Рефераты. Жанр интервью в газете "Красное знамя"

Итак, развитие жанра интервью привело к появлению различных типов, отраженных в разнообразных классификациях. Анализ этих классификаций через призму жанрообразующих признаков, «таких, как наличие авторского начала, цель сообщения, предметное содержание, стандартность средств выражения, объем…», позволяет выявить особенности жанра и его видовые образования.

Жанровое многообразие интервью определяется не по какому-нибудь одному признаку, а по всей их совокупности. Но тем не менее у жанра интервью есть свои родовые признаки. Во-первых, по предмету отображения в интервью всегда выражается чье-то мнение по поводу того или иного события или явления; во-вторых, по функциональной заданности это должна быть беседа (при этом количество собеседников и их представленность не имеют значение); в-третьих, по методам отображения интервью может быть отнесено ко всем группам журналистских жанров: к информационным, к анлитическим и художественно-публицистическим. Именно из этих жанровых характеристиках объясняется все жанровое многообразие интервью.

 


§4. Формы организации интервью


Журналистам приходится задавать вопросы в разных ситуациях, которые зависят от самых разных, иногда и непредвиденных обстоятельств. Но чаще интервью проводятся в заранее определенных местах и в сложившихся уже традиционных форматах (пресс-конференции, выход к представителям прессы, брифинги). Это диктуется либо самим ньюсмейкером, либо информационной службой, которая является своего рода посредником в передаче информации потребителю. М. Лукина выделяет следующие виды интервью по форме его организации:

Пресс-конференция

Это коллективное интервью, когда журналистов приглашают на встречу с персоной, источником информации, в определенное время и в назначенном месте. Чаще всего местом встречи становятся информационная служба, агентство или специально оборудованное помещение в каком-либо общественном центре. Пресс-конференции обычно созываются по определенным информационным поводам с целью распространения, разъяснения или опровержения какой-либо информации.

Надо иметь в виду, что многие пресс-конференции являются частью спланированных PR-акций, цель которых - выставить в положительном свете определенного человека или событие. Это, конечно же, ставит под сомнение доверительность отношений между участниками информационного обмена. Искушенные журналисты считают, что «главное, не дать человеку покинуть помещение» и что ради того, чтобы задать вопрос, «придется встать между ним и дверью». В журналистской практике известны и случаи, когда корреспонденты, приглашенные на пресс-конференцию, вступали в негласный сговор для того, чтобы задать все необходимые, в том числе нелицеприятные, вопросы.

В связи с развитием PR-технологий и распространением их методов почти во всех сферах жизни пресс-конференции стали неотъемлемой частью информационного обмена, а участие в них журналистов стало обыденным и в чем-то даже рутинным делом.

Выход к прессе

Фактически малая форма пресс-конференции для информирования журналистов об итогах прошедшего мероприятия, инициатором которого является ньюсмейкер. Оно, как правило, заранее не планируется, что отличается от предыдущего.

Брифинги

Это плановое мероприятие, которое проводится с регулярной периодичностью и посвящается распространению текущей информации о деятельности организации или компании.

Сложным форматом интервью является «круглый стол», когда на вопросы отвечает то один, то другой собеседник; не все реплики интервьюируемых перемежаются журналистскими вопросами, могут быть единства типа “вопрос - ответ1 - ответ2”. Однако возможен и такой вариант, когда на интересующий журналиста вопрос отвечают несколько человек и их мнения сравниваются; формально ответы каждого из интервьюируемых часто оформляются в виде отдельных блоков. «Круглый стол» подразумевает серьезность анализа затрагиваемых проблем, поэтому к участию в нем приглашаются в основном эксперты.

Интервью по телефону

Конечно, главным аргументом в пользу телефонного интервью является фактор времени. Интервью по телефону - рабочая процедура для подготовки публикаций журналистами всех каналов массовой информации, но это и вполне самостоятельный формат. Во время телефонного интервью журналист не может полностью контролировать ситуацию.

Интервью можно провести и с помощью разных служб Интернета -электронной почты, на форуме или в чате. По степени опосредованности этот вид организации интервью, естественно, превосходит уже рассмотренные: собеседник удален, и с ним, как правило, нет визуального контакта. Однако имеется ряд преимуществ, например экономия времени и средств, ведь с помощью глобальной компьютерной сети можно связаться с кем угодно и на каком угодно отдалении. Этот вид интервью оказывается и весьма эффективным. Потому что есть время продумать вопросы, да и собеседник более сосредоточен за компьютером и лучше формулирует ответы.

 


Заключение


Анализ разновидностей интервью в «Красном Знамени» позволяет сделать следующие выводы:

1.       Жанр интервью в газете представлен следующими видами: информативные (главный предмет беседы - новые факты, интерес к личности собеседника предельно ослаблен), портретные (предметом беседы является интервьюируемый), экспертные (самое важное мнение авторитетного человека) и проблемные (позиция журналиста имеет не меньшее значение, нежели точка зрения и мнение интервьюируемого) интервью.

2.       Значительное место в газете занимает информационное интервью, в процентном соотношении его количество составляет 24% от общего количества изученных текстов. Вторую позицию занимает портретное интервью (15%). Зафиксировано также оперативное интервью (14%). Наиболее употребляемым видом интервью на страницах газеты «Красное знамя» является информативное интервью - около 78% процентов.

3.       Графическое оформление текста интервью-диалога воспроизводит схему «вопрос-ответ», вопросы и речь журналиста выделены жирным шрифтом (иногда маркируются еще и курсивом), ответ набран обычным для газеты шрифтом.

4.       Для интервью-диалога, представленного на страницах газеты «Красное знамя», характерна традиционная трехчастная композиция: зачин - основная часть-концовка.

5.       Содержание портретного интервью, представленного в газете «Красное знамя», направлено, прежде всего, на раскрытие внутреннего мира интервьюируемого. Решению этой задачи способствует неофициальность, непринужденность обстановки, в которой проходит интервью, что в свою очередь, определяет выбор тех или иных языковых средств.

6.       Информативное интервью является самым популярным видом интервью, употребляемым на страницах данной газеты. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами ведения беседы. Собеседник тут только «источник» - высказавшийся человек. Главный предмет обсуждения - новые факты. Диалог в данном случае - средство доступной подачи информации.

7.       Иногда в «Красном знамени» интервьюируемые - это «гости» издания, то есть те, кто встречается с журналистом с целью побеседовать. Темы бесед, как правило, ограничиваются личностью интервьюируемого и связанным с ним каким-либо событием, например, юбилеем.

8.       Стоит отметить, что позиционирование газеты как «независимой» не является значимым при определении круга тем публикаций в интервью газете. Журналисты независимы, но только среди тех, которые так или иначе связаны с личностью интервьюируемого.



Литература


1.     Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2.       Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971.

3.       Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. СПб., 2006. С. 145.

4.       Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001. С. 219-220.

5.       Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью) // Русский язык сегодня. М., 2000. С. 254.

6.       Голанова Е.И.. Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности. М., 2001. С. 251.

7.     Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

8.       Дедов А. Пособие для начинающих журналистов. <http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm>.

9.       Дунаева В. Пособие для начинающих журналистов. http//www.iatp.md./youthpress/chapter2.htm.

10.     Еремина Л.И. Диалогизация как способ построения публицистического текста// Стилистика русского языка. Жанро-коммуникативный аспект стилистики текста, М., 1987. С. 166.

11.   Ким М.Н. От замысла к воплощению: технология подготовки журналистского произведения. СПб., 1999.

12.     Ким М.Н. Новостная журналистика. СПб., 2006. С. 241-245.

13.     Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров// Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

14.     Лазутина Г.В. Журналистское познание мира// Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2006.

15.     Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С.8; 21-24.

16.     Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987. С. 59.

17.     Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2006.

18.     Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1999. http://www.newsman.tsu.ru/library/main/the_universal_journalist/.

19.     Савчук О.С. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты// Русский язык: Исторические судьбы и современность. М., 2001.

20.     Смелкова З.С., Ассуирова, Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М., 2002.

21.     Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990.

22.     Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998. С. 56, 76, 208.

23.     Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000. С. 81-85; 107-114.

24.     Тищенко В.А. Интервью в газете: Теория и практика развития жанра. М., 1980.

25.     Туманов Д.В. Творим золотым пером: мастер-класс для начинающих журналистов. Казань., 2000.

26.   Шостак М.И. Журналист и его произведение. М.: Гендальф,1998. С. 58-59.

27.     Штатная Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста//Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. Днепропетровск, 1989. С. 98.

28.     Щерба Л.В. О монологической и диалогической речи. М., 1957. С. 115-116

29.   Якубинский Л.П. О диалогической речи. М., 1986. С. 17-58.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.