31
Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет
Курсовая работа
по дисциплине: Аудит
Тема: Аудит учета нематериальных активов
Выполнила: студентка
группы №8521
Проверила: д.э.н., профессор
г. Пушкин
2009г.
Содержание
Введение
1. Цели и задачи аудита нематериальных активов. Нормативное регулирование
2. Этапы проведения аудита нематериальных активов
2.1 Ознакомительный этап
2.2 Основной этап
2.3 Заключительный этап
3. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
С развитием рыночных отношений в составе имущества предприятий появился новый вид средств, отличительной особенностью которых является отсутствие вещественно-натуральной формы - нематериальные активы
Сущность нематериальных активов заключается в следующем:
- не имеет материально-вещественной (физической) структуры;
- может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;
- предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
- способно приносить организации экономическую выгоду.
В последнее время в имуществе хозяйствующих субъектов неуклонно возрастает доля нематериальных активов. Вместе с тем, увеличивается и экономический интерес в повышении доходности предприятия за счет использования нематериальных активов. Это обусловлено быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, активной инвестиционной деятельностью, обострением конкурентной борьбы, стремлением получить признание на внутреннем и мировом рынках, усложнением и интеграцией международных финансовых рынков.
Актуальность данной работы заключается в том, что в современных условиях формирование полной информации о хозяйственных процессах практически невозможно без информации о нематериальных активах. Для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, необходимо знать резервы повышения эффективности использования нематериальных активов.
1. Цели и задачи аудита нематериальных активов. Нормативное
регулирование
Целью аудита нематериальных активов является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.
С 1 января 2008 г. вступила в силу часть четвертая ГК РФ, которая существенным образом изменила понятие "интеллектуальная собственность". В настоящее время под интеллектуальной собственностью понимают результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (п. 1 ст. 1225 ГК РФ).[8]
Для достижения цели аудитору необходимо:
1. оценить систему внутреннего контроля аудируемого лица;
2. определить методы проверки;
3. разработать программу аудиторских процедур по существу.
Задачами аудита нематериальных активов (далее-НМА) являются:
1. изучение состава НМА по данным первичных документов и учетных регистров, подтверждение права собственности на них;
2. оценка состояния синтетического и аналитического учета НМА;
3. подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета НМА;
4. проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с НМА при соблюдении требований законодательства РФ;
5. своевременное проведение инвентаризации НМА, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.[3]
Для разработки эффективного подхода к аудиту нематериальных активов на стадии планирования проводится предварительная оценка системы внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется в ходе аудита.
Практика показывает, что далеко не всегда аудиторские проверки нематериальных активов сопровождаются оценкой системы внутреннего контроля, что заведомо снижает их результативность. Это приводит, в частности, к увеличению затрат времени, так как своевременно не созданные предпосылки для обоснования выборочного способа проверки повышают вероятность искажений в оценке аудиторского риска. Адекватная оценка системы внутреннего контроля позволяет качественно и более доказательно сформировать выводы аудитора в Письменной информации аудитора руководству экономического субъекта и в аналитической части аудиторского заключения.
При оценке системы внутреннего контроля аудитор должен проверить наличие и действие распорядительных документов, закрепляющих способы ведения учета операций, связанных с движением нематериальных активов, осуществить экспертизу порядка документального оформления фактов хозяйственной деятельности, изучить утвержденные графики и схемы документооборота, провести экспертизу применяемой формы учета, проверить наличие регистров бухгалтерского и налогового учета, установить, соблюдается ли установленный порядок подготовки и представления внутренней бухгалтерской отчетности, обобщить информацию о составе, масштабах и характере операций в проверяемом периоде.
Оценив систему внутреннего контроля, аудитор должен спланировать характер, масштабы и сроки проведения аудиторских процедур в отношении нематериальных активов.
С помощью аудиторских процедур осуществляется проверка достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. При обнаружении нарушений аудитор определяет их характер и суть, а также уровень существенности.
При этом аудитор описывает аудиторские процедуры или методы обнаружения нарушений, порядок построения аудиторской выборки при ее применении, т.е. обосновывает достаточность аудиторских доказательств.[9]
По результатам проведенных аудиторских процедур аудитор может разработать рекомендации по устранению ошибок в бухгалтерском учете и совершенствованию системы бухгалтерского учета.
Объем выборки для проверки сальдо по счету учета нематериальных активов и операций с ними определяют на основе оценки аудиторских рисков, проведенной на стадии планирования аудита. В ходе проверки при уточнении оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска объем выборки может быть изменен.
В случае, когда у организации достаточно большое количество объектов нематериальных активов, то при проверке сальдо по счетам учета основных средств может применяться репрезентативный метод выборки. Если количество объектов нематериальных активов не столь велико, применяются как репрезентативный, так и нерепрезентативный методы выборки.
При выборочной проверке аудитору необходимо предварительно разделить на подсовокупности (стратифицировать) всю совокупность нематериальных активов, чтобы отобранными для проверки могли быть с равной вероятностью элементы всех подсовокупностей.[7]
При проверке операций по учету нематериальных активов необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21.11.1996 №129 ФЗ «О бухгалтерском учете» и положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007, утвержденным приказом Минфина России от 27.12.2007 г. N 153н (далее ПБУ 14/2007), а для целей налогообложения - положениями Налогового кодекса (далее - НК РФ).
Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета регулируется Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.[8]
Основной задачей аудита НМА является подтверждение информации о НМА в финансовой отчетности. Аудитору необходимо изучить весь комплект представленной ему бухгалтерской отчетности, а именно установить, что:
1. данные об остатках на счетах НМА на начало и конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге соответствуют данным по строкам 110 «Нематериальные активы» бухгалтерского баланса (форма №1);
2. данные о приобретении объектов НМА соответствуют данным, указанным по строке 290 отчета о движении денежных средств (форма №4);
3. данные по строке 210 отчета о движении денежных средств (форма №4) должны соответствовать данным о поступлении денежных средств от продажи объектов НМА;
4. суммы начисленной амортизации за отчетный период были отражены по строке 020 «себестоимость проданных товаров» отчета о прибылях и убытках (форма №2).[3]
Информация о составе НМА анализируется на основании данных первичных документов и учетных регистров, проверяется оформление права собственности на них, изучается система внутреннего контроля НМА. На основании регистров бухгалтерского учета по счету 04 «Нематериальные активы» и первичных документов проводится проверка правильности отнесения отдельных видов активов к нематериальным, наличия права собственности на них. Наименование НМА и документы, подтверждающие отнесение к ним, представлены в табл.1.[3]
Таблица 1.
Основания для отнесения активов к нематериальным
Наименование нематериальных
активов, краткое определение
Первичные документы, подтверждающие наличие НМА
Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель
Патент, выданный Роспатентом (если НМА создан в организации).
Договор и исключительная лицензия (если организация приобрела исключительные права на данный НМА.)
Исключительное право на программы ЭВМ, базы данных
Акт ввода НМА в эксплуатацию или свидетельство о регистрации права на данный НМА, получаемое в добровольном порядке (если НМА создан в организации).
Договор и первичные документы, подтверждающие передачу НМА (если организация приобрела исключительные права на данный НМА).
Имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем
Свидетельство о регистрации права, выданное Роспатентом (если НМА создан в организации).
Договор и первичные документы, подтверждающие передачу НМА, если организация приобрела имущественное право на данный НМА.
Исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров
Свидетельство, выданное Роспатентом
(если НМА создан в организации).
Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения
Патент, выданный Госсорткомиссией (если НМА создан в организации).
Договор и исключительная лицензия (если организация приобрела исключительные права на данный НМА).
Деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации)
Документы, подтверждающие приобретение организации как имущественного комплекса и позволяющие определить величину деловой репутации (стоимость НМА)
Учредительные документы организации, а также копии первичных документов, предоставленные учредителями и подтверждающие производственные расходы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5