. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которым все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом
. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства
. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при его установлении должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы. В структурном отношении ЗК РФ состоит из 103 статей, включая 18 глав. Одной из центральных в ней является глава 3 « собственность на землю» Согласно п.1 ст. 153 РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Существенные изменения новой ЗК РФ внес и в содержание институтов права пользования землей. Так, согласно п.1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное пользование земельными участками предоставляется теперь только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное пользование не предоставляются (п.2 ст.20). Право постоянного пользования находящегося в государственной и муниципальной собственности земельного участка, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего кодекса, сохраняется (п.3 ст. 20). Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящиеся в его постоянном пользовании земельный участок, при этом взимания дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральным законом, не допускается. В соответствии с п.1 т. 21 сохраняется право пожизненного наследственного владения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданами до введения в действие настоящего кодекса. В ст. 22 –24 подробно регулируются такие формы земельного использования, как аренда земельными участками, право ограниченного пользования чужими земельными участками, безвозмездное срочное пользование земельными участками. В ст. 27 – ограничения оборотоспособности земельными участками. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок. Что касается оборота земель сельскохозяйственного назначения, то он будет регулироваться федеральным законом об обороте данной категории земель. Исключительно важно то, что сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениям, в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Вступивший в силу ЗК РФ предусматривает административную, дисциплинарную и уголовную ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (ст.ст.74и 75). Важно также установление обязанности юридических лиц и граждан возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
29. Правовой статус земель сельскохозяйственного назначения. Отличие от земель сельскохозяйственного использования. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с территориальным планированием. В состав земель сельскохозяйственного назначения входят, прежде всего, так называемые угодья, т. е. участки земли с определенным хозяйственным использованием: Ст. 77 ЗК РФ под землями сельскохозяйственного пользования понимаются земли, находящиеся за чертой поселений предоставлены для нужд сельского хозяйства, т. к. предназначены для этих целей. Зоны сельскохозяйственного использования носят временный характер независимо от прав субъектов на земли.
30. История развития сельскохозяйственной кооперации в России. ФЗ « О сельскохозяйственной кооперации» 1995г. система сельскохозяйственной кооперации начала формироваться в России ещё в дореволюционное время. Первые сельхозтоварищества, деятельность которых регулировалась статьями Гражданского уложения, появилась в России после отмены крепостного права и успешно функционировали вплоть до Октябрьской революции. В первые годы Советской власти государство поддерживало кооперативное движение, законодательно устанавливая различного рода льготы, прежде всего в сфере кредитования. Постановлением Наркомзема РСФСР от 22 февраля 1919 г. был создан комитет по делам сельскохозяйственной кооперации, оказывающий помощь в организации кооперативов и их деятельности. 22 августа 1924г. ЦИК и СНК СССК было принято постановление « О сельскохозяйственной кооперации», в котором закреплялись различные её формы – товарищества, артели, кооперативы, коммуны. При этом не предусматривалось никакого приоритета, преимущества для отдельных форм кооперации. Однако уже в 1927 г. принимается постановление ЦИК и СНК СССР «О коллективных хозяйствах», в котором колхозы признаются высшей формой кооперации. 1929 г. был объявлен годом великого перелома, а 1930 – годом ликвидации кулачества как класса. Насильственная коллективизация завершилась в 1934 г. По сути, колхозная система была полностью огосударствлена. И хотя 17 февраля 1935г. был принят новый Примерный устав сельскохозяйственной артели, он, по существу, только декларировал кооперативные принципы ведения хозяйства. На практике деятельность колхозов осуществлялась на основе административных принципов хозяйствования. После февраля 1935 г. съезды колхозников не созывались более 34 лет. Лишь в ноябре 1969 г. состоялся III их съезд, принявший новый Примерный устав, демократический по форме, но не содержанию. Съезд создал Совет колхозников – от районного до союзного. Но эти органы были представительными и никакой существенной роли в укреплении колхозов не играли. И вновь съезды колхозников не созывались 20 лет. IV съезд колхозников был созван в 1988 г., в период подготовки проекта Закона «О кооперации», принятого Верховным Советом СССР 26 мая 1988г. В законе предусматривались различные направления кооперирования, не только колхозного. После 1988г. стали создаваться разнообразные кооперативы, в том числе и в сельском хозяйстве. Курс на рыночную экономику, проведение приватизации и реорганизация сельскохозяйственных предприятий, казалось, открыли широкие возможности для совершенствования кооперативной формы предпринимательства. Однако принятый 25 декабря 1990г. Закон РСФСР « О предприятиях и предпринимательской деятельности» вообще исключил производственный кооператив из перечня организационно – правовых форм предпринимательства. Колхозы были ориентированы на преобразования в другие организационно – правовые форы, прежде всего в товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа. В результате реорганизация сельскохозяйственных предприятий создалось положение, при котором организационно – правовые аспекты колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, сохранивших свою организационно – правовую форму, оказались неопределенными, что создавало значительные трудности в их деятельности. ГК РФ, введенный в действие с 1 января 1995г., восстановил кооперативную форму предпринимательства, необоснованно отвергнутую ранее действовавшим законодательством. Дальнейшее развитие правовые и организационно – экономические основы деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов получили в Законе РФ « О сельскохозяйственной кооперации», принятом государственной Думой 8декабря 1995. Принципы кооперации отражены в ст. 2 закона «О сельскохозяйственной кооперации»:
V Ограничение участия в деятельности кооператива лиц не являющихся его членами;
V Управление в кооперативе осуществляется по принципу 1 человек 1 голос;
V Доступность вступления в кооператив;
V Добровольность;
V Экономическая выгода для членов кооператива и кооператива в целом, взаимопомощь. Для кооператива характерна двойственность. С одной стороны форма занятости населения, с другой – коллективный предприниматель. Кооператив является объединением труда, а не капитала.
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7) Глава II. Образование кооператива (ст.ст. 8 - 10) Глава III. Устав кооператива (ст.ст. 11 - 12) Глава IV. Членство в кооперативе (ст.ст. 13 - 18) Глава V. Органы управления кооперативом (ст.ст. 19 - 33) Глава VI. Имущество кооператива (ст.ст. 34 - 37) Глава VII. Основы деятельности кооператива (ст.ст. 38 - 40) Глава VIII. Реорганизация и ликвидация кооператива (ст.ст. 41 - 44) Глава IX. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 45 - 48)
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам право на создание и государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций).
Отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
31. Право собственности и другие вещные права на землю. Формы земельной собственности. Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе – это одно из основных вещных прав. Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особенные правовые черты: она становится «имуществом» и «вещью» - тем предметом гражданского, а теперь и земельного права, который отличают особые юридические признаки. Сельскохозяйственные коммерческие организации, как и иные аграрные товаропроизводители, вправе иметь землю – их главное средство производства – на различных правовых основаниях – праве собственности, пользования, аренды. Правовые основания наделения землей и другими природными ресурсами зависят также от вида сельскохозяйственных коммерческих организаций, их организационно – правовой формы так, государственные сельскохозяйственные предприятия земля может быть предоставлена на праве бессрочного (постоянного) пользования для ведения общественного сельскохозяйственного производства. Также они могут быть арендодателями земли и других природных ресурсов. АО и СПК могут владеть землей, как на правах собственности, так и на правах пользования, аренды. К иным вещным правам относятся также сервитуты – право ограниченного пользования. Формы земельной собственности:
1. частная
2. государственная
3. субъектов РФ
4. муниципальная
32. Триединая природа земли. Приоритеты охраны земли, как средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11