Факторы
Индекс влияния
Размер абсолютного влияния, тыс. руб.
Удельный вес влияния, %
Выручка
1,863
7591
362,2
Структура выручки
1,005
90
4,3
Уровень прибыли
0,661
- 5585
- 266,5
Общее влияние
1,238
2096
100
Сумма валовой прибыли выросла за год на 2096 тысяч рублей или на 23,8%. Рост валовой прибыли обеспечен в основном ростом суммы выручки. За счет этого фактора валовая прибыль выросла на 7591 тысяч рублей или на 86,3%.
Изменение структуры выручки привело к росту суммы валовой прибыли на 90 тысяч рублей или на 0,5%. Это обусловлено ростом удельного веса выручки от реализации работ и услуг, имеющих более высокий уровень прибыли по сравнению с уровнем прибыли по реализации товаров.
Снижение уровня валовой прибыли в выручке (рентабельности) привело к снижению суммы валовой прибыли на 5585 тысяч рублей или на 33,9%.
Таким образом, рост валовой прибыли достигнут за счет количественного (экстенсивного) фактора (роста выручки) и, частично, за счет структурных сдвигов выручки. Качественный (интенсивный) фактор (изменение доли валовой прибыли в выручке предприятия) оказал отрицательное влияние на изменение суммы валовой прибыли.
Существенное место в анализе прибыли занимает так называемый маржинальный анализ.
Методика маржинального анализа прибыли является высокоэффективным инструментом управления финансовыми процессами предприятия, широко использующимся в практике финансового менеджмента зарубежных стран. Вместе с тем, маржинальный анализ прибыли предприятия существенно затруднен в условиях многопродуктового производства, т.к. помимо количества реализованной продукции, цены реализации, удельных переменных затрат и суммы постоянных затрат необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции. Если номенклатура производства составляет порядка 50-100 наименований, то без специального программного компьютерного обеспечения провести такой анализ практически нереально.
Исходя из вышесказанного, применительно к номенклатуре производства и реализации ООО «Водоканал-сервис» маржинальный анализ прибыли может быть произведен при условии дополнительных допущений, наиболее существенным из которых является предположение о наличии усредненной зависимости темпов роста показателей сумм переменных затрат и выручки.
На первом этапе анализа производим разделение затрат ООО «Водоканал-сервис» на условно-постоянные и условно-переменные.
2005г.:
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей): 43932 тыс. руб.
Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг: 35136 тыс. руб., из них По данным внутреннего управленческого учета бухгалтерии ООО «Водоканал-сервис»:
· условно-постоянные: 14050 тыс. руб.;
· условно-переменные: 21086 тыс. руб.
Маржинальный отчет о прибылях и убытках от основной деятельности ООО «Водоканал-сервис» за 2005г. представлен в табл. 6.
Таблица 6
Маржинальный отчет о прибылях и убытках от основной деятельности ООО «Водоканал-сервис» за 2005г.
Показатель
Значение
1. Объем реализации, тыс. руб.
43932
2. Переменные затраты, тыс. руб.
21086
3. Маржинальный доход, тыс. руб. (стр. 1 - стр. 2)
22846
4. Коэффициент валовой маржи (стр. 3 / стр. 1)
0,520
5. Постоянные затраты, тыс. руб.
14050
6. Прибыль от реализации, тыс. руб. (стр. 3 - стр. 4)
8796
2006г.:
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей): 81846 тыс. руб.
Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг: 70954 тыс. руб., из них:
· условно-переменные: 56904 тыс. руб.
Маржинальный отчет о прибылях и убытках от основной деятельности ООО «Водоканал-сервис» за 2006г. представлен в табл. 7.
На основании данных таблиц 6-7 рассчитаем следующие основные показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности ООО «Водоканал-сервис» с точки зрения маржинального анализа:
Таблица 7
Маржинальный отчет о прибылях и убытках от основной деятельности ООО «Водоканал-сервис» за 2006г.
81846
56904
24942
0,304
10892
1) Порог безубыточности, тыс. руб.
По определению Е.С. Стояновой, «порог безубыточности - это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю» Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2000. С. 214..
Значение порога безубыточности находится по формуле:
Порог безубыточности (руб.) = Прямые постоянные затраты / Доля валовой маржи в выручке
Порог безубыточности2005 (тыс. руб.) = 14050 / 0,520 = 27019,23 тыс. руб.
Порог безубыточности2006 (тыс. руб.) = 14050 / 0,304 = 46217,11 тыс. руб.
2) Запас финансовой прочности, тыс. руб.
Запас финансовой прочности предприятия рассчитывается по формуле:
Запас финансовой прочности = Выручка от реализации - Порог безубыточности
Запас финансовой прочности2005 (тыс. руб.) = 43932 - 27019,23 = 16912,77 тыс. руб.
Запас финансовой прочности2006 (тыс. руб.) = 81846 - 46217,11 = 35628,89 тыс. руб.
Сведем полученные значения в табл. 8.
По представленным в табл. 8 аналитическим данным могут быть сделаны следующие выводы:
1) объем реализации (выручка) предприятия за 2006г. возрос по сравнению с 2005г. на 37914 тыс. руб. (темп роста показателя - 186,30%);
Таблица 8
Маржинальный анализ прибыли от реализации за 2005-2006гг.
2005г.
2006г.
Отклонение (+, -)
Темпы роста, %
37914
186,30
35818
269,87
109,17
0,52
-0,216
58,46
0
100,00
123,83
7. Порог безубыточности, тыс. руб.
27019
46217
19198
171,05
8. Запас финансовой прочности, тыс. руб.
16913
35629
18716
210,66
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8