Рефераты. Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере общефедеральных печатных изданий)

Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере общефедеральных печатных изданий)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.М. Горького

Факультет журналистики

Кафедра

Дипломная работа

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В ЗЕРКАЛЕ СМИ

(НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ)




Допустить к защите:

Научный руководитель:







Екатеринбург

2007 г.


Оглавление

Введение

Глава 1. Законодательная власть Российской Федерации

1.1 Сущность и основные признаки законодательной власти

1.2 Компетенция Федерального Собрания

1.3 Исторические этапы развития законодательной власти в России

Глава 2. Средства массовой информации в общественно-политической системе государства

2.1 Общественные функции СМИ

2.2 Роль и место СМИ в жизни государства

2.2.1 Роль СМИ в политических процессах

2.2.2 СМИ в информационном взаимодействии власти и общества

2.3 Взаимодействие журналистики и власти

Глава 3. Законодательная власть в зеркале СМИ

3.1 Образ Государственной Думы РФ в сознании россиян

3.2 Исследуемые печатные СМИ

3.3 Подведение итогов контент-анализа

Заключение

Источники и литература


Введение


В России в настоящее время сложилась ситуация, когда необходимость демократического развития страны, и, соответственно, эффективного взаимодействия органов власти с обществом признается практически всеми, но власть зачастую лишь формально стремится к его осуществлению, а общество в силу этого относится к ней с недоверием и скептицизмом. В современной российской политике средства массовой информации, как декларируется, должны выполнять функции обеспечения диалога власти и граждан, информирования граждан о решениях власти, о ситуации в стране и мире. Именно СМИ способны наиболее эффективно удовлетворять информационные потребности граждан, согласовывать интересы граждан, общества и государства. Эффективный контроль общества за действиями властных структур обеспечивают, прежде всего, СМИ.

Актуальность темы данной работы обусловлена следующими факторами.

Большинство граждан не разбираются и не хотят разбираться в сути политических проблем, понимая, что от них реально ничего не зависит. Поэтому граждане считают, что чем дальше от политики, тем лучше. Доверие и интерес простых людей к политике, в частности к самой деятельности органов власти (например, законодательной) падает. Итоги многочисленных социологических опросов, высказывания политиков, публицистов, ученых свидетельствуют: средствам массовой информации сейчас доверяют еще меньше, чем власти. "Только 8% россиян верят тому, что пишут и вещают СМИ".  Государственным СМИ граждане не доверяют потому, что они созданы органами власти и преследуют интересы власти, что говорит о некоем субъективизме. А "независимым" СМИ не доверяют потому, что они защищают интересы бизнеса.

Основным источником информации для россиян сегодня является телевидение. Однако печатные издания имеют больше возможностей в плане анализа, осмысления информации. "Пресса больше, чем электронные СМИ, подходит для подробного изложения взглядов и программ представителей разных политических сил, для детального рассмотрения проблем и путей их решения".

Власть должна заботиться о том, чтобы доходчиво, внятно объяснить гражданам свои действия и планы. Наиболее полно эти функции в демократических государствах выполняет пресса, она является главным помощником власти в том, чтобы власть стала понятой обществом. Таким образом, на СМИ лежит очень большая ответственность. Именно от них, во многом зависит, поймут и примут ли люди новые законы. И если эти законы приводят к незапланированным негативным последствиям, то именно пресса способна указать власти на эти проблемы, предложить пути исправления ситуации.

Справляется ли современная российская пресса с этими задачами? Мы решили изучить эту проблему, проанализировав освещение в общефедеральных печатных изданиях деятельность органов законодательной власти, ведь этой ветви власти журналисты традиционно уделяют гораздо меньше внимания, чем исполнительной. Также этот вопрос меньше изучен теоретически, ведь ведя речь о взаимодействии власти и прессы, исследователи чаще всего имеют в виду органы исполнительной власти.

Степень научной разработанности проблемы.

В современной России вопрос о значении и месте СМИ в политических процессах уже нашел отражение в ряде серьезных исследований. Свой вклад в исследование роли, функций законодательной власти и особенностей ее развития в России внесли такие известные политологи как Панарин, Соловьев, Гаджиев, Медушевский. Я.Н. Засурский изучает "общие проблемы и тенденции, наблюдающиеся в постсоветской российской журналистике, выделяет разные стадии перехода СМИ от авторитаризма к демократическому плюрализму и формулирует основные модели современной российской прессы, в зависимости от отношения СМИ к власти и крупному капиталу". А.А. Грабельников также исследует проблемы взаимоотношений российской прессы с властью и обществом, "придерживаясь при этом иных идейных позиций и приходя к выводу о негативном влиянии современной российской журналистики на общественно-политические процессы в стране, обусловленном отсутствием четкой государственной политики в области СМИ".

О необходимости эффективной информационной политики государства ведет речь и М.М. Ковалева, которая в своих работах исследует особенности взаимоотношения власти, общества и СМИ в России в XVIII и XIX веках, проводя параллели с современностью.

Д.Л. Стровский рассматривает отечественную журналистику "в контексте политических традиций и политической культуры, исследует проблему ангажированности современной прессы и зависимости средств массовой информации от властных структур". Эту проблему затрагивает и А.М. Воробьев, изучающий "роль прессы в формировании гражданского общества и культуры демократии".Г.С. Мельник, исследуя массовую коммуникацию как "фактор политического влияния, анализирует объективные и субъективные причины, приведшие к кризису российской прессы". В.Ф. Олешко в своих работах изучает "принципы и технологии диалогового взаимодействия СМИ и аудитории".А.Д. Кириллов, в соавторстве с другими исследователями, анализируя общественно-политические процессы в Уральском регионе, уделяет значительное внимание "роли СМИ в развитии этих процессов и, в частности, влиянию прессы на ход избирательных кампаний".

Проблемы взаимоотношений прессы и законодательной власти рассматривала Е.П. Соколова. Однако, на наш взгляд, проблема освещения деятельности законодательной власти в российских СМИ изучена еще недостаточно подробно. К тому же, в связи с постепенной трансформацией нашего общества, государства и СМИ, меняется и характер освещения в средствах массовой информации деятельности органов власти.

Цель нашей дипломной работы - проанализировать, насколько полно и объективно ведущие российские издания освещают как саму деятельность органов законодательной власти, так и новые законы, законопроекты.

Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи:

1. Проанализировать сущность, структуру и функции законодательной власти в РФ; рассмотреть основные этапы ее становления

2. изучить отношение россиян к структурам и представителям законодательной власти;

3. Изучить функции СМИ в современном демократическом обществе, роль и место СМИ в политической жизни государства;

4. изучить особенности освещения деятельности представителей и органов законодательной власти в ведущих печатных изданиях России, определить, в какой мере российская пресса справляется со своими важнейшими функциями;

5. на основе проведенного анализа предложить ряд рекомендаций средствам массовой информации и органам власти.

Согласно нашей гипотезе, которую мы выдвинули в данной исследовательской работе, российская пресса не вполне справляется со своими обязанностями по предоставлению обществу объективной и исчерпывающей информации о работе и результатах работы Федерального Собрания РФ. Так это или нет - нам предстоит проверить в ходе исследования.

Объект исследования носит двусоставный характер. Во-первых, объектом исследования можно назвать законодательную власть России. Во-вторых, объектом исследования является российская пресса.

Предмет исследования - освещение работы Федерального Собрания и его представителей в ведущих российских изданиях: в "Российской газете" (официальная пресса), "Ведомостях" (неофициальная "качественная" пресса), и "Комсомольской правде" (неофициальная "массовая" пресса).

Методологическую базу работы составили принципы сравнительного и комплексного анализа, принципы системного анализа. Основной методологической базой для исследования прессы явился такой социологический метод, как контент-анализ. Задача контент-аналитического исследования состоит в том, чтобы выяснить связь текста с некоторой внетекстовой реальностью, так или иначе продуцирующей этот текст.

Эмпирическую базу работы составляет анализ ведущих российских периодических изданий. В ходе исследования было проанализировано 5 116 публикаций, из которых 3567 публикации "Российской газеты", 1282 публикации "Известий" и 267 публикаций "Комсомольской правды". Временной охват контент-анализа составляет период с августа 2006 года по май 2007 года.

Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении мы обозначили актуальность темы, определили цель и задачи нашего исследования, а также выдвинули гипотезу, которую доказываем на протяжении всей исследовательской работы.

Первая глава состоит из трех параграфов, в которых мы рассматриваем сущность, признаки, функции законодательной власти, исследуем исторический путь развития законодательной власти в России со времен царствования Александра II до наших дней.

Вторая глава состоит из четырех подразделов, в которых мы определяем место СМИ в современном обществе, в политической жизни страны, рассматриваем взаимодействие журналистики и законодательной власти.

Третья глава, собственно исследовательская, содержит в себе рассмотрение особенностей освещения деятельности законодательной власти в конкретных периодических изданиях.

В заключении мы подводим итоги нашему исследованию, определяем задачи и функции СМИ в освещении законотворческой деятельности народных избранников, а также даем практические рекомендации средствам массовой информации по сотрудничеству с государственной властью.


Глава 1. Законодательная власть Российской Федерации

1.1 Сущность и основные признаки законодательной власти


Федеральное Собрание - представительный орган.

"Парламент (англ. Parliament) в буржуазных государствах - высший представительный орган власти. Впервые был образован в 18 веке в Англии как орган сословного представительства. В России первое учреждение парламентского типа появилось в 1906г. и просуществовало до 1917г., имея весьма ограниченные полномочия. В 1993г. Конституция Российской Федерации впервые в отечественной истории назвала высший законодательный орган государства парламентом. Наделили его следующими полномочиями: законодательствовать, принимая законы страны; представительствовать, выражая общественные интересы; контролировать правительство, исполняющего законы".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.