Рефераты. Аудит расходов будущих периодов

Необходимо обратить внимание: если организация придерживается второй или третьей точки зрения, то скорей всего ей придется доказывать обоснованность принятой позиции перед налоговыми органами.

Управление МНС РФ по г. Москве в письме от 10.08.2004 N 24-11/52247 высказало свою точку зрения по вопросу принятия к вычету НДС по расходам на сертификацию.

По их мнению, если затраты по сертификации организация относит в установленном порядке на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль равными долями в течение срока действия сертификата, то сумма налога на добавленную стоимость подлежит зачету (возмещению из бюджета) в доле, пропорциональной сумме затрат (по проведению сертификации), списанных в текущем отчетном периоде на расходы.

1.3 Цель, задачи, информационная база аудита

При классификации информации для аудита расходов будущих периодов целесообразно разделение всех источников на внутренние и внешние.

В качестве источника внешней информации при проведении проверки организаций прежде всего необходимо выделить информационные ресурсы банков, фирм-поставщиков и прочее.

Получение информации из указанных источников является эффективным способом сбора и обобщения аудиторских доказательств.

Помимо приведенных выше внешних источников информации к ним также относятся:

· Отраслевая информация.

· Характеристика контрагентов.

· Законодательная и справочно-информационная базы.

· Информация СМИ, сети Интернет.

К внутренним источникам информации относятся сведения, генерируемые самим предприятием:

· Правовые документы предприятия.

К ним относятся учредительные документы, которые являются обоснованием для аудитора при определении возможности осуществления данного рода деятельности. Кроме того, правильность их составления, своевременность оформления и регистрации изменений позволяет сделать вывод о законности существования предприятия в целом.

К необходимым документам относятся товарные накладные, акты, счета-фактуры, книги покупок и книги продаж, ведомости учета готовой продукции, ведомости учета отгруженной экспортной продукции и т.д.

· База данных бухгалтерского учета.

· Данные бухгалтерской отчетности.

2. Планирование аудита расходов будущих периодов

2.1 Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется

Для наиболее полного раскрытия термина «Понимание деятельности аудируемого лица» необходимо рассмотреть процесс постижения аудитором специфики бизнеса клиента. Этот процесс, хотя и непрерывный, но неоднородный. В соответствии со своей неоднородностью он допускает разделение на три этапа. Основанием для выделения этапов является доступ к информации клиента. Степень открытости информации изменяется от доступа только к публикуемой отчетности на этапе заключения договора до практически полного доступа (за исключением некоторых ситуаций, например, особого доступа к государственной тайне). Исходя из этого возможно обособление процессов первичного (предварительного), промежуточного и комплексного понимания деятельности клиента.

Первичное понимание деятельности клиента

В понятие первичного понимания деятельности проверяемого субъекта входит анализ ряда факторов, информация о которых не является закрытой и доступна на преддоговорном этапе отношений с клиентом. Согласно действующему законодательству и воззрениям большинства практиков аудита в систему первичного понимания деятельности следует включать анализ следующих факторов.

1. Общие экономические факторы - факторы, характерные в целом для экономики страны, в том их контексте, в котором они имеют отношение к деятельности конкретного субъекта, а также качественная оценка их влияния (определение направления влияния, интенсивности воздействия того или иного фактора, в наиболее общих чертах - степени влияния).

2. Особенности отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица - факторы, характерные для отрасли, в которой действует экономический субъект (спад или развитие, перспективы, типичные проблемы). Нередки ситуации, когда при одинаковом финансовом положении предприятиям двух разных отраслей требуется принятие кардинально различных управленческих решений, и в обязанности аудитора входит оценка соответствия этих решений условиям хозяйствования (в рамках оценки условных фактов хозяйственной жизни).

3. Управление и структура собственности аудируемого лица. Известно, что от организационной структуры во многом зависит качество принимаемых управленческих решений и движение информации. Хотя в обязанности аудитора не входит выдача рекомендаций по совершенствованию организационной структуры, однако влияние внутренних механизмов управления на достоверность отчетности и эффективность системы контроля может оказаться существенным.

4. Спектр видов деятельности клиента, состав его контрагентов в той мере, в которой это возможно установить на преддоговорном этапе, анализ конъюнктуры рынков сбыта. При оценке влияния этого фактора аудитор вникает в технологию производства (оказания услуг), ценообразование, маркетинговую политику и т.д. Информация по конкретному предприятию на преддоговорном этапе для аудитора является закрытой, тем не менее, концепции ценообразования в отрасли и технологию производства для аудитора допустимо изучить в общетеоретическом плане, без полного соотнесения с конкретными условиями хозяйствования. Из указанных факторов этот представляется наиболее важным, поскольку без понимания специфики основного процесса деятельности невозможно авторитетно подтвердить выполнение предпосылок формирования отчетности и, как следствие, выдать аудиторское заключение, соответствующее законодательству не только по формальным признакам, но и по фактическому содержанию.

5. Факторы, относящиеся к финансовому положению аудируемого лица, включают основные финансовые показатели и тенденции их изменения. Аудитором проводится предварительная оценка финансового состояния предприятия, определяется тренд основных показателей деятельности, делаются краткие выводы. Информация для проведения указанных процедур берется аудитором из публикуемых отчетов потенциального клиента. Возможна также дополнительная оценка условий функционирования систем учета и контроля. В некоторых ситуациях данные элементы могут иметь существенное значение в понимании деятельности субъекта.

Промежуточное понимание деятельности клиента

Как показывает практика, действия аудитора по достижению промежуточного понимания деятельности сходны по составу с действиями на преддоговорном этапе, за некоторым исключением. Указанное сходство объясняется тем, что как первичный, так и промежуточный уровни понимания деятельности опираются прежде всего на построение теоретической схемы бизнеса, причем на уровне первичного понимания деятельности клиента схема практически полностью оторвана от реально действующего предприятия, а на уровне промежуточного понимания аудитор производит наложение имеющейся у него документально подтвержденной информации на разработанную схему и дорабатывает несогласующиеся элементы.

Комплексное понимание деятельности клиента

Под комплексным пониманием деятельности в настоящей статье понимается подготовка, систематизация и внедрение в работу такого набора информации, который соответствует содержанию понимания деятельности согласно аудиторским стандартам с учетом конкретных данных о деятельности проверяемого субъекта. Так, стандартом № 15 раскрываются требования к информации, необходимой для понимания деятельности. Данная информация формируется именно в результате проведения обзорных процедур и в дальнейшем используется для целей комплексного аудита.

Для выполнения профессиональной задачи аудитору следует получить знания о деятельности аудируемого лица, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, подходы к аудиту, аудиторское заключение.

2.2 Подготовка и содержание программы аудита

Согласно Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности можно выделить три основных этапа аудиторской проверки:

1. Планирование аудиторской проверки.

В первую очередь аудитору необходимо ознакомиться с бизнесом клиента, его организацией, с отраслью, в которой действует предприятие. Также происходит знакомство с организацией и ведением бухгалтерского учета, системой внутреннего контроля.

Согласно Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 4, аудитору необходимо оценить уровень существенности и его взаимосвязь с аудиторскими рисками.

Для проведения эффективной проверки в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3 разрабатывается план и программа аудита.

2. Сбор аудиторских доказательств: проверка оборотов, сальдо по счетам; аналитические процедуры; тестирование средств контроля.

3. Завершение аудита, т.е. формирование мнения аудитора и подготовка итоговых документов.

3. Аудит расходов будущих периодов

3.1 Аудиторская проверка по существу

Итак, аудитору необходимо подтвердить квалификацию расхода будущих периодов, рассмотреть, насколько верно бухгалтером были избраны сроки списания расходов будущего на расходы отчетного периода и, наконец, изучить отражение расходов в отчетности предприятия.

Особое внимание аудитору необходимо обратить на налоговые последствия квалификации расходов будущих периодов.

Например, формирование производственных затрат должно осуществляться в соответствии со следующими принципами: Гейц И.Л. Учет расходов будущих периодов и отдельных резервов, создаваемых предприятиями. // Финансовая газета. Региональный выпуск, NN 4-6, январь-февраль 2009

1). Затраты должны носить производственный характер.

Конечно, производственная направленность является во многом оценочной категорией, но тем не менее при проверке правильности отнесения тех или иных затрат на издержки производства следует, по возможности, удостовериться в их прямой обусловленности производственной деятельностью предприятия или технологией и организацией производственного процесса.

Поэтому на издержки производства не могут быть отнесены затраты на организацию отдыха работников, расходы на проведение культурно-массовых мероприятий, так как они не связаны непосредственно с производственным процессом.

2). Затраты должны быть связаны с деятельностью самого предприятия.

В себестоимость не включаются затраты по работам, выполняемым в порядке оказания помощи и участия в деятельности других предприятий и организаций. Иначе говоря, все затраты предприятия отражаются на счете 20 «Основное производство» или иных счетов затрат только в том случае, если они произведены в интересах самого предприятия и имеют непосредственное отношение к его деятельности.

3). В состав затрат могут быть включены только текущие затраты.

В бухгалтерском учете должен быть обеспечен раздельный учет текущих затрат предприятия и расходов по осуществлению инвестиционной деятельности.

К текущим относятся затраты производственных ресурсов, потребляемые и возмещаемые, как правило, в течение одного хозяйственного цикла. Под инвестиционными же подразумеваются расходы на внеоборотные активы, используемые и приносящие доход в течение длительного времени, стоимость которых погашается путем включения в текущие издержки производства посредством начисления амортизационных отчислений.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.