Рефераты. Анализ и учет товарооборота торгового предприятия ООО "Волгаконтракт"

Оценка скорости оборачиваемости запасов в торговой деятельности является одним из основополагающих элементов экономического анализа, так как товарные запасы относятся к медленно реализуемым активам, а в оборотных средствах торговой организации они имеют значительный удельный вес. Оценка влияния на приращение объема продаж экстенсивности и интенсивности использования запасов и оборотных средств позволят вычленить более рациональные и прогрессивные пути повышения эффективности результатов торговой деятельности.

Кроме перечисленных показателей эффективности использования товарных запасов в целях принятия управленческих решений актуальным представляется оценка таких показателей, как товарная структура в товарообороте, рентабельность используемой торговой площади по видам товаров, объем продаж в расчете на единицу торгового персонала или смену (производительность труда), товарная структура поставленных на заказ товаров и прочее.

В результате высокой оборачиваемости товарных запасов в торговле экономический анализ рекомендуется осуществлять за минимальный период времени. Отчетным периодом при этом могут быть часы, день, технологическая смена персонала, будние дни, выходные и праздничные дни, неделя, декада, месяц.

Методология экономического анализа показателей эффективности использования оборотных средств, а в том числе и товарных запасов, не является целью настоящей статьи, более подробно этот вопрос рассмотрен в статье "Оценка деловой активности торговой организации".

Оценка товарных запасов и анализ покупательского спроса на отдельные виды товаров позволяет спрогнозировать потребность в товарах различного ассортиментного ряда как в целях развития конкретной торговой организации и повышения ее конкурентоспособности, так и в целях макроэкономического анализа развития экономики по таким показателям как товарная структура в розничной торговле, товарные запасы, коэффициент оборачиваемости товарных запасов и другим показателям.

В международной практике для оценки развития экономики макроэкономическом аспекте используются такие нестандартные для российской статистики показатели как заказы на товары длительного пользования и заказы на производственные товары.

Заказы промышленности -- это индикатор, который показывает потребность промышленности в товарах длительного и недлительного пользования. Увеличение значения этого индикатора характеризует активность производства и его возможный рост, тогда как уменьшение свидетельствует о сворачивании производства. Заказы на товары длительного пользования -- это индикатор, который показывает потребность в товарах со сроком использования более 3 лет. Обычно такие товары имеют большую цену (например, автомобили), поэтому отражают не только ожидания потребителей, но также и способность последних тратить такие большие суммы. Увеличение этого показателя положительно характеризует состояние экономики и производства. Поэтому рост данного показателя помогает валюте усиливаться, а падение -- ослабляет ее. Этот индикатор публикуется ежемесячно и достаточно важен для рынка.

Как видно, даже аналитическая информация в управлении товарными запасами используется в оценке макроэкономических показателей.

Эффективное управление товарными запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям как транспортные и складские расходы. Без предварительного анализа товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить расходы на содержание ряда складских помещений может привести не к экономии, а к обратному эффекту - сокращению продаж и прибыли в результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение покупателей, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы и другие критерии. После этого анализируется альтернативное использование высвободившихся средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности.

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

2.1 Учет поступления и реализации товаров на предприятии

Товары являются частью материально - производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Порядок отражения товаров в бухгалтерском учете регулируется ПБУ 5/01.

При поступлении товаров оформляется Акт о приемке товаров (форма № ТОРГ-1). Если количество и качество товаров не совпадает с данными, указанными в сопроводительных документах дополнительно составляется Акт об установленном расхождении (форма № ТОРГ-2). При этом приемка товара производится по фактическому наличию. При обнаружении недостачи товара (или других отклонений от условий договора-поставки) покупатель обязан приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром и вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта.

При установлении расхождений при приемке товарно-материальных ценностей по количеству и качеству оформляется "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей" (форма N ТОРГ-2) для отечественных товаров и "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров" (форма N ТОРГ-3) для импортных товаров.

Для оформления приемки и оприходования (принятия на ответственное хранение) тары или упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров и не указанных поставщиком (грузоотправителем) отдельно в счете, применяется "Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика" (форма N ТОРГ-5).

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, другой остается у материально-ответственного лица.

Если в результате хранения на складе предприятия по тем или иным причинам товар портится, теряет качество и свои полезные свойства и не подлежит дальнейшей реализации, составляется "Акт о списании товаров" (форма N ТОРГ-16).

Единица бухгалтерского учета товарных запасов выбирается торговой организацией самостоятельно. Этот выбор закрепляется в учетной политике.

Выбранный метод должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о товарных запасах, а также контроль за их наличием и движением. Единицей товарных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. В условиях автоматизации бухгалтерского и складского учета предпочтительнее учет товаров по номенклатурным номерам. Он заключается в том, что каждому виду товара с одинаковой ценой присваивается один номенклатурный номер. Торговая организация разрабатывает систему нумерации товаров либо пользуется той, которая предлагается бухгалтерской программой.

Для учета товаров предназначен один балансовый счет 41 "Товары" и два забалансовых счета 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и 004 "Товары, принятые на комиссию". В данном случае разделение в учете осуществляется по признаку права собственности на товар. На балансовом счете 41 учитываются товары, право собственности на которые перешло к торговой организации. На забалансовых счетах учитываются товары на хранении (002) и принятые на комиссию (004). Таким образом, в бухгалтерском учете делится товар, принадлежащий самой торговой организации, и товар, принадлежащий другим собственникам.

Далее необходимо разделить товар по признаку его предназначения для оптовой или розничной продажи. Для этого к балансовому счету 41 открываются субсчета:

1 - товары на складах;

2 - товары в розничной торговле;

3 - тара под товаром и порожняя;

4 - товары в пути;

5 - неотфактурованные поставки.

Следующий уровень учета - по местам хранения и материально-ответственным лицам. Такой учет необходим для управленческих целей и проведения инвентаризации. Учет по материально-ответственным лицам ведется на аналитическом уровне.

Учет по местам хранения осуществляется в тех организациях, которые имеют два и более складов или различные точки розничной торговли. Этот учет можно организовать как на субсчетах второго уровня, так и на аналитическом счете. Например, организация имеет магазины "Василек" и "Тюльпан". Учет товаров в разных торговых точках ведется на субсчетах:

41-2-1 - товары в магазине "ХХ";

41-2-2 - товары в магазине "ХХХХ".

Если учет организован на аналитическом уровне, то каждому складу (точке) присваивается свой шифр.

Под оценкой товарных запасов понимают выбор цены (балансовой стоимости), по которой приходуют (учитывают) товары в бухгалтерском балансе организации.

Для целей бухгалтерского учета организация выбирает цену товаров и порядок отражения на счетах из способов:

1. По покупным ценам

- товары учитываются по фактической стоимости (на счете 41 "Товары");

- товары учитываются по учетной стоимости (с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей");

2. По продажным ценам

- товары учитываются по продажной стоимости (с использованием счета 42 "Торговая наценка").

Покупная стоимость = цена поставщика (без НДС) + акцизы + таможенные пошлины

Продажная цена = покупная цена + торговая наценка

Торговая наценка = доход организации + сумма НДС

При этом в зависимости от выбранного способа корреспонденция будет следующей:

Таблица 2.1

Порядок отражения на бухгалтерских счетах операций с товарами

Содержание операции

Дебет

Кредит

1. Учет по фактической стоимости

1.1.

Приобретены товары у поставщика

41

60

1.2.

Учтена сумма транспортно-заготовительных расходов

41(44)

60

2. Учет товаров по учетной стоимости

2.1.

Учтена стоимость товаров поставщика

15

60

2.2.

Учтена сумма транспортно-заготовительных расходов

15

60

2.3.

Учтена стоимость поступивших товаров

41

15

2.4.

Учтена сумма отклонений в стоимости товара

16

15

3. Учет товаров по продажной стоимости

3.1.

Учтена стоимость товаров поставщика

41

60

3.2.

Учтена сумма посреднического вознаграждения

41

60

3.3.

Учтена сумма транспортных расходов

44

60

3.4.

Установлена сумма торговой наценки

41

42

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.