Рефераты. Анализ бухгалтерского баланса и эффективности деятельности организации

Анализ бухгалтерского баланса и эффективности деятельности организации

РЕФЕРАТ

АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

1. Бухгалтерский баланс -- источник информации о деятельности организации (предприятия)

2. Общая оценка бухгалтерского баланса

3. Платежеспособность баланса

4. Оценка состава и структуры источников средств

5. Анализ оборачиваемости активов

6. Анализ доходности организации (предприятия)

1. Бухгалтерский баланс -- источник информации о деятельности организации (предприятия)

В условиях рыночной экономики и новых форм хозяйствования предприятия сталкиваются с рядом ранее не возникавших проблем. Одна из них -- квалифицированный выбор партнера на внутреннем и внешнем рынках, поскольку от этого зависит эффективность будущего сотрудничества.

Основным источником информации об устойчивости финансового состояния партнера является бухгалтерская отчетность. В рыночной экономике отчетность организации базируется на обобщении данных бухгалтерского учета и выступает информационным звеном, связывающим организации с обществом и их партнерами которые являются пользователями информации об их деятельности.

При вступлении в рынок неизмеримо возрастает количество пользователей бухгалтерской информации (финансовой отчетности). Если раньше она предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, банку и территориальному органу статистики), то в настоящее время ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений: первая группа -- лица, непосредственно связанные с предпринимательством (бизнесом), т.е. менеджеры и различные работники управления, включая, естественно, бухгалтеров, которых в западной практике называют бухгалтерами-аналитиками; вторая группа -- непосредственно не работающие на предприятиях (в организациях), но имеющие прямой финансовый интерес, -- акционеры, инвесторы, кредиторы, покупатели и продавцы продукции (услуг) т.д.; третью группу составляют лица, имеющие косвенный финансовый интерес, -- различные финансовые институты (биржи, ассоциации и т.п.), налоговые службы, органы статистики, профсоюзы и др.

Все пользователи бухгалтерской информации прежде всего ста-вят себе задачу провести анализ бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать выводы о направлениях деятельности организации (предприятия).

Анализ бухгалтерского отчета имеет свои источники, цель и методику. Источниками информации являются формы отчета (включая приложения), а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри предприятия.

Цель анализа бухгалтерского отчета -- возможно глубже заглянуть во внутренние и внешние отношения хозяйствующего субъекта, выявить его финансовое положение, платежеспособность и доходность. Анализ должен показать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии, представить сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций.

Официальными формами годовой бухгалтерской отчетности являются:

* ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»;

* ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

* ф. № 3 «Отчет об изменении капитала»;

* ф. № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

* ф. № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»;

* ф. № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке.

Баланс организации знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта. Из баланса ясно, чем собственник владеет, т.е. каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, которым организация способна распоряжаться, и кто принимал участие в создании этого запаса. По балансу определяют, сумеет ли хозяйствующий субъект в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами -- акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами, или ему угрожают финансовые затруднения.

На основе данных баланса определяют конечный финансовый результат работы организации (предприятия) в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, который отражается в виде чистой прибыли в пассиве баланса.

В отечественной практике баланс обычно представляет двухстороннюю таблицу, левая сторона которой называется активом, а правая -- пассивом. Равновесие (равенство актива и пассива) -- важнейший внешний признак баланса.

Любой бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной массы как группировку разнородных имущественных средств (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке. Строение баланса представлено на рисунке 1.

Рис . 1.Схема бухгалтерского баланса.

Общая оценка бухгалтерского баланса

Как видно из представленной схемы, важнейшим элементом баланса является понятие актив (лат. agere -- действовать), которое отражает совокупность имущественных средств хозяйствующей единицы. В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) активы трактуются более широко -- как ресурсы, контролируемые предприятием, получаемые в результате событий прошлых периодов, от которых предприятие ожидает экономические выгоды в будущем.

Важнейшими признаками включения хозяйственных ресурсов в актив являются следующие условия. Они должны: приносить экономическую выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем; находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который мог бы их беспрепятственно задействовать по собственному усмотрению или продать; являться результатом ранее осуществленных хозяйствующим субъектом сделок, т.е. быть пригодными к использованию в данный момент, а не находиться на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора.

В состав актива включаются имущество и права. К имуществу от-носятся различные предметы, имеющие хозяйственную ценность в силу своих физических свойств (деньги, товары, материалы, строения, машины, оборудование). Права делятся на овеществленные и неовеществленные. Овеществленные связаны с владением какой-либо ценной бумагой, дающей право на получение некоторых ценностей. К таким ценным бумагам относятся векселя, чеки, облигации, акции и т.п. К неовеществленным правам относятся: долговые требования в виде различных видов дебиторской задолженности, права исключительные, например патент, лицензия, право на фирменный знак и прочие права, вытекающие из незаконченных хозяй-ственных операций, например ранее произведенные затраты или еще не полученные доходы. В активе также различают недвижимое и движимое имущество, паи и акции в других предприятиях (долгосрочные финансовые вложения), оборотные активы.

Перечисление всех составных групп частей актива, количественно измеренных и оцененных, отражается в соответствующих статьях бухгалтерского баланса. Число и название этих статей должны быть такими, чтобы, с одной стороны, было возможно судить о характере разнообразных средств хозяйствующего субъекта, его хозяйственных операциях и о характере его юридических отношений с рядом контрагентов, а с другой -- чтобы возможно было установить их относительное участие в общем обороте средств.

При определении актива чужие ценности, временно находящиеся во владении хозяйствующего субъекта, например переданные на хранение пенные бумаги или переданные для продажи товары, должны быть в учете обособлены. Поэтому не случайно МСФО считают актив одним из основных элементов бухгалтерской отчетности.

Статьи актива располагаются по определенной системе, в основе которой лежит степень ликвидности, т.е. в прямой зависимости от того, как быстро данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму. В отечественном балансе актив строится в порядке возрастающей ликвидности, т.е. в разделе I баланса отражается недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму (так называемые срочные вложения), а также оборотное имущество предприятия: запасы сырья, материалов, топлива и энергии, незавершенное производство, расходы будущих периодов, чужие обязательства и денежные средства (так называемые оборотные активы).

Пассив баланса показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность предприятия и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущественной массы предприятия. Пассив баланса определяется как обязательства за полученные предприятием ресурсы (активы).

В отличие от прежней трактовки пассива как «источника образования и размещения средств предприятия» в рыночной экономике пассив в большей мере определяется как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обязательства) на полученные организацией ресурсы (активы).

В международных стандартах финансовой отчетности «Обязательства» рассматриваются как второй элемент финансовой отчетности -- реальная задолженность организации, существующая на отчетную дату, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов. (Термин «пассив» происходит от лат. слова patti -- страдать, связывать.)

Важным моментом является группировка обязательств по субъектам: одни из них являются обязательствами перед собственниками хозяйства, другие -- перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Такое деление имеет важное значение при определении срочности погашения обязательств, т.е. изымаемости источников средств. Обязательства перед собственником составляют практически постоянную часть баланса (например, уставный капитал не подлежит погашению за время деятельности хозяйствующего субъекта). Обязательства второго вида (заемные средства) имеют ту или иную срочность погашения, и, таким образом, периодически стано-вится известной часть средств, имеющих своим источником эти обязательства.

Обязательства перед собственниками в свою очередь подразделяются на два вида. Одни возникают в силу первоначального взноса собственника при открытии хозяйства и от последующих дополнительных взносов, но взносов извне, ни в какой мере не связанных с внутренними процессами хозяйства; такие источники называются уставным капиталом. Другие обязательства перед собственниками -- это те, что превышают взносы над уставным капиталом и являются накоплением средств по причине оставления в организации части полученной прибыли. Эта часть обязательств находит отражение в таких статьях пассива баланса, как «Резервный капитал», «Добавочный капитал», «Нераспределенная прибыль прошлых лет», «Нераспределенная прибыль отчетного года». Сюда же можно отнести статью «Целевые финансирование и поступления». Оба вида обязательств перед собственником объединяются общим понятием «собственный капитал». Последний, как отмечалось выше, состоит из двух основных частей: капитал, который организация получает от акционеров, пайщиков, и капитал, который она генерирует в процессе своей деятельности. Такая детализация собственного капитала имеет большое практическое значение.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.