Рефераты. Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере общефедеральных печатных изданий)

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - "является представительным и законодательным органом Российской Федерации".  В Российской Федерации наших дней можно говорить о достаточно широком развитии отношений народного представительства, итогом которых является формирование и деятельность представительных органов государственной власти - Федерального Собрания. Народное представительство - весьма широкое понятие. В самом общем смысле оно означает выражение чьих-либо интересов, совершение каких-либо действий в силу имеющихся оснований одним лицом в интересах и от имени другого лица. Представительство в праве - это "правоотношение, в соответствии с которым одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия выступает от имени другого (представляемого), непосредственно создавая (изменяя, прекращая) для него права и обязанности".

Органы народного представительства обладают определенными признаками. К существенным и необходимым признакам можно отнести следующие: избрание народом на периодических выборах, коллегиальность, наличие механизма влияния на их деятельность со стороны граждан. Только в совокупности все названные свойства дают качество, позволяющее характеризовать рассматриваемые органы как представительные.

Выборы как единственно возможный способ формирования представительных органов придают ему "авторитет всеобщности".

Обязательным качеством органа народного представительства является "его периодическая проверка на соответствие отражаемых в его деятельности интересов расстановке социально-политических сил в стране. Поэтому продолжительность деятельности выборных органов должна быть ограничена определенным сроком, обеспечивающим, с одной стороны, эффективное функционирование такого органа, а с другой - периодическое подтверждение мандата представителей, скорректированное на изменившуюся социальную, политико-правовую ситуацию и осуществляемое на очередных выборах".

Важной чертой органа народного представительства выступает его коллегиальность. Именно этим качеством данные органы отличаются от всенародно избранного президента или иного единоличного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Федеральному Собранию Российской Федерации принадлежит особая роль в выражении народного суверенитета, поскольку в рамках своей компетенции они преобразуют волю представляемого ими народа в общеобязательные государственные акты, действующие, как правило, в масштабе всей страны и имеющие высшую юридическую силу.

Основным действующим лицом представительного органа является избранное лицо - депутат, то есть представитель, выразитель интересов либо избирателей своего округа, либо нации, социальной группы населения. Итак, каждый депутат представляет своих избирателей, а общее собрание депутатов (сессия) - всех избирателей.

Одно из кардинальных свойств Федерального Собрания - его представительный характер. Признание носителем суверенитета и единственным источником власти народа в подлинно демократическом государстве делают справедливым и обоснованным следующий вывод: народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает "исключительным правом принимать законы, охраняющие свободы и права человека и обеспечивающие решение общественных проблем в интересах всех граждан".  Поэтому парламент рассматривается как выразитель интересов и воли народа (нации), то есть всей совокупности граждан данного государства. Отсюда и такие его обозначения, как национальное или народное представительство.

Представительный характер Федерального Собрания во многом обусловлен самими демократическими началами его формирования: принципами представительства Совета Федерации и выборности депутатов Государственной Думы.

Федеральное Собрание - законодательный орган.

Только выборные представительные органы государственной власти вправе законодательствовать, то есть именоваться органами законодательной власти. Конституция РФ также акцентирует это положение, подчеркивая, что "Государственная Дума - выборный представительный орган власти - принимает федеральные законы".

Характеристика Федерального Собрания - парламента РФ как органа законодательной власти включает в себя следующие положения и моменты.

Во-первых, те свойства и качества Федерального Собрания, которые характеризуют его, исходя из содержания ст.94 Конституции РФ, как представительный орган государственной власти Российской Федерации, обусловливают и качественные признаки этого органа как законодательного учреждения. Следовательно, высшая юридическая сила актов может исходить только от полнокровного представительного органа.

Во-вторых, в самом принципе разделения властей, на основе которого осуществляется государственная власть в Российской Федерации, заложено единство системы государственной власти в РФ, обеспечиваемое верховенством актов, исходящих от представительного органа - парламента России.

Конституция РФ по существу установила определенный баланс правомочий каждой из палат в процессе законодательной деятельности:

законопроекты вносятся в Государственную думу;

предусмотрена возможность и имеется четкое правило, позволяющее преодолеть несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой законом: "…федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы" (ч.5 ст.105 Конституции РФ).

Кроме того, Конституцией РФ ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой, предусмотрена возможность создания палатами согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ч.4 ст.105 Конституции РФ).

Таким образом, в качестве законодательного органа Российской Федерации Федеральное Собрание выступает как совокупный орган, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральное Собрание в системе органов государственной власти Российской Федерации.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11). Другая важная гарантия, закрепленная в "Основах конституционного строя", состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим.

Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум.

Федеральное Собрание отражает реальный федерализм, построенный на строгом разделении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т.е. граждан Российской Федерации. Чисто внешне представительный характер Федерального Собрания возникает вследствие того, что депутаты Государственной Думы представляют своих избирателей, а члены Совета Федерации являются представителями субъектов Российской Федерации.

Как представительный орган Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на большинство, а не на всех депутатов. Однако это право не является исключительным, т.е. принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент Российской Федерации, также избираемый путем всеобщих демократических выборов. В этом заключается специфика народного представительства в президентской республике с ее принципом разделения властей.

Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует.

"Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура Федерального Собрания эффективно помогает разрешению разногласий между различными социальными группами населения. Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 4 года, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет".


1.2 Компетенция Федерального Собрания


Компетенция парламента - это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти. Парламентам свойственны три классические основные функции, на которых, собственно, и выросла представительная система:

принятие законов;

утверждение государственного бюджета;

определенный контроль за исполнительной властью.

В Российской Федерации предметная законодательная компетенция Федерального Собрания конституционно в полном объеме и системно не установлена. Предметная компетенция указана в Конституции РФ и в другой форме. Предметная компетенция определяет как бы общую направленность законодательной деятельности Федерального Собрания. Но каждая из палат Федерального Собрания обладает еще и специальной компетенцией, прямо установленной Конституцией РФ.

В компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы:

1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

4) назначение выборов Президента РФ;

5) отрешение Президента РФ от должности;

6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;

9) назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ;

10) обращение в Конституционный Суд РФ.

Специальная компетенция Государственной Думы:

дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

выражение недоверия Правительству РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

выдвижение обвинения против Президента РФ;

объявление амнистии;

обращение в Конституционный Суд РФ.


1.3 Исторические этапы развития законодательной власти в России


Идея принятия законов народным представительством появилась еще в 18 столетии. В.Н. Татищев разработал проект, в котором предлагал избирать государя "общенародьем", понимая под ним лишь дворянство. Считая, что издание законов нельзя доверять одному человеку, он намечал создание в помощь монарху особого двухпалатного органа. Но этим благим намерениям по государственному переустройству не суждено было осуществиться даже частично.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.