Рефераты. Анализ и учет товарооборота торгового предприятия ООО "Волгаконтракт"

В оптовой торговле товары отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения (по покупной стоимости). В покупную стоимость товара входят цена поставщика без НДС и акциз по подакцизным товарам. В покупную стоимость импортных товаров включают контрактную цену (включая расходы по доставке товара до российской границы), таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление, другие обязательные таможенные платежи, установленные законом. Формирование балансовой стоимости товара из указанных элементов является наиболее удобным для бухгалтерского учета в торговле.

Организации, занятые розничной торговлей, могут выбрать метод оценки товарных запасов:

1) по стоимости приобретения;

2) по продажным (розничным) ценам.

Реализация товаров отражается по кредиту счета 90 "Продажи" в корреспонденции со счетом 41 "Товары". Расходы на приобретение, хранение и продажу товаров учитываются на счете 44 "Расходы на продажу".

По реализованным товарам на предприятии учет ведется по продажным ценам списание торговой наценки производится следующим образом:

Д 90-2 "Себестоимость продаж"

К42 "Торговая наценка" (сторно) - сторнирована торговая наценка

Пример:

Магазин приобрел для перепродажи 10 компьютеров по цене 1180 у.е. за штуку (в т.ч. НДС - 180 у.е.) на сумму 11 800 у.е.

Магазин установил наценку в 30% (в т.ч. НДС 18%) на компьютер. Сумма наценки на партию = 10 000 у.е. * 30% = 3000 у.е.

Проводки:

Д 41 "Товары"

К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" -на сумму 10 000 у.е. - оприходованы поступившие компьютеры

Д 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" -на сумму 1 180 у.е. - учтен "входящий" НДС

Д 41 "Товары"

К 42 "Торговая наценка" на сумму 3000 у.е. - отражена наценка на компьютеры

Через некоторое время магазин реализовал купленные ранее компьютеры:

Д 50

К 90-1 "Прочие доходы и расходы" на сумму 13 000 у.е. - учтена выручка за реализованные компьютеры

Д 90-3

К 68 "Расчеты по налогам и сборам" - на сумму 1800 у.е. - начислен НДС по проданным компьютерам

Д 90-2

К 41 "Товары" - на сумму 13 000 у.е. - списана стоимость проданных компьютеров

Д 90-2

К 42 "Торговая наценка" (сторно) - на сумму 3000 у.е. - списана торговая наценка

Так как, на предприятии учет товаров на счете 41 "Товары" ведется по продажным ценам, то по дебету счета 90 "Продажи" первоначально записывается стоимость реализованных товаров по продажным (учетным) ценам, а не покупным, что не соответствует экономической сущности данного счета. Поэтому возникает необходимость корректировки дебетового оборота счета 90 "Продажи"на сумму торговой надбавки, относящейся к реализованным товарам. Это осуществляется путем отражения суммы торговой наценки по реализованным товарам по кредиту счета 42 "Торговая наценка" в корреспонденции с дебетом счета 90 "Продажи" методом "сторно". Кроме того, аналогичным образом на счетах бухгалтерского учета отражаются суммы торговой наценки по товарам, списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи и т.п.

Торговая наценка (надбавка) - это составная часть продажной цены товаров в оптовой торговле и розничной цены в организациях розничной торговли. Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к покупной цене товара. Она предназначена для возмещения расходов на продажу, получения прибыли и уплаты косвенных налогов.

Торговая скидка - часть розничной цены товара.

Счет 42 "Торговая наценка" предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях, осуществляющих розничную торговлю, если их учет ведется по продажным ценам.

На счете 42 "Торговая наценка" учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям, осуществляющим розничную торговлю, на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.

Кредитуется счет 42 "Торговая наценка" при принятии к бухгалтерскому учету товаров на суммы торговой наценки (скидок, накидок).

Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и тому подобному, сторнируются по кредиту счета 42 "Торговая наценка" в корреспонденции с дебетом счета 90 "Продажи" и иных соответствующих счетов. Относящиеся к непроданным товарам суммы скидок (накидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами.

Сумма скидки (накидки) на остаток непроданных товаров в организациях, осуществляющих розничную торговлю, может быть определена по проценту, исчисленному исходя из отношения суммы скидок (накидок) на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счета 42 "Торговая наценка" (без учета сторнированных сумм) к сумме проданных за месяц товаров (по продажным ценам) и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам).

Аналитический учет по счету 42 "Торговая наценка" должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (накидок) и разниц в ценах, относящихся к товарам в организациях, осуществляющих розничную торговлю, и к товарам отгруженным".

В розничной торговле учет товаров, как правило, ведется по розничным ценам. Это означает, что учетной ценой товара является цена, по которой товар продается. Например, в розничный магазин от поставщика поступила партия товара в количестве Q по цене Р за единицу товара. В магазине была установлена к покупной цене единицы товара торговая наценка N. Таким образом, розничная цена единицы товара составила Р + N. При этом на счете учета товаров (41"Товары") поступившая партия товара будет числиться по продажной стоимости: (Р + N) x Q.

Цена любого товара, предназначенного для перепродажи, устанавливается таким образом, чтобы торговая организация могла покрыть расходы на продажу и получить прибыль от своей деятельности. Следовательно, цена на товар должна определяться по формуле:

На практике применяются разные названия цен, действующих на разных стадиях товарного обращения.

Оптовая цена - цена, по которой предприятие-изготовитель продает свою продукцию оптовым покупателям. Оптовая цена складывается из цены предприятия-изготовителя (себестоимость плюс прибыль) и скидки (наценки) в пользу сбытовой организации для покрытия сбытовых расходов и получения прибыли.

Розничная (продажная) цена - цена, по которой товар продается населению в розницу. Розничная цена включает в себя оптовую цену и наценку для покрытия торговых расходов розничной торговой организации, уплаты установленных налогов (например, НДС, налога с продаж) и получения прибыли.

Продажная цена - цена, по которой товар продается оптом и мелким оптом.

Договор купли-продажи может предусматривать изменение цены в результате изменения показателей, формирующих структуру цены (себестоимость, расходы на продажу, прибыль, косвенные налоги и т.п.). В таком случае в договоре должен быть определен способ пересмотра цены. Если же этого нет, то надо следовать норме п.3 ст.485 ГК РФ: цена определяется исходя из соотношения перечисленных показателей на момент заключения договора и передачи товара.

Свободная (рыночная) цена - цена, которая устанавливается продавцом товара с учетом конъюнктуры рынка, спроса и предложения.

Наиболее полное определение рыночной цены товара содержится в ст.40 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При определении рыночных цен надо соблюдать следующие правила:

- не берутся во внимание сделки между взаимозависимыми лицами. Сделки между взаимозависимыми лицами принимаются во внимание только при условии, что взаимозависимость лиц не повлияла на результаты сделки;

учитывается информация о заключенных на момент продажи товара сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях.

Вопрос правильного определения цены очень важен для торговой организации. Во-первых, от этого зависит финансовое состояние организации: сможет ли она покрыть свои расходы и получить прибыль, продавая товары по установленным ценам. Во-вторых, уровень цен в торговой организации в определенных случаях является предметом интереса налоговой инспекции.

В условиях рыночной экономики торговая организация приобретает товар одного и того же наименования у разных поставщиков. Соответственно и покупные цены на эти товары различаются. Однако устанавливать на эти товары разные розничные цены не имеет смысла. Следовательно, при разной цене поставщика и одинаковой розничной цене торговая наценка на один и тот же вид товара будет различной. Поэтому в реестр розничных цен вводят еще одну графу - "Поставщик".

Розничная цена в общем случае определяется по формуле:

РЦ = ЦП + ТН,

где РЦ - розничная цена;

ЦП - цена поставщика (с НДС) ;

ТН - торговая наценка.

Однако если поставщик товара не является плательщиком НДС, то розничную цену следует определять по формуле:

РЦ = (ЦП + ТНо) + % НДС х (ЦП + ТНо),

где ТНо - торговая наценка на цену поставщика;

% НДС - ставка НДС, по которой облагается товар (в соответствии со ст.164 НК РФ).

В данном случае общая величина торговой наценки должна составлять:

ТН = ТНо + % НДС х (ЦП + ТНо).

В процессе своей деятельности торговые организации осуществляют продажу (реализацию) товаров. В соответствии с нормами ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров на территории Российской Федерации являются объектом налогообложения по НДС.

Стоимостная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу, которую налогоплательщики - торговые организации в общем случае определяют в соответствии с положениями п. 1 ст. 154 НК РФ: "Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога".

Фактически это означает, что для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки, и пока не доказано обратное, считается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Таким образом, налоговая база по НДС на предприятии, представляет собой стоимость проданных товаров, по которой они реализуется покупателям, за минусом НДС.

Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ с 1 января 2006 г. внес в указанную статью значительные изменения, главным из которых является отмена метода исчисления НДС по мере поступления денежных средств ("по мере оплаты").

Новая редакция п. 1 ст. 167 НК РФ гласит:

"Моментом определения налоговой базы, является наиболее ранняя из следующих дат:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.