Данные рабочего документа РД-0.3 в дальнейшем используются при проведении процедур по проверке правильности и последовательности применения выбранной учетной политики.
Выявленные расхождения фиксируются в отчетном документе ОД-0.3 и оцениваются их влияние на достоверность финансовой отчетности. Применение методов учета, противоречащих действующим нормативным документам может являться основанием для выдачи аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.
Отчетный документ ОД-0.3
№ п/п
Содержание нарушения
Ссылка на нормативный документ
Влияние на бухгалтерскую отчетность
1.
Оценка материалов при постановке на учет - используется помимо метода ФИФО метод средних цен.
ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"; утвержденное приказом Минфина от 09.07.2001 № 44н (в ред. 04.08.08г.);
Не представляется возможным подтвердить правомерность списания материальных ценностей в производство Возможно искажение фактической оценки выбытия материалов, а также данных Бухгалтерского баланса по строке 211 "Сырье, материалы и прочие аналогичные ценности". Искажение данных Отчета о прибылях и убытках по строкам: 020 "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг", 030 "Коммерческие расходы", 040 "Управленческие расходы".
2.
В учетной политике не отражен порядок формирования резерва под снижение стоимости материалов:
- индивидуальный метод;
- групповой метод.
п. 25 ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 г. № 44н.
(в ред. 04.08.08г.); п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом от 29 декабря 2001 г. № 119н (В ред. от 26.03.07г.) Статья 15.11 Кодекса РФ Об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195 - ФЗ (в ред. от 04.10.10г.)
Не представляется возможным подтвердить правильность формирования резерва под снижение стоимости материальных ценностей, а также подтвердить данные формы № 3 бухгалтерской отчетности "Отчет об изменениях капитала", подраздел "Оценочные резервы". Искажение статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.
Процедура 0.4: Тестирование системы внутреннего контроля представлено в ПРИЛОЖЕНИИ №3
Данные вопросы, представленные в таблице для тестирования средств контроля, а также анализ организационной структуры, схемы и графика документооборота, учёт фактора размера организации позволяют сделать первичную оценку системы внутреннего контроля, т.е. оценить её эффективность и надёжность как высокую, среднюю или низкую.
На данном предприятии первичная оценка системы внутреннего контроля - средняя.
Оценивается также контрольный риск, который обратно пропорционален надёжности системы внутреннего контроля (высокой надежности соответствует низкий риск; средней надежности соответствует средний риск; низкой надежности соответствует высокий риск).
На данном предприятии контрольный риск - средний.
3.3 Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу
Процедура 1.1: Проверка правильности проведения инвентаризации материалов и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности.
В целях подтверждения учетных остатков на отчетную дату выполняются процедуры "пересчет вперед" или "пересчет назад", заключающиеся в построении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведения инвентаризации до отчетной даты.
Наблюдая за проведением инвентаризации, аудитор должен убедиться в том, что в организации установлены:
- порядок и сроки проведения инвентаризации, утвержден состав инвентаризационной комиссии;
- организация процесса инвентаризации позволяет обеспечить достоверность подсчета количества производственных запасов;
- материальные ценности, принятые организацией на ответственное хранение (товары, принятые на комиссию, материалы, принятые в переработку, готовая продукция или товары, приобретенные покупателями, но не отгруженные им, и т.п.), вносятся в отдельные инвентаризационные описи.
В случае, если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация.
При инвентаризации аудитор может выбрать для проверки отдельные статьи материалов, самостоятельно провести контрольный подсчет и убедиться в том, что данные подсчета правильно отражены в инвентаризационных описях. Далее, необходимо сверить данные проведенных подсчетов с данными, отраженными в бухгалтерском учете и отчетности организации. Необходимо провести и обратную процедуру: выбрать по регистрам бухгалтерского учета определенное количество статей материальных ценностей и при инвентаризации путем подсчета удостовериться в том, что они действительно существуют. В качестве рабочего документа целесообразно применять типовую форму инвентаризационной ведомости ИНВ-3.
В ходе проведения инвентаризации следует обращать внимание на физическое состояние материалов организации: испорченные, утратившие свои потребительные свойства материальные ценности должны отражаться в отчетности с учетом резерва под снижение их стоимости или списываться с баланса организации в связи с невозможностью их использования.
В целях подтверждения учетных остатков на отчетную дату выполняются процедуры "пересчет вперед" или "пересчет назад" заключающиеся в построении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведения инвентаризации до отчетной даты.
Процедура 2.1: проверка документального подтверждения прав собственности на материалы.
Источники информации: договоры, спецификации, накладные поставщиков; акты оприходования материалов, созданных самой организацией.
Рабочий документ РД-2.1
Наименование материала
Номенкла-турный номер
Кол-во
Сумма
Наименование документа
Номер и дата
Приме-чание
Дрожжи сухие
117
750
25000
Договор поставки №37
17.05.08г.
770
26500
-
Сахар
210
1100
38000
Накладная №14
25.05.08г.
При проведенном анализе выявлено расхождение в договоре поставке. Дрожжи сухие с номенклатурным номером 117 оприходованы на 20 кг. Меньше, чем по договору поставки №37, в учете отражены на 1500 руб. меньше, чем необходимо. Необходимо внести изменения в первичные документы, проверить данные инвентаризации подтверждающие фактическое наличие данного вида материала. Внести изменения в бухгалтерский баланс.
Процедура 3.1: Анализ движения МПЗ.
Источники информации: регистры синтетического учета.
Рабочий документ РД-3.1.1
Период
Сальдо начальное
Посту-пление
Доля к итогу, %
Выбытие
Сальдо конечное
Примечания аудитора
I квартал
114500
37800
21,45
92500
41,97
59800
II квартал
66800
37,91
72500
32,89
54100
III квартал
71600
40,64
55400
25,14
70300
Итого
176200
100
220400
Процедура 3.2: Проверка полноты документального подтверждения хозяйственных операций по движению материалов
Рабочий документ РД-3.2.1
Наименов.
документа
Номер документа
Дата документа
Наименование
ТМЦ
Отражение в бух-рии
Дата
Д-т
К-т
Счет-фактура
1284
25.06.08
Мука пшеничная
45211
10
60
26.0608
8099
27.06.08
Сахар песок
604522
27.0608
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8