В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, построенную в разрезе классификационных групп по видам основных средств.
Инвентарный объект основных средств -это законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, выполняющий самостоятельные функции, либо комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и вместе выполняющих определенную работу.
Для учета и контроля сохранности основных средств каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.
Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющим вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном, объединяющем их объекте.
Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия.
Арендуемые основные средства учитываются у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.
Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и пере-мещенные внутри предприятия основные средства после соот-ветствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хра-нят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за дан-ный месяц группируют по классификационным видам основных средств, суммируют обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записывают в карточку учета движения основ-ных средств.
2.4. Аудит расходов по эксплуатации
В ходе аудита расходов по эксплуатации в ООО «Импэк» необходимо устано-вить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации, начисляется ли износ с учетом дви-жения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации.
Необходимо пересчитать начисление амортизации по автомобилю, приобретенному в июне 2006 года, первоначальная стоимость которого была неверно сформирована.
Как уже было определено, первоначальная стоимость автомобиля составляет 256 600 рублей. Нормативный срок эксплуатации определен в 61 месяц. Начисление амортизации объектов основных средств в ООО «Импэк» производится линейным способом. Соответственно, первоначальную стоимость делим на нормативный срок эксплуатации и получаем ежемесячные амортизационные отчисления: 256 600 руб. / 61 мес. = 4 206,56 рублей.
Бухгалтер должен был ежемесячно делать проводку:
Дт 26 «Общехозяйственные расходы» 4 206,56
Кт 02 «Амортизация основных средств» 4 206, 56
Так как норма амортизации по данному объекту основных средств была занижена вследствие искажения первоначальной стоимости, необходимо пересчитать ежемесячные амортизационные отчисления за весь период эксплуатации. На 01.01.2007 должно было с амортизироваться 25 239,36 рублей.
По остальным объектам основных средств в ООО «Импэко» замечаний обнаружено не было.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств в ООО «Импэк» начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта, либо списания его с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собст-венности или иного вещного права.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.
Амортизационные отчисления по основным средствам отра-жаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов дея-тельности организации в отчетном периоде.
Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
Рассмотрим правильность исчисления расходов на проведение ремонтных работ, модернизации и реконструкции в ООО «Импэк».
Основным первичным документом, согласно которому определяются объем работ по капитальному ремонту, его сметная стоимость и продолжительность, является дефектная ведомость. На ее основании служба главного механика выписывает наряд-заказ в трех экземплярах: один - цеху-исполнителю, второй остается в указанной службе и используется как основной источник информации для оперативного контроля за выполнением ремонта, а третий - бухгалтерии для осуществления организации его аналитического учета.
Первичными документами при осуществлении работ на отдельные виды ремонта являются: требования-накладные (ф. № М-11), выписываемые в двух экземплярах. Один остается на складе как основание для списания с подотчета работника склада запасных частей, других товарно-материальных ценностей. Второй экземпляр используется в ремонтном цехе для их оприходования. В дальнейшем оба экземпляра требования-накладной, подписанные материально ответственными лицами склада и цеха потребителя, сдаются в бухгалтерию для текущего контроля за формированием издержек на отдельные виды ремонта основных средств; наряды на заработную плату ремонтным рабочим и др.
Приемка законченных работ по ремонту, достройке, дооборудованию, реконструкции объекта основных средств оформляется актом №ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств" (Приложение К).
Если организация осуществляет ремонт (реконструкцию, модернизацию) основного средства самостоятельно, то акт составляется в одном экземпляре. Если основное средство было передано для ремонта подрядной организации - в двух.
Сведения о произведенном ремонте (реконструкции, модернизации) основного средства бухгалтер вносит в инвентарную карточку по данному объекту.
Рассмотрим правильность исчисления расходов на проведение ремонтных работ в ООО «Импэк». В июле-августе 2006 года организация выполнила работы по текущему ремонтупроизводственного здания (ремонт кровли и остекления) силами своих рабочих. Стоимость приобретенных и использованных на производство ремонта материалов составила 24 000 рублей, зарплата с начислениями 25 000 рублей.
Проведение ремонта в бухгалтерском учете отразилось проводками:
Дт 10 «Материалы 24 000 руб.
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 24 000 руб.
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 24 000 руб.
Кт 51 «Расчетный счет 24 000 руб.
Дт 23«Вспомогательное производство» 24 000 руб.
Кт 10«Материалы» 24 000 руб.
Дт 23«Вспомогательное производство» 25 000 руб.
Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 25 000 руб.
Документами служащими основанием для отражения в учетерассматриваемых операций являются:
- калькуляция стоимости ремонтных работ;
- накладная на передачу материалов со склада на проведение ремонтных работ;
- бухгалтерская справка о сумме оплаты трудаи начислений на нее за выполненный объемремонтных работ;
- акт на выполнение ремонтных работ, подтверждающий сам факт проведения ремонта,его объем и стоимость.
2.5. Аудит выбытия основных средств
Выбытие объекта основных средств в ООО «Импэк» может иметь место в случаях: продажи; списания в случае морального и физического износа; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организации; недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции.
Для определения целесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в ООО «Импэк» приказом директора создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.
Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств (по форме № ОС-4) (Приложение Л) с указанием данных, характеризующих объект основных средств. Акт на списание объекта основных средств утверждается директором фирмы.
На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств в ООО «Импэк» хранятся в течение 5 лет.
Нужно помнить, что в случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление) в составе расходов в соответствии с 25 главой НК РФ (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружения, изготовления) до даты реализации (передачи) и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Рассмотрим выбытие основных средств на примере продажи.
ООО «Импэк» продает принадлежащий ему грузовой автомобиль за 120 000 руб.
Первоначальная стоимость автомобиля - 120 000 руб., Срок полезного использования - 5 лет, срок эксплуатации - 3,3 года, сумма начисленной амортизации к моменту продажи - 78 000 руб.
Расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД составили 1 000 руб.
Бухгалтер фирмы делает следующие проводки:
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 120 000
Кт 91-1 «Прочие доходы» 120 000
Дт 51 «Расчетные счета» 120 000
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 120 000
Дт 01 «Основные средства» 120 000
Кт 01 «Основные средства» 120 000
Дт 02 «Амортизация основных средств» 78 000
Кт 01 «Основные средства» 78 000
Дт 91-2 «Прочие расходы» 42 000
Кт 01 «Основные средства» 42 000
Дт 91-2 «Прочие расходы» 1 000
Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 1 000
Таким образом, прибыль от продажи автомобиля составила 77 000 руб. (120 000 - 42 000 - 1 000). В конце месяца бухгалтер сделал проводку:
Дт 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» 77 000
Кт 99 «Прибыли и убытки» 77 000
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5