Рефераты. Аудит основных средств и нематериальных активов

Выборочное обследование- получение аудиторских свидетельств

Заключительный осмотр финансовой отчетности

Подготовка аудиторского заключения

Предшествующее обследование деятельности клиента состоит из следующих вопросов: сфера деятельности, спрос на продукцию, особенности экономической отрасли, стратегия деятельности, направления инвестиций, наличие дел в суде, претензии различных организаций. Необходимо изучить отчетность предприятия за предыдущий год, проанализировать изменения в текущем году в сравнении с прошлым годом по производству валовой продукции, ее себестоимость и другие показатели. Для этого аудитор изучает: разные отчеты клиентов, информацию о сборах акционеров, внутреннею финансовую отчетность, инструкции, новые нормативные акты, информацию с прессы, полученную устную информацию при собеседовании с руководителем, бухгалтерами. Необходимо также ознакомиться со всеми актами налоговой инспекции, Пенсионного фонда и других контрольно-ревизионных организаций. После этого составляется договор на проведение аудита.

Планирование аудита необходимо для четкого определения направления аудита, объектов и методов проверки.

Экспертиза системы учета и внутреннего контроля предназначена для изучения системы учета и отражения операций в учетных регистрах на предприятии, оценки их пригодности для подготовки финансовой отчетности, а также определения способов проведения аудиторской проверки.

Аналитическая проверка финансовой информации осуществляется для определения тенденций процессов производства, взаимосвязь экономических показателей и выявление так называемых чрезвычайных отклонений, расчетов экономических коэффициентов для оценки финансового состояния и подготовки осмотра финансовой информации. Аналитическая проверка включает: анализ показателей в динамики, в сравнении с планом, с аналитическими показателями другого предприятия, которое функционирует в таких же условиях. Важное значение имеет структурный анализ, который дает возможность выделить наиболее существенные объекты контроля.

Выборочное обследование осуществляется для получения в достаточном объеме аудиторских свидетельств (доказательств), на основе которых составляется аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности.

При проведении аудита бухгалтерского учета основных средств аудитор использует следующие аудиторские доказательства:

Первичные документы по учету основных средств.

Учетные регистры синтетического учета основных средств (ведомости, журналы, книги).

Инвентаризационные ведомости, свидетельствующие о фактическом состоянии и наличии основных средств.

Счета Главной книги, предназначенные для основных средств и их износа.

Бухгалтерский баланс отчетного периода.

Отчет о финансовых результатах.

Результаты опросов и анкетирований руководства предприятия по вопросам учета основных средств.

Документация внутреннего аудитора по контролю основных средств.

Ответы на запрос от поставщиков основных средств или подрядчиков.

Рабочие документы и отчет предыдущего аудитора.

Контракты, соглашения об аренде, страховые полисы.

Сметы и планы ремонтов основных средств.

Расчеты амортизационных отчислений по основным средствам.

Приказ об учетной политике в части учета основных средств.

Данный этап является наиболее ответственным и существенным. Поэтому здесь необходимо четко определить объект проверки, объем аудиторской выборки, источники информации, приемы и методы аудиторских процедур.

Основными методами, которые используются при аудите основных средств, являются опрос, физическая проверка, сравнение, пересчет, документальная проверка, выборочное исследование.

Опрос руководства предприятия может побуждать аудитора к осуществлению дополнительных аудиторских процедур и применению иных методов, поскольку может возникнуть необходимость получить данные о прогнозируемых соглашениях, планах продажи основных средств, наличии залогов или претензий, судебных исков.

В процессе опроса или документальной проверки аудитору важно выяснить учетную политику относительно основных средств, методы начисления амортизации и постоянность их применения; происходили ли изменения учетной политики и методов начисления амортизации; исследовать наличие необходимых объяснений в примечаниях к отчетности. Следует также получить данные об основных средствах, переданных и полученных в аренду, изучить условия арендных соглашений; выяснить вопрос, отвечает ли учет арендованных объектов этим соглашениям; проконтролировать правильность определения арендной платы за основные средства и соответствующее ее отнесение на доходы или расходы у арендодателя или арендатора.

Поскольку проверка аудитором учета основных средств является процессом достаточно трудоемким, требует обработки больших объемов информации, аудитор может применить выборочное исследование основных средств при приемлемом уровне аудиторского риска.

Осмотр финансовой информации осуществляется на конечном этапе аудита на основе всех собранных факторов и материалов аудиторской проверки. Выводы, сделанные на основе большого количества тестов, связанных с изучением отчетности, позволяют сформировать аудиторское заключение.

Подготовка аудиторского заключения - это конечная цель аудиторской проверки, которой является аудиторское суждение о достоверности финансовой информации, а также разработка рекомендаций, предоставление советов относительно исправления ошибок и ликвидации выявленных недоработок. [11.28-30]

При проведения аудита основных средств аудит также необходимо осуществлять поэтапно. Существует определенная последовательность, которая помогает аудитору более эффективно проводить данную проверку.

Этапы проведения аудита основных средств:

Подготовительный этап. Аудитор выясняет состав основных средств, их виды, уровень обеспеченности предприятия основными средствами, материальную ответственность за них, их технические характеристики. Важной проблемой является оценка надежности внутреннего контроля и внутреннего аудита основных средств на предприятии.

Оценка внутреннего контроля основных средств может осуществляться внешним независимым аудитором по следующим направлениям:

проверка наличия первичной документации по всем хозяйственным операциям с основными средствами;

распределение функциональных обязанностей должносных лиц, которые отвечают за состояние и движение основных средств;

обеспечение надлежащих условий хранения и эксплуатации основных средств на предприятии;

наличие необходимых разрешений руководства на осуществление операций с основными средствами;

периодическое проведение инвентаризации основных средств;

надлежащее ведение инвентарного пообъектного учета основных средств;

конnроль записей в журнале учета движения основных средств и другие направления проверки.

Оценив степень доверия к системе внутреннего контроля основных средств и возможности использования результатов работы внутреннего аудитора, внешний аудитор должен оценить общий аудиторский риск проверки.

Этап физической проверки. Аудитор должен оценить достоверность представленных предприятием результатов проведенной инвентаризации основных средств. С этой целью аудитор или его ассистент должны наблюдать за ходом проведения инвентаризации, оценить правильность ее методики, документальное оформление. Кроме того, аудитору следует сделать выборочную проверку записей в инвентаризационных ведомостях путем самостоятельного пересчета отдельных видов основных средств. При выявлении отклонений от предоставленных данных предприятием аудитор направляет письмо соответствующего содержания руководителю предприятия с рекомендациями по устранению выявленных недостатков.

Основной этап аудита. Суть этого этапа состоит в контроле оценки основных средств, установлении их принадлежности, проверке достоверности учетных записей по основным средствам и остатков по ним в балансе, проверке правильности начисления износа основных средств и определении расходов на их ремонт. Для решения задач аудита на основном этапе проверки основных средств аудитор осуществляет:

проверку первичных данных по основным средствам;

контроль расчета амортизационных отчислений;

проверку правильности списания недоамортизированной части основных средств при их ликвидации;

контроль соблюдения действующего законодательства по операциям с основными средствами;

проверку правильности документального оформления оприходования и ликвидации основных средств;

контроль правильности индексации, переоценки основных средств;

проверку правильности переноса начальных остатков по основным средствам;

контроль сопоставимости данных аналитического, синтетического учета, Главной книги и Баланса;

проверку операций с арендованными и переданными в аренду основными средствами;

установление эффективности использования основных средств;

установление источников финансирования приобретения (создания) основных средств.

Завершающий этап. На основе составленных рабочих документов аудитор составляет промежуточный отчет о состоянии бухгалтерского учета основных средств и делает аудиторское заключение относительно достоверности, полноты и реальности представления основных средств в финансовой бухгалтерской отчетности предприятия.

При проведении аудиторской проверки также необходимо произвести планирование аудита, которое должно основываться на знании деятельности клиента.

Если аудиторская фирма не имеет данных о клиенте, то необходимо собрать информацию о деловой активности клиента, финансовом состоянии, отношениях с предыдущей аудиторской фирмой, по возможности наладить контакты с правоохранительными органами, банками, торговыми и промышленными предприятиями, с которыми клиент имеет деловые отношения. Также необходимо изучить особенности отрасли клиента, правовой статус, форму хозяйствования, поскольку это связанна с особенностями законодательной базы Украины, которая регулирует производственно-финансовую деятельность. Следует собрать данные о размере предприятия, специализации, уровне рентабельности, формы учета. Исходя из заказа на вид аудиторской проверки и анализа собранной информации, подбирают конкретных исполнителей, формируют группы аудиторов.

Для осуществления аудита составляют программу аудита. Программа может быть типовой или индивидуальной с разной степенью детализации по объектам и направлениям аудита.

Рабочая программа аудитора:

1. Аудиторская оценка организации и состояния бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля и достоверности финансовой отчетности предприятия

2. Аудиторская проверка производственно-хозяйственной деятельности

3. Консультационные услуги и рекомендации по выправлению выявленных недостатков.

Составление таких программ позволяет четко организовывать работу по проверки финансовой информации, сконцентрировать внимание на основных моментах.

Важным элементом деятельности аудитора при планировании является оценка аудиторского риска, который взаимосвязан с определением информационной базы для проведения аудита.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.