Рефераты. Торговые пассажи, теория и практика строительства p> Группа пассажей на Коренной и Макарьевской ярмарках показывает развитие нового типа здания по пути усложнения его пространственного построения за счет объединения с торговыми рядами. Русские пассажи не имели прямых аналогов с европейскими постройками: пассажи того времени в Париже были деревянными и представляли собой узкие крытые галереи.

В первой трети XIX века пассажи становятся очень популярными в Европе.
Новинки моды нашли свое отражение в России в виде двух галерей в Москве и в
Петербурге. Если в пассажах XVIII - начала XIX века доминировала торговая утилитарная функция и это отражало ярмарочный характер торговли, которая продолжалась 1-2 месяца, а в остальное время пассажи пустовали, то в городской среде важной чертой стало их объединение с различными общественными залами, кафе. Пассажи стали служить не только местом торговли, но и местом развлечений. Так стал формироваться принцип многофункциональности пассажей. К тому же появившееся в Париже торговые линии пассажей Панорамы (1824) и Жофрей и Вердо (1835), общая протяженность которых достигла 400 метров, дали новый пример организации не только внутриквартального пространства, но и объединения нескольких кварталов единой торговой галереей. Данные пассажи проходили через три квартала и даже пересекали широкий бульвар Монмартра, но это не являлось препятствием для их функционирования. Эти примеры сыграли роль образцов и предопределили появление новый русских пассажей.

Первым столичным торговым зданием возведенным по типу пассажа была
Галицынская галерея по проекту архитектора М.Д. Быковкого в 1842 году. Она заняла место переулка, продолжавшего улицу Софийку и имела одну торговую линию и трехчастное построение: два объема, выходившие на улицу были трехэтажными, а основной пассаж – двухэтажным. Протяженное (75 метров) пространство пассажа служило не только местом торговли, но и для общения, встреч, гуляний. В 1848 году в Петербурге также появляется пассаж, возведенный графом Я.Э. Стенбок-Фермором между Невским проспектом и
Михаловской площадью, напротив Гостиного двора. Для этого он купил два смежных участка, где собирался построить крытую проходную галерею наподобие
Лондонских и Парижских пассажей. В новом пассаже длинной около 180 метров предполагалось разместить зимний сад и театральный зал, на первом этаже и в подвале должны были быть магазины, на втором этаже – служебные помещения, а на третьем – квартиры. В 1846 году проект был утвержден с некоторыми изменениями: были отменены зимний сад и подвальное расположение магазинов, а театральный зал был заменен на концертный. Петербургский пассаж показывает пример наиболее сложного для своего времени как по пространственному, прежде всего по высотному построению, так и в функциональном отношении торгового здания.

Таким образом, в период классицизма наряду со строительством традиционных торговых рядов начали возводиться специфические торговые сооружения – пассажи. В это же время выявилась и тенденция их развития, выраженная в двух направлениях: усложнения внутренней планировочной структуры, при этом особое внимание уделялось архитектурному оформлению интерьеров самих пассажей, и объединения торговых линий с помещениями культурно-развлекательного, административного и жилого назначения, что существенно повысило их общественную значимость в структуре города. Пассажи конца XVIII – средины XIX века – важный этап в становлении и развитии этого типа зданий, предшествующий их широкому строительству в капиталистический период.

Новый период в концепции развития пассажей пришел вместе с промышленной революцией, принесшей в строительство железо и стекло.
Новаторски мыслившие архитекторы начали приспосабливать конструкции из стекла для создания больших, хорошо освещенных и в то же время вполне экономичных интерьеров. В 1828 году Уорен и Баклин спроектировали «Аркады», трехэтажные торговые галереи в городе Провиденсе, штат Род-Айленд. По мере того как в середине XIX века стеклянные пространства увеличивались в размерах, архитекторы все чаще обстраивали их обычными зданиями.

Развитие транспорта способствовало интеграции культур, Европа заново открывает для себя восток, что не могло не сказаться и в архитектуре. Идея восточного базара, фактически прародительница современного пассажа, подталкивает архитекторов к идеи крытых торговых улиц. Так в 1867 году Д.
Менчони создает галереи Виктора Эммануила в Милане (рис. 3), которые сочетают в себе и идею восточного крытого базара, и образ зданий всемирных выставок. Сооружение пассажей и променадов в торговых центрах достигло наивысшей точки в здании ГУМа, архитектор А.Н. Померанцев, в Москве в 1889-
1893 годах.


Функциональные и пространственные характеристики внутренней среды

Функциональная организация пассажей достаточно подробно изучена в современной типологии, ее проблемам посвящено значительное количество работ. В большинстве из них подчеркивается, что важнейшим функциональным и композиционным элементом построения внутренней среды является общественное пространство. По степени связи с внешней средой оно интерпретируется как замкнутое или открытое, по форме — протяженное. Общественное пространство позволяет в той или иной мере создать специфическую эмоциональную среду, способствующую интенсификации общественно-торговой деятельности, возникновению контактов посетителей, обеспечению условий для отдыха и развлечений.

Приводится, например, следующие функции общественного пространства в построении целостного интерьера: объединение помещений, выделение зон, ориентация посетителей, обеспечения резерва развития. Один из вариантов общественного пространства — пассаж.

В ряде работ исследователи, отмечая идентичность характера основных процессов, протекающих в различных предприятиях пассажей, объединяют их в автономные системы — функциональные зоны. Так торгово-промышленная зона предназначена для обслуживания посетителей, организации досуга, информации и развлечений; хозяйственная — для производственных и вспомогательных процессов, связанных с торговлей и обслуживанием; транспортная — для доставки и разгрузки товаров, а так же подъезда посетителей. Причем зачастую подземные помещения используются под вспомогательные и транспортные функции, а надземные под обслуживающие, развлекательные и деловые, хотя такое деление отнюдь не обязательно, и современные проекты подтверждают это (торгово-развлекательный центр на Манежной площади).

В процессе развития моделей пассажей происходит постепенная дифференциация функциональных зон по уровням, что способствует превращению вертикальных коммуникаций в важнейший элемент взаимосвязи между зонами .

Однако, на современном этапе проектирования пассажей принцип функционального зонирования существенно изменяется, приобретая
«пространственный» характер. Крупные структурные композиции часто включают в себя целые фрагменты городской среды, превращая их в один или несколько своих уровней. Благодаря совершенствованию технологий стало возможной организация на одном уровне и даже в одном и том же пространстве процессов, протекающих в различных функциональных зонах. Повышается интенсивность использования территории пассажей и прилегающих комплексов, увеличивается число предприятий, совершенствуется предметно-пространственная среда, развиваются формы попутного обслуживания и т.д. При этом наряду с ростом значимости коммуникационных систем непрерывно продолжается процесс сокращения вспомогательных и обслуживающих помещений.

Отмечается, в частности, что с укрупнением предприятий торговли, входящих в состав пассажей, наметилась тенденция к изменению пропорций между торговыми площадями и складскими помещениями в направлении увеличения первых и сокращения вторых (более подробно этот вопрос рассмотрен в главе по технико-экономическому обоснованию), что позволит значительно увеличить пропускную способность объектов. Необходимым условием перспективного планирования становится обеспечения возможности вариантности торговых площадей самого пассажа и увеличения торговых залов, примыкающих комплексов, без значительной реконструкции.

Необходимо отметить ряд аспектов, связанных с принципом гибкого планирования, цель которого универсальное использование помещений пассажей
(табл. 1).

Во-первых, изменение в технологии. Совершенствование технологического процесса, позволяющего использовать механизацию и повысить уровень комфорта обслуживания, требует новой функциональной организации сооружений, рабочих площадей и других помещений (табл. 2). Исходя из этого, многие объекты пассажа целесообразно проектировать на основе универсальной конструктивной системы с укрепленной сеткой опор с целью создания пространств, меняющих во времени свои функции и параметры. Свободную планировку при укрупненной сетке колон широко применяют в отечественной практике строительства. Для расчленения внутренних пространств используют стационарные и раздвижные перегородки, ширмы-экраны, мебель и торговое оборудование.

Совершенствование конструктивной системы может идти по нескольким направлениям: введение укрупненной сетки колонн с равными габаритами (до
12х12 м); устройство трансформирующейся сетки колонн (сдвижка рядов колонн между собой); устройство конструкций, позволяющих устраивать различные по размерам участки перекрытий и отступы от наружного ограждения от линии колонн общественных пространств и коммуникационных узлов (ферм, стержневых систем, оболочек), внедрение более эффективных материалов. Надо заметить, что именно последнее предопределило развитие и популяризацию пассажей еще на рубеже веков. Попытки следования великолепию дворцов привели к использованию вновь появившихся тогда материалов: фантастические композиции из стекла и железа стали обрамляться внешней железной оболочкой.

Вторым важным аспектом в развитии гибкой планировки является моральный износ отдельных элементов конструктивно-планировочного решения. К ним относятся торговые залы, складские помещения, а также бытовые и административные, которые служат ограниченный срок и, следовательно, должны допускать быструю и экономически эффективную реконструкцию.

Одним из средств повышения универсальности торговых сооружений является объединение в блоки их наиболее долговременных элементов: конструкций каркаса, покрытий, инженерного оборудования, и размещения этих блоков в плане так, чтобы при возможных трансформациях не потребовалась их реконструкция.

Организация специализированных предприятий в структуре пассажа позволяет значительно расширить ассортимент товаров внутри определенной товарной группы, что ведет к увеличению товарооборота, повышению комфорта обслуживания, появлению специфической атмосферы в пассаже, существенно повышающей его привлекательность для посетителей.

Применение новых технологий ведет к переменам, касающимся основ организации каждой из функциональных зон. Необходим поиск такого пространственного решения, которое способствует уравновешиванию потоков посетителей на разных уровнях, усилению дефференциации между устройствами внутри пассажа, обслуживающими пассажирский и грузовой транспорт.

Наиболее значительные перемены в функциональной организации крупных пассажей были вызваны качественным развитием центральных общественных пространств. Рост архитектурно-композиционного значения единого внутреннего пространства способствовал выделению торгово-пешеходной зоны как ядра всей структуры, вокруг которого формируются все остальные зоны. Поэтому можно говорить о всевозрастающей роли пассажа не как самостоятельного торгового объекта, а в связи с целыми торговыми и обслуживающими комплексами. Иными словами, возникла необходимость рассмотрения подобных комплексов как сложных целостных систем. Пассаж становится, с одной стороны, связующим остовом для многофункциональных деловых и общественно-торговых центров, с другой стороны, пассаж используют при проектировании пешеходных зон, с третьей стороны, именно в нашей стране, пассаж нашел свое применение в строительстве "малых пассажей", чему примером могут служить различные объекты, в т.ч. на территории бывшей ВДНХ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.