В состав основных средств в целях статьи 346.16 НК РФ включаются основные средства. Которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.
Статьей 346.24 НК РФ гласит, что налогоплательщики-организации обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждается Минфином РФ (Приложение Ж).
2.2. Аудит поступления основных средств
Первым этапом проведения аудита в ООО «Импэк» стала проверка поступления основных средств, правильности оценки и оформления документации.
Было проверено:
- создана ли на предприятии комиссия по приемке основ-ных средств и оформлению ее результатов;
- оформлены ли договоры купли--продажи основ-ных средств;
- оформлены ли протоколы договорной цены;
- правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки--передачи основ-ных средств.
Для этого были затребованы следующие документы:
- Список основных средств;
- Договора купли-продажи основных средств;
- Акт о приемке-передаче объекта основных средств;
- Инвентарные карточки;
- Подтверждение, что ООО «Импэк» применяет упрощенную систему налогообложения.
При проведении аудита поступления основных средств необходимо обратить внимание на документальное оформление их оприходования. Практика проведения аудиторских проверок показывает, что в большинстве случаев необходимая документация, связанная с оприходованием основных средств, не ведется, а если и ведется, то заполняются не все реквизиты, предусмотренные в форме документа, а это в конечном итоге приводит к тому, что неправильно определяются амортизационные отчисления, а при производстве капитального ремонта основных средств незаконно включаются в себестоимость затраты, которые по положению должны быть отнесены на капитальные вложения. Часто оборудование числится в учете обезличенно, без закрепления за ответственными за его сохранность работниками, что порой приводит к недостачам и хищениям. Обо всех случаях аудитор должен сообщить руководству предприятия. Особое внимание при проверке аудитор должен уделить документальному оформлению законности списания основных средств с учета, так как этот момент влияет на конечные результаты деятельности предприятия.
При проверке документации поступления основных средств в ООО «Импэк» нарушений по оформлению выявлено не было.
Приобретение основных средств оформ-лено договорами купли--продажи с указанием первоначальной стои-мости, износа и цены приобретения.
При приобретении объектов основных средств в комплек-те (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку вписана расшифровка -- перечень отдельных предме-тов, входящих в комплект.
Нужно помнить, что суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, подлежат включению в состав расходов.
Расходы предприятия по доставке и установке приобретенных основных средств отражаются в учете капитальных вложений (Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы», Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») а затем при сдаче объекта присоединяют к стоимости его покупки (Дт 01 «Основные средства» Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы»).
Пример: ООО «Импэк» 15 апреля 2006 года приобрело станок стоимостью 59 000 рублей, в том числе НДС 9 000 рублей. Для доставки станка организация воспользовалась услугами транспортной организации, стоимость доставки составила 4 720 рублей, в том числе НДС 720 рублей:
Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» 59 000
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 59 000
Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» 4720
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 4720
Дт 01 «Основные средства» 63 720
Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы» 63 720
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 59 000
Кт 51 «Расчетные счета» 59 000
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 4 720
Кт 51 «Расчетные счета» 4 720
При приобретении объектов основных средств за ино-странную валюту первоначальная стоимость объекта учитывается по пересчитанному курсу в рублях на момент при-обретения.
Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки--передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. ОС-1) (Приложение И) с приложением к нему технической документации на данный объект.
При проверке синтетического и аналитического учета поступления и принятия к учету основных средств было выявлено, что основные средства в ООО «Импэк» учитываются в соответствии с Планом счетов на счете 01 «Основные средства». Принятие основных средств к учету осуществляется по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором предварительно накапливаются соответствующие затраты организации в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.п.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, причем согласно п.14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и самим ПБУ 6/01.
Была обнаружена ошибка - неверное формирование первоначальной стоимости по одному из объектов основных средств:
В июне 2006 года приобретен автомобиль стоимостью 236 000 рублей, расходы по доставке - 15 000 рублей, командировка водителя, сопровождающего автомобиль - 5 000 рублей, пошлина за регистрацию в ГАИ - 600 рублей.
По данным аналитического и синтетического учета ООО «Ипэк» первоначальная стоимость приобретенного автомобиля составила сумму, сформированную только из покупной стоимости автомобиля (236 000 рублей) и расходов по доставке (15 000 рублей), и составила 251 000 рублей.
Первоначальная стоимость основных средств включает в себя суммы, подлежащие уплате (уплаченные) поставщику при покупке или подрядчику при строительстве основных средств, затраты на доставку объектов и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, затраты на информационные, консультационные, посреднические услуги, таможенные пошлины, регистрационные сборы, госпошлины, прочие затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением, изготовлением основного средства.
Следовательно, первоначальная стоимость автомобиля будет складываться из всех затрат, понесенных при его покупке, доставке и доведения до рабочего сосстояния, включая НДС, и составит:
236 000 + 15 000 + 5 000 + 600 = 256 600 рублей.
Бухгалтер должен был сделать следующие проводки:
Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» 236 000
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 236 000
Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» 15 000
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 15 000
Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» 5 000
Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 5 000
Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» 600
Кт 51 «Расчетные счета» 600
Дт 01 «Основные средства» 256 600
Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы» 256 600
Соответственно, вследствие искажения первоначальной стоимости будет не верно исчислена амортизация по данному объекту основного средства.
ООО «Импек» применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, поэтому расходы на приобретение основных средств принимаются с момента ввода их в эксплуатацию, при этом указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
2.3. Аудит наличия и сохранности основных средств
Следующим этапом проверки стал аудит наличия и сохранности основных средств.
Важное условие обеспечения сохранности основных средств -качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в про-цессе контроля нужно проверить полноту и своевременность ее проведения и правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.
Каждый год в ООО «Импэк» проводится инвентаризация основных средств.
Приказом руководителя создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия под председательством директора фирмы. В состав комиссии входят директор, главный бухгалтер, бухгалтер.
Итоги инвентаризации заносятся в инвентаризационные описи (форма № ИНВ.-1) (Приложение Р) средствами вычислительной техники по каждому наименованию объекта собязательным указаниемего инвентарного номера.
Инвентаризация основных средств на предприятии производилась согласно действующему законодательству.
В ходе проведения проверки, отклонений фактического наличия основных средств от учетных данных не выявлено, что отражено в протоколе инвентаризационной комиссии.
Аналитический учет основных средств на предприятии ведется в бухгалтерии по классификационным группам, а внутри групп по инвентарным объектам и месту нахождения (эксплуатации) объектов у лиц, ответственных за их сохранность.
Основным регистром аналитического учета основных средств является инвентарная карточка (форма № ОС-6) (Приложение Н). На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.
На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.
Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.)
По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью ведутся инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, пер-воначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) - дату и номер документа и причину выбытия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5