Рефераты. Жанр интервью в газете "Красное знамя"

Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Самым важным звеном являются здесь вопросы. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.

Интервью-портрет, или персональное интервью, напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя - словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

М.Н. Ким выделяет еще несколько разновидностей портретного интервью:

·        Событийное портретное интервью, основанное на каком-либо факте или эпизоде из жизни героя; целью данного интервью является информирование общественности о тех или иных деяниях или действиях человека;

·        Биографическое портретное интервью, основной задачей которого является создание целостного образа человека через выяснение наиболее значимых фактов и эпизодов биографии, которые в наибольшей степени повлияли на его судьбу; по своей структуре оно очень сложно, так как требует глубокого проникновения во внутренний мир героя;

·        Юбилейное портретное интервью, поводом для написания которого является празднование юбилея известных людей.

·        Политическое портретное интервью, основанное на признаниях и высказываниях известных политиков по поводу их политических пристрастий и взглядов, а также осмысления ими собственной политической карьеры

Специфика реализации информации как в зачине, так и в интервью в целом зависит от цели и предмета интервью: либо это социально-психологический портрет личности, либо анализ актуального события, общественной проблемы через призму мнения интервьюируемого.

Например:

Журналистка Любовь Воробей в российской печати - одна из самых редких «птиц». Едва ли найдется в провинции еще один газетчик, который взял бы столько эксклюзивных интервью у Михаила Горбачева, в бытность его генсеком КПСС, у Президента России Бориса Ельцина, у предсовмина СССР Николая Рыжкова. А ведь кроме многочисленных интервью с ними, в блокноте у Любы есть записи бесед с Валентином Павловым, Егором Гайдаром, Григорием Явлинским, Владимиром Жириновским, Александром Лебедем. Всех просто не перечесть.

(КЗ 11.01.08)

Содержание портретного интервью, представленного в газете «Красное знамя», направлено, прежде всего, на раскрытие внутреннего мира интервьюируемого. Решению этой задачи способствует неофициальность, непринужденность обстановки, в которой проходит интервью, что в свою очередь, определяет выбор тех или иных языковых средств.

Как правило, первостепенной причиной написания текста портретного интервью является следующая: реализация определенного события, связанного с жизнью героя интервью. При этом логическая схема интервью в данном издании характеризуется формулой «человек и его дело». В «Красном знамени» портретное интервью традиционно публикуется в рубриках «Гость номера», «Люди и судьбы», «Отечества сыны», «Из первых уст», «Актуально».

Креативное (эксклюзивное) интервью чаще называют беседой, диалогом. журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процеcce совместного творчества. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п. Если представленное в газете интервью эксклюзивное (креативное), то журналист, как правило, на это указывает. Качественное прилагательное интервью выступает в качестве определения, например:

«Красному знамени» в эксклюзивном интервью рассказал генеральный директор акционерного общества «КТК» Эдуард Борисенков.

(КЗ 08.11.08)

По возвращении в Сыктывкар председатель Парламента РК поделилась своими мыслями по этой теме в эксклюзивном интервью «Красному знамени».

Иногда в «Красном знамени» интервьюируемые - это «гости» издания, то есть те, кто встречается с журналистом с целью побеседовать, например:

В 90-й день рождения «Красного знамени» гость номера у нас самый необычный. В этой роли сегодня выступает главный редактор газеты Евгений Горчаков. (КЗ 11.06.08)

Темы бесед, как правило, ограничиваются личностью интервьюируемого и связанным с ним каким-либо событием, например, юбилеем.

По признаку предмета разговора

Информативные интервью -

Главный предмет беседы - новые факты. Интерес к личности собеседника предельно ослаблен. Второй вариант информативного интервью - опрос очевидцев и участников: когда это было? Иногда подается в виде интервью с элементами репортажа.

Проблемные интервью -

“Главный предмет обсуждения - мнения и сопоставление источников мнений”. Проблемное интервью - едва ли не самый сложный вид из всех видов интервью. Интервьюер должен заранее продумать основные тезисы беседы, свои вопросы и суждения, а также - возможные контраргументы собеседников, их реакцию на свои вопросы и свою - на их ответы. Интервью этого вида может отражать диалог единомышленников, но чаще оно критической направленности. Например,

- Кстати, о дорогах. Расходы эти весьма затратные. Приходится ли рассчитывать на поддержку центра?

- По линии федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» нашей республике планируется выделить 200 миллионов рублей на развитие дорог общего пользования.

- А сколько это от потребности?

- Не считаю правильным в бюджетном процессе пользоваться таким понятием. Потребность у всех разная. Для одного «Лада» - предел мечтаний, а кому-то и шестисотый «Мерседес не в радость».

- Я имела ввиду существование нормативов.

- Нет их! Хотя, не спорю, они упростили бы работу над бюджетом.

(КЗ 18.10.2008)

Экспертные интервью -

Главная особенность экспертного интервью - то, что респондент является опытным участником изучаемого рынка. Экспертное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты. Мнение авторитетного человека - самое важное. Эксперты выступают в качестве специалистов, которые в отличие от других людей знают специфические стороны изучаемого явления. Опрос экспертов имеет свои особенности, отличающие его от массовых опросов. Он никогда не может быть анонимным или, например, содержать вопросы «ловушки». Для проведения опроса интервьюер должен обладать достаточной компетентностью в изучаемом предмете, а также знать терминологию, используемую профессионалами при обсуждении вопросов по теме исследования. Важно сохранять деликатность и вежливость. Необходимо акцентировать внимание на важности для исследования мнения каждого эксперта, тогда как в массовых опросах респондентам сообщают, что все полученные данные будут подвергнуты общей статистической обработке.

Интервью- «знакомства»

Они делятся, в свою очередь, на:

·        Портретные, цель которых -- создать эмоционально-психологический портрет собеседника. Для журналиста требуется продемонстрировать читателю как можно больше выявленных сведений о человеке, подчеркнуть вопросы, нацеленные на раскрытие характера собеседника и ответы, особенно показательные в этом плане. Главный стимул - неординарная личность, человек, интересный всем.

·        Разоблачающие (с «антигероем»). Здесь нужны вопросы, помогающие разоблачению собеседника, заостряющие внимание на противоречиях. Для таких интервью характерна направленность. Журналисту приходится преодолевать недомолвки, умалчивания, бороться с искажением фактов собеседника. Нужно суметь подобрать вопрос не грубый по форме, но позволяющий эпатировать собеседника, вынудить заговорить своим языком.

·        «Звездные» интервью (предметом является личность собеседника, обычно знаменитости). Наиболее игровое из всех интервью. Его определяют как «словесное фехтование» или «сценку» В основном оно служит поддержкой имиджа, но здесь возможна демонстрация настоящего лица, выглядывающего из-под маски. Следует уделять внимание «значимым мелочам», любопытным деталям биографии.

Предмет беседы тесно связан с логической схемой текста интервью, “Особенностью логической схемы интервью является возможность наличия в ней двух смысловых центров”. По этому признаку можно выделить два типа интервью: интервью с одним смысловым центром и интервью с двумя смысловыми центрами.

К первому типу относятся интервью-портреты, в которых предметом речи является человек. Здесь все направлено на раскрытие личности интервьюируемого. В интервью журналист и его собеседник чаще всего известные широкой публике личности, окруженные ореолом знаменитости, их жизнь достаточно известна, поэтому целью интервью становится извлечение неожиданного факта, новой информации, а не внутренний мир героя.

Интервью, в которых у собеседника берутся сведения, но не затрагивается личность собеседника также относятся к интервью с одним тематическим центром. К этому типу относятся информационные, экспертные и проблемные интервью. Как отмечает Л.М. Майданова, материал, полученный в ходе беседы, может быть оформлен не только в жанре интервью, но и стать, например, проблемной статьей.

Второй тип логической схемы интервью, содержащей два смысловых центра - собеседник и предмет разговора - может быть выражен формулой “дело и человек в деле”. Журналисту в данном случае важно не только получить определенную информацию, ему интересен и сам собеседник, соотношение его личности и предмета разговора. Таким образом “сухое” собирание фактов обогащается эмоционально, факты приобретают “личностные” черты, личность интервьюируемого иллюстрируется фактами.

От размещения вопросов и связи между ними напрямую зависит композиция интервью. Выделяются интервью со свободной композицией и интервью, композиция которых импровизированная беседа.

Интервью со свободной композицией отличается тем, что вопросы в нем можно переставлять, так как они едины лишь своей широкой тематикой, изменение места вопросов не влияет на течение разговора. К такому типу интервью принадлежат, например, тексты под рубрикой «Прямая линия», где читатели задают различные вопросы по телефону, которые потом формируются журналистом в тематические блоки.

Композиция импровизированного интервью представляет собой совершенно иной тип отношений вопросов и ответов, при котором “вопрос порождается предшествующим ответом собеседника, вследствие чего перестановка вопросно-ответных единств невозможна”. Ход такой беседы непредсказуем, либо прогнозируется лишь в общих чертах, роль журналиста сводится к тому, чтобы не дать собеседнику уйти от интересующей темы.

На практике чаще встречается тип композиции интервью, представляющий нечто среднее между вышеперечисленными типами. Обычно интервьюер имеет примерный план заготовленных вопросов, к которым по ходу беседы добавляются вопросы с просьбой проиллюстрировать, пояснить факт и тому подобное (типа “А не покажете на конкретном примере?”). При этом исходные, основные вопросы, “коротко обозначая темы следующих за ними отрезков текста - ответов, делают содержательную структуру текста и композицию его прозрачными, легко обозримыми (вот тема текста, сейчас пойдет речь о такой детали, сейчас о следующей)”. Текст такого интервью часто делится на главки, что облегчает его восприятие, включаются авторские комментарии и так далее.

В зависимости от особенностей композиции, формы выражения интервью, выделяются несколько основных его видов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.