Рефераты. Торговые пассажи, теория и практика строительства p> — композиция архитектурной детали.

Специфическая особенность пассажа как многофункционально сооружения — совокупность общей и частной композиции пространства.

В последнее время однозначные метрические построения внутреннего пространства стали недостаточно эффективными, и поэтому практически не используются. Внедряются более сложные групповые ритмы, сбои групповых систем, острые противопоставления плотных и разреженных пространств, сложные отношения вертикальных доминант. Усложнению содержания общественно- торговой деятельности соответствуют более сложные, чем раньше, средства архитектурной выразительности.

В отличии от пассажей, построенных лет 15–20 назад, в современных торговых комплексах практически не используется симметрия пространственных решений. Ибо она вызывает неизбежные, неразрешимые противоречия — как относительно внешней среды городского окружения, так и применительно ко вновь создаваемой внутренней среде: симметрия ограничивает возможности последующего включения новых связей и новых пространств. Необходимость дополнительного роста в перспективе неизбежно столкнется с жесткостью системы и либо вызовет функциональные затруднения, либо разрушит саму симметрию пространства.

Таким образом, в неопределенном, сложном, но структурированном пространстве, видна альтернатива безграничной мобильности и разнообразия композиций.

В общем виде, внутреннее пространство пассажа — это одновременная целостность, где уровни, взаимодействуя, формируют сложное динамичное поле.
Посредством визуального восприятия части этого поля осваиваются, но общий образ внутреннего пространства существует независимо от единичной ситуации.

Развитие общественно-торговой деятельности требует, чтобы необходимая часть ориентации во внутреннем пространстве осуществлялась индивидуально каждым посетители, а основная структура была общественной, обеспечивая атмосферу социальной интеграции. Для того, чтобы это условие выполнялось, при построении пространственной композиции должен учитываться механизм реакции посетителя, или обратная связь, которую можно характеризовать так:

— приведение структуры архитектурного пространства пассажа к индивидуальному пространственному поведению;

— перевод индивидуальной пространственной концепции в реальные архитектурные структуры.

Таким образом, композиция внутреннего пространства обязательно включает в себя компоненты не только объективные — геометрические параметры, функциональные свойства и т. д., нормирующие поведение посетителя однозначно, но и подвижные ситуативные значения и эмоциональные переживания, то есть широкий спектр духовных состояний человека. Именно этим факторам придается колоссальная значимость в иерархии профессиональных категорий современного проектирования торговых комплексов.

Внутренне пространство пассажа, как и всякое архитектурное пространство, состоит из различных «освоенных» человеком фрагментов, которые специфически воздействуют на него и друг на друга. Возникают специфические зоны различной насыщенности и значимости, например, атриумные помещения, большой зал и крохотные пространство любимого кафе, магазина.
Отсюда проявляется вторичная структура того же внутреннего пространства как следствие его ситуативной неоднородности для воспринимающего. При этом необходимо учесть также многообразие моделей поведения и их развитие во времени. (рис. ?)

В результате выявляется довольно сложный и динамичный контекст для анализа композиции внутреннего пространства. Собственно анализ состоится по следующей схеме:

— выделение видов неоднородности пространственных зон;

— выделение содержательных признаков и правил соединения неоднородных частей;

— выявление своеобразия осмысления структуры внутреннего пространства в композиционной манере архитектора, направления, стиля;

— определение общих методов поиска и композиционной работы со структурой внутреннего пространства.

Анализ по приведенной схеме позволяет сделать следующие выводы.

В творческой практике ряда современных направлений проектирования пассажей существует устойчивая связь между качественными признаками разделения пространства на зоны, элементы, детали, и принципами их упорядочения в целостное произведение.

Гармоничное единство внутренней среды пассажа обеспечивается выполнением двух условий: пространственной целостности коммуникационного остова, то есть торгово-пешеходного молла, и вариабельности пространственных структур составляющих предприятий (на основе гибкой планировки и универсальности конструктивных решений).

Иерархия пространственных зон и фрагментов в композиционном отношении строится на основе главных направлений движения посетителей с учетом различных моделей их поведения. Система композиционных осей определяется осями и доминантами архитектурного окружения.

Композиционное взаимодействие пространственных зон пассажа осуществляется посредством граничных элементов — точек перехода из одной пространственной среды в другую: из интерьера во внешнее пространство, из замкнутого внутреннего двора или атриума в торговый пассаж, и т.д. Фиксация таких точек планировочными и объемными средствами способствует упорядочению зрительного восприятия, формированию у посетителя устойчивого образа или его фрагмента в виде запоминающихся, художественно полноценных композиций.

Важнейшее значение для композиции внутреннего пространства имеет система его освещения, выбираемая в каждом случае индивидуально в зависимости от характера сооружения, контингента посетителей, а также от целей освещения, методов экспозиции, предполагаемых затрат и пр.

Одним из главных принципов организации световой среды является гибкость системы освещения. Для выделения конкретных принципов организации световой среды рассмотрим ряд композиционных приемов, наиболее характерных для современной практики.

С композиционной точки зрения наибольший интерес представляют решения, в которых выражена попытка синтезировать систему освещения и архитектуру.
Большинство таких композиций связано со специфическими решениями перекрытий. (схема 5).

В отличии от традиционного торгового пространства с плоским подвесным потолком и однородным искусственным освещением все чаще используются плавные линии сводов, оболочек, а также наклонные перекрытия. Благодаря этому облегчается устройство фонарей верхнего света, обеспечивается разнонапряженная световая среда, интерьеры преобретают своеобразие и неповторимость (схема 6).

Так, еще в торговом центре в Кэидене (Великобритания), архитектор Н.
Гримшоу, используется система ферм арочного типа, перекрывающая огромное нерасчлененное пространство торговых залов. Подвесной потолок, повторяющий форму арки, ограничивает высоту в пределах от 2,75 до 5,0 метров. Мягкость плавного очертания потолка создает в интерьере приятную световую среду благодаря равномерному изменению освещенности. Отдельные участки, например, зона расчетных стоек, фрагменты экспозиции и входы, дополнительно освещаются направленными источниками и боковым естественным светом через обширное остекление фасадов.

Пассаж, благодаря прозрачным перекрытиям, как и улица относятся к многосветному пространству с постоянно меняющимся освещением, что особенно оживляет среду, устанавливая дополнительные эмоциональные связи с посетителем и делая ее еще более привлекательной для человека (рис. 8).

Привлекательность для посетителей естественного освещения очевидна.
Как правило, оно широко используется на открытых участках торговых моллов и атриумов, и в виде фонарей — в торговых залах. Замечено, что высокий уровень естественного освещения притягивает людей больше, чем искусственно освещенные витрины, что еще раз подтверждает особую привлекательность пассажа по сравнению с другими формами торговых зданий.

Основные тенденции современной практики проектирования и реализации световой среды позволяют сформулировать следующие принципы проектирования гибких систем освещения.

1. Максимально возможное присутствие естественного света обеспечивает ориентацию человека в пространстве и времени, его связь с окружающей средой и психологическую потребность перемен;

2. Переходные зоны от естественного к искусственному и наоборот должны обеспечиваться транзитной системой освещения. С помощью датчиков она контролирует освещенность — для уменьшения бликов, и цветность — для психологической адаптации;

3. Общий уровень освещенности, соответствующий комфортным условиям, не должен быть равномерно высоким. Необходимы световые контрасты, в противном случае интерьер будет плоским, малоинтересным и малопривлекательным;

4. Визуальное поле характеризуется центром и фоном. В центре освещения должен быть товар — главный предмет освещения;

5. Нежелательные отражения от зеркальных стен или полированных поверхностей колонн и торговых витрин следует уменьшать рассеянным освещением, отражателями или временной заменой зеркального материала отделки.

2.3. Приемы и факторы функционально-планировочной организации пассажей и их связь с окружающей средой

Еще одним из основных элементов, в которых закономерности композиционного подхода к проектированию пассажей наиболее очевидны, является организация взаимосвязи внутреннего и внешнего пространств.

Современные интегрированные центры демонстрируют особое единство системы «интерьер — внешняя среда» (рис. 10), характеризуемое активным взаимопрониканием, взаимовлиянием, непрерывностью перехода от одного к другому. Однако, эти характеристики не столь однозначны. Нарушение необходимого равновесия в системе, например, чрезмерное использование средств экстерьеризации интерьера, приводит к распылению целостности внутреннего пространства, его растворению в среде городского окружения, что отчетливо проявляется в негативной реакции потребителей.

Анализ различных форм взаимодействия внутренних и внешних пространств позволяет выявить закономерности и границы взаимовлияния, классифицировать его формы, конкретизировать систему композиционной оценки торгового пассажа в целом с точки зрения единства композиции интерьеров и внешней среды.

1. Внутреннее пространство пассажа — это сложная структура, которая не может рассматриваться как самостоятельный объект, а должна быть частью единой городской среды, представляющей собой ансамбль (схема 6, рис. 9).

2. Развитие связей между внутренним и внешним пространствами пассажа не должно нарушать необходимой обособленности, определяемой в каждой пространственной зоне характером деятельности и условиями восприятия (схема
5).

3. Идея внешнего пространства присутствует внутри пассажа благодаря чувству направленности движения. Направления складываются как продолжения осей городского окружения.

4. Основные композиционные средства взаимодействия двух сред:

— метрическая или ритмическая незавершенность структуры;

— непрерывность основных направлений движения;

— непрерывность единого основания;

— общий композиционный мотив;

— подобие соотношений передних и дальних планов и характера их раскрытия;

— подобие соотношений верхнего и нижнего яруса архитектурного пространства;

— подобие форм, деталей, материалов.

5. Параметры торгово-пешеходной зоны пассажа обусловлены выбором двух основных характеристик: масштаба и текстуры.

Неоднородность структуры торгово-пешеходной зоны пассажа проявляется и в изменении масштаба составляющих ее пространственных фрагментов, или микрозон. Своеобразие торгового здания как раз и состоится начале нескольких масштабных измерений, в которых постоянно перемещается человек.
Общественное измерение, при движения в общем потоке мимо товаров различных секций или магазинных витрин, и другое, более мелкое и личное, при конкретном выборе товара.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.