной ответственности за МПЗ;
- организация аналитического учета МПЗ;
- организация проведения инвентаризации МПЗ;
- соблюдение сроков проведения инвентаризации МПЗ согласно учетной политике;
- правильность отражения в учете результатов инвентаризации (проверка материалов о результатах годовой инвентаризации МПЗ).
3) Проверка правильности документального оформления движения МПЗ:
- наличие первичных документов, подтверждающих движение МПЗ;
- применение унифицированных форм первичной учетной документации;
- особенности документального оформления (соответствие содержания первичного документа сути хозяйственной операции).
4) Проверка полноты и своевременности оприходования материальных ценностей:
- наличие и правильность оформления договоров;
- соответствие поступающих МПЗ условиям договоров;
- реальность кредиторской задолженности по МПЗ;
- правильность учета неотфактурованных поставок и МПЗ в пути.
5) Проверка правильности оценки МПЗ при их оприходовании и списании в производство:
- правильность оценки МПЗ в текущем учета и в балансе;
- правильность формирования учетной стоимости отечественных и импортных материальных ценностей и соблюдение условий договоров и учетной политики.
6) Проверка использования материальных ценностей на производственные и другие цели:
- законность и целесообразность расходования МПЗ;
- использование МПЗ по различным направлениям деятельности;
- правильность оценки МПЗ при их списании.
7) Проверка правильности отражения материальных ценностей на счетах бухгалтерского учета:
- отражение операций оприходования и списания МПЗ в регистрах синтетического учета;
- вопросы налогообложения, связанные с оприходованием и списанием МПЗ;
- сверка данных синтетического и аналитического учета;
- правильность списания недостач и порчи МПЗ.
Поставленные задачи решаются путем выполнения определенного набора аудиторских процедур, которые выбираются при планировании аудита и в ходе проверки уточняются. Конкретный порядок проведения процедур и их содержание должны определяться исходя из особенностей хозяйственной деятельности проверяемой организации. [18]
Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы:
доверенность (форма №М_2 и №М_2а) - применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;
приходный ордер (форма №М_4) - используется для учета материале поступающих от поставщиков или из переработки;
акт о приемке материалов (форма №М_7) - для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;
лимитно-заборная карта (форма №М_8) - применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца;
требование-накладная (форма №М_11) - используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами;
накладная на отпуск материалов на сторону (форма №М_15) - применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;
карточка учета материалов (форма №М_17) - предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала;
акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма №М_35) - применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
Необходимо проверить, как ведется учет на синтетических счетах 10"Материалы", 11"Животные на выращивании и откорме", 14"Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 15"Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16"Отклонения в стоимости материальных ценностей" и 19 «НДС». Забалансовый учет материальных ценностей ведется на счетах: счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" счет 003 "Материалы, принятые в переработку" счет 004 "Товары, принятые на комиссию".
Основное внимание при этом, безусловно, следует уделить счету 10 «Материалы», который подразделяется на субсчета по группам материалов.
Общие данные по учету материальных ценностей и производственных запасов проверяются по статьям раздела 2 «Оборотные активы» актива баланса (форма № 1) по строкам 210,211,212, 213,218 и по таким бухгалтерским регистрам, как Главная книга, журналы-ордера № 6, 10, 10/1, вспомогательная ведомость № 10 при мемориально-ордерной форме учета или соответствующие машинограммы, полученные на персональных компьютерах. [6]
Для подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей следует провести инвентаризацию. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения. Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского, учета, обычно используется пересчет данных. В случае если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация.
При аудите организации учета движения материальных ценностей на складах прежде всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет материалов и как ведется контроль со стороны бухгалтерии.
Аудитор по результатам анализа системы внутреннего контроля и учета на предприятии составляет программу проверки операций с материально-производственными запасами (табл. 1.1). Если у аудитора сложилось мнение о неудовлетворительном уровне хранения ценностей на складах предприятия, он может порекомендовать его руководству провести выборочную инвентаризацию некоторых групп материалов (дефицитных, дорогостоящих), закрепленных за конкретными материально ответственными лицами. При получении согласия и назначении инвентаризационной комиссии аудитор составляет перечень подлежащих проверке ценностей; далее требует от заведующего складом (кладовщика) отчета по приходу и отпуску материалов на дату начала инвентаризации (один экземпляр отчета передается в бухгалтерию, второй остается у аудитора), получает от него расписку об отсутствии неоприходованных и не списанных в расход ценностей. Во время инвентаризации аудитор наблюдает за правильным проведением членами инвентаризационной комиссии установленных процедур (пересчет запасов, их взвешивание, заполнение инвентаризационных описей и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9