Рефераты. Аудит и учет денежных средств

При расчетах между организациями, банками и государством применяется календарная система расчетов. Это значит, что все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной очередности, т.е. в порядке их поступления в банк, если остаток средств достаточен для всех платежей. В иных случаях существует очередность платежей.

Прием и выдача денег или безналичные перечисления про-изводятся банком на основании документов специальной формы, утвержденной им же. Из них наиболее распространенными являются:

объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное пору-чение, расчетный чек, платежное требование-поручение и др.

Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. В подтверждение о получении денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом.

Чек (денежный) является приказом организации банку о выдаче с расчетного счета организации указанной в нем суммы наличных денег.

Безналичные перечисления, их порядок и формы расчетов ого-ворены "Положением о безналичных расчетах в Российской Фе-дерации", утвержденным Банком России от 09.07.90 № 14 (с изме-нениями от 08.04.96).

При этом допускается использование при безналичных расчетах: платежных поручений, чеков, аккредитивов, платежных требований-поручений.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашениями, отдельными договорен-ностями).

Платежное поручение - поручение организации банку о пере-числении соответствующей суммы с его расчетного счета на расчетный счет получателя. Такими получателями могут быть поставщики, вышестоящие организации, финансовые органы, страховые и другие организации. Платежное поручение выписывается в соответствующем количестве экземпляров в зависимости от того, в каком коммерческом банке территориально находится расчетный счет получателя. Платежное поручение может быть выписано организациям как при одногородних, так и при иногородних расчетах. Форма платежного поручения едина для всех видов перечислений. В тех случаях, когда требуется произвести несколько перечислений одновременно, приме-няется особая форма сводного поручения. Сводное поручение выпи-сывается для нескольких получателей, обслуживаемых одним ком-мерческим банком. Подписи и печать ставятся один раз под итоговой суммой перечислений.

Для перечисления денег с расчетного счета организации на рас-четный счет получателя могут применяться также расчетные чеки, которые по сравнению с денежными чеками имеют другую форму и реквизиты.

Для расчетов между организациями за отпущенную продукцию могут применяться платежные требования-поручения или просто

платежные требования.

УТТ ежедневно получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за текущий период операции. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятии и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные организацией при достаточном количестве сданных экземпляров.

Выписка из расчетного счета - второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства, банк считает себя должником организации (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступлений на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и включать в бухгалтерскую информацию зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются организациями при ее обработке.

Приступая к обработке выписки, бухгалтер УТТ подбирает оправдательные документы на каждую зафиксированную в ней операцию. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей в учетные регистры. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом "погашено". Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63 "Расчеты по претензиям", а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующие выписки банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете организации задолженность списывается. В противном случае по истечении 10 дней после получения выписки остаток средств на расчетном счете считается подтвержденным.

На полях проверенной выписки против суммы операций и в документах, приложенных к выписке, проставляются коды счетов, кор-респондирующих со счетом 51 "Расчетный счет", а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, составления справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться вдень их поступления.

Таким образом, полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается; подбираются все оправдательные документы, про-ставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам и из-держкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что анали-тический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Суммы по статьям группируются в листках-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов, подразделений и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.

Так, суммы по журналу-ордеру № 2, отнесенные в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", подлежат отражению по соответствующим аналитическим статьям (налог на прибыль, подоходный налог и др.).

Синтетический учет операции по расчетному счету бухгалтерия УТТ ведет на счете 51 "Расчетный счет". Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств организации на начало месяца, поступления наличных денег из кассы организации, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства, перечисленные в погашение задолженности поставщикам материальных ценностей (услуг), подряд-чикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, внебюджетным фондам и прочим кредиторам, а также суммы, выданные наличными в кассу организации.

Для отражения оборотов по кредиту счета 51 служит журнал-ордер № 2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №2.

Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.

Обязательное условие для заполнения регистров -- исполь-зование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена (за один, два, три, пять дней). Количество занятых строк журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале-ордере №2, так и ведомости № 2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51 .Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет организации, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей, разрабатываемому организацией.

3.5. Аудит денежных средств.

Аудиторскую проверку денежных средств целесообразно начинать с проверки кассовых операций. Основным нормативным актом, регламентирующим порядок осуществления операций по приему, хранению и выдаче наличных денег в кассе организации, является Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.93 г. № 40. Этот документ устанавливает единый порядок хранения наличных денег, их приема, оформления кассовых документов и ведение кассовой книги, ревизии кассы и контроля за соблюдением кассовой дисциплины.

При проверке аудитор, кроме того, должен руководствоваться Законом Российской Федерации от 25.09.92 г. № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации». В качестве методического материала можно использовать рекомендации Центрального банка РФ № 113 от 30.09.94 г. по осуществлению учреждениями банка проверок соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями «Порядка ведения кассовых операций в РФ». Кроме того, аудитор должен пользоваться нормативными документами, утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами, которыми регулируются кассовые операции, имеющие отраслевые особенности.

При проверке кассы аудитору необходимо также выяснить: заключен ли с кассиром договор о материальной ответственности или имеется ли в личном деле кассира обязательство о материальной ответственности, предусмотренное Порядком ведения кассовых операций; соответствует ли помещение кассы требованиям, установленным для работы кассира; обеспечены ли охрана кассы и сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы; имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа) для хранения денег и других ценностей в кассе; соблюдается ли установленный лимит хранения денежной на-личности по отдельным датам; проводятся ли периодические внезапные проверки кассы и имеются ли акты по таким проверкам.

Затем аудитор переходит к проверке правильности доку-ментального оформления операций. Практика проверок показывает, что во многих организациях кассовые документы составляются некачественно, часто в приходных и расходных документах отсутствуют подписи ответственных лиц, вносивших деньги в кассу или получивших их из кассы, и другие обязательные реквизиты. Такие документы считаются недействительными, а проведенные по ним операции необоснованными. Если такое установлено, то аудитор должен сообщить об этом руководителю и главному бухгалтеру организации с целью принятия оперативных мер.

На следующем этапе проверки следует установить: ведут ли в данной организации по установленной форме журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; все ли кассовые документы зарегистрированы в журнале, нет ли пропущенных номеров кассовых ордеров; наличие и правильность ведения кассовой книги, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера; действительно ли одну кассовую книгу ведут в данной организации (особенно это касается многопро-фильных организаций, которые данный порядок часто нарушают).

После выяснения соблюдения установленных требований необходимо переходить к проверке законности совершения кассовых операций, соответствия их Порядку ведения кассовых операций. Проверке подлежат все приходные и расходные денежные документы за ревизуемый период.

При проверке кассовых операций особое внимание аудитор должен уделить выявлению правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денег. Денежные средства могут поступать из банков, от работников организации в оплату каких-либо услуг, могут быть остатками неиспользованных авансов и др. Тщательной проверке аудитора подлежит полнота и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписок банка (по шифру, соответству-ющему получению наличных денег) и приходных кассовых ордеров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.