Устройство и планировка торговых залов продовольственных магазинов должны отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать свободное время покупательских потоков и создавать максимальные удобства для приобретения товаров покупателями при минимальных затратах времени;
- создавать кратчайшие пути движения товаров из помещений для хранения и подготовки товаров к продаже в торговый зал;
- обеспечивать хорошую обозримость и удобство для ориентации покупателей в торговом зале и возможность контроля со стороны работни-ков магазина.
Выполнение перечисленных требований достигается путем деления торговой площади на функциональные зоны. В МПТУ «Туслах» существуют следующие основные зоны торгового зала магазина: входа и выхода, расчетных узлов, размещение товаров, движения покупательских потоков, оказания дополнительных услуг.
Формирование ассортимента товаров в МТПУ «Туслах» сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предпри-ятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы дан-ного торгового предприятия).
К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента това-ров в магазинах, относятся покупательский спрос и производство това-ров. Спрос формирует требования к ассортименту, а производство их удовлетворяет. Без учета указанных факторов нельзя сформировать нужный ассортимент. Поэтому при построении ассортимента товаров на розничных торговых предприятиях необходимо располагать достоверной информацией об объеме и структуре спроса, динамике его развития, характере и особенностях спроса на отдельные товары и у различных контингентов покупателей.
При формировании в магазинах ассортимента продовольственных товаров следует учитывать, что с повышением материального и культурно-го уровня жизни советского народа растет спрос на продукты с высоки-ми вкусовыми качествами, устойчивые при хранении, высокой степени готовности, имеющие удобную расфасовку, хорошую упаковку и краси-вый внешний вид. Постоянно увеличивается и производство таких изде-лий.
К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи между населенными пунктами, наличие других розничных торго-вых предприятий в зоне деятельности данного магазина и др. Так, тип магазина определяет групповой ассортимент товаров, величина торговой площади -- широту внутригруппового ассортимента, степень оснащенно-сти торгового предприятия холодильным оборудованием -- перечень реа-лизуемых скоропортящихся продуктов и т.п.
При формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на пищевые продукты по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает высо-кой степенью устойчивости, а в отдельных случаях -- известной консервативностью. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, кондитерских изделий и т.д.), поэтому важно до-стигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу. Постоянное наличие широкого и устойчивого ассортимента товаров в магазине в пределах установленного норматива товарных запасов и отвечающего требованиям покупателей способствует успешному и ритмичному выполнению плана товарооборо-та и других показателей деятельности магазина.
При формировании в розничной торговой сети ассортимента продовольственных товаров необходимо учитывать фактор их взаимозаменяе-мости. Если в продаже нет нужного продукта или покупатель не удовлет-ворен качеством предложенного товара, он, как правило, не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой продукт с аналогичной пи-щевой ценностью. Особенно это проявляется внутри группы товаров, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель -- крупами, макаронами и т.д.
Важным фактором формирования ассортимента продовольственных товаров является комплексность спроса на отдельные продукты пита-ния. Например, вместе с мясом приобретаются овощи, картофель, спе-ции; с кондитерскими изделиями -- чай, кофе, фрукты, т.е. увеличение спроса на одни продукты влечет рост спроса на другие. Формирование ассортимента товаров без учета этого фактора может привести к сокра-щению товарооборота, снижению культуры торговли.
Формируя ассортимент товаров, необходимо учитывать такой фактор, как сезонность потребления и производства отдельных продуктов. Зи-мой обычно увеличивается потребление жиров, мяса, круп, а летом и осе-нью больше продается молочных продуктов, сахара, безалкогольных напитков. Значительная часть свежих овощей, фруктов, ягод реализуется в период их массового поступления, но для удовлетворения спроса насе-ления в течение всего года необходимо обеспечить их сохранность и сво-евременную переработку.
На формирование ассортимента товаров в магазинах оказывает влияние и такой фактор, как праздники, традиции. Они приводят не только к росту объема спроса на некоторые продовольственные товары, но и к его структурным изменениям. В периоды праздников, например, отмечается повышенный спрос на высококачественные гастрономические товары, кондитерские изделия и т. д.
При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсивный.
Устойчивый, или твердо сформулированный, спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром.
Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателя с товаром и его особенностями. Он допускает взаимозаменяемость това-ров в пределах одной группы, подгруппы или разновидности товаров.
Импульсивный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца. По импульсу чаще всего покупают малоизвестные или неизвестные товары.
И наконец, при формировании ассортимента важным требованием является выполнение основных экономических показателей деятельнос-ти магазина, обеспечение его рентабельной работы. В новых условиях хозяйствования этот фактор приобретает особую значимость, так как от него зависит размер фонда оплаты труда торговых работников.
Анализ прибыльности
Показатели
2000
2001
Отклонения
Темпы роста, %
Товарооборот
335,7
646,7
311
193
Валовые доходы
67,14
435,8
368,66
649,2
Уровень валового дохода, %
20
67,4
47,4
337
Издержки обращения
167,7
328,7
152
186
Уровень издержек, %
52,6
50,8
-1,8
96,6
НДС, тыс. руб.
4,2
7
2,8
167
Прибыль от реализации
39,1
318
278,9
813
Прибыль от неосновной деятельности
4,6
-1,3
5,9
28
Балансовая прибыль
43,7
316,7
273
725
Налог на прибыль
16,6
120,3
103,7
Чистая прибыль
27,1
196,4
169,3
Фонд накопления (45%)
12,2
88,38
76,2
724
Фонд потребления (35%)
9,5
68,7
59,2
723
Резервный фонд (20%)
5,42
39,3
33,88
Балансовая прибыль, уменьшилась на величину налога на прибыль, дает чистую прибыль, которая увеличилась на 725%.
Чистая прибыль распределяется между тремя фондами в следующем процентном соотношении:
- фонд потребления - 35%,
- фонд накопления - 45%,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5