Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации.
Что касается экономического содержания расхода, представляется необходимым определить как связаны между собой три следующих понятия: затраты, расходы, издержки.
Все высказывания по данному вопросу сводятся, по сути, к двум основным направлениям:
1) «… все попытки разграничить эти понятия в русском языке лишены смысла. Можно обособить только термины «убытки» и «потери»» (Соколов Я.В.) [2. - с. 94].
2) «… эти явления имеют принципиальные отличия и могут использоваться как синонимы только в конкретном тексте» (Николаева С.А.) [3. - с. 18]
Поскольку этот вопрос является широко дискутируемым в бухгалтерском управленческом учете, в данной работе не ставится целью описание всех возможных вариантов формулировок данных понятий, и мы приведем определения, наиболее отвечающие нашему представлению о сущности этих явлений.
· Издержки - стоимостное выражение ресурсов,
· Затраты - стоимостное выражение ресурсов, которые были приобретены, имеются в наличие, и как предполагается, принесут доход в будущем.
· Расходы - стоимостное выражение ресурсов, которые (1) были израсходованы с целью получения доходов, т.е. уже принесли экономические выгоды (доход); или (2) потеряли способность приносить экономические выгоды (доход) в будущем.
Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:
· получены доходы в результате их осуществления;
· имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов как в данном, так и в будущих отчетных периодах.
В систему нормативного регулирования бухгалтерского учета вводится категория расходов организации, под которой понимаются, прежде всего, действия, приводящие к уменьшению ее капитала.
По признаку принадлежности к отчетным периодам расходы организации делятся на две категории:
- расходы данного (текущего) отчетного периода;
- отложенные расходы.
Расходы данного (текущего) отчетного периода - расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода.
Отложенные расходы - расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем. Это условные расходы, поскольку они не признаны в качестве расходов в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках. Отложенные расходы подлежат капитализации на балансе организации.
Отложенные расходы по признаку возможности возникновения будущих ресурсов организации делятся на:
- инвестиции (капитальные вложения);
- расходы будущих периодов.
Расходы данного (текущего) отчетного периода по признаку взаимосвязи с доходами отчетного периода делятся на: Захарьин В.Р. Расходы фирмы: бухгалтерский и налоговый учет. - М.: Гросс-медиа, 2009. - 368 с.
- расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами;
- расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (расходы периода).
Расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами, не могут быть признаны в данном отчете о прибылях и убытках до тех пор, пока не будет признан доход. Расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (расходы периода), признаются в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках вне зависимости от факта получения доходов в данном отчетном периоде. Эти расходы обусловлены в большей степени наличием периода, нежели наличием или отсутствием дохода. Примером расходов периода в отдельных случаях могут служить амортизация активов и расходы по аренде офисных помещений.
Итак, обобщим классификацию расходов в виде схемы (рис. 1) Воробьева Е.И. Праздники прошли, а вопросы остались. // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». - 2009. - N 6. - с. 11.
Рисунок 1 - Классификация расходов
1.2 Нормативная база учета расходов будущих периодов
Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и так далее), в течение периода, к которому они относятся (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Согласно п. 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации" если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расходами не может быть четко определена или определяется косвенным путем, расходы признаются для определения финансового результата путем их обоснованного распределения между отчетными периодами.
То есть в бухгалтерском учете заложен принцип соответствия расходов доходам.
Четкого перечня расходов будущих периодов законодательство о бухгалтерском учете не содержит. Гейц И.Л. Учет расходов будущих периодов и отдельных резервов, создаваемых предприятиями. // Финансовая газета. Региональный выпуск, NN 4-6, январь-февраль 2009
В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций для этих затрат отведен счет 97 "Расходы будущих периодов". В Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, приведен приблизительный список затрат: "... в частности, на этом счете могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд) и др.".
Отметим, что в Инструкции говорится "могут быть". А это означает, что отражать или не отражать даже те расходы, которые указаны в Плане счетов как расходы будущих периодов, организация может самостоятельно определить в учетной политике.
Более того, в п. 7 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, для организаций установлено так называемое требование осмотрительности. По нему при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности "учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов".
Исходя из этого принципа в бухгалтерском учете признание расходов расходами будущих периодов является скорее правом, чем обязанностью организации.
В таблице 1 приведены примеры расходов, которые могут возникнуть у организации с некоторой периодичностью.
Таблица 1. Примеры расходов будущих периодов Воробьева Е.И. Праздники прошли, а вопросы остались. // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». - 2009. - N 6. - с. 11
Страницы: 1, 2, 3, 4