Рефераты. Работа журналиста в прямом эфире на примере программ "Город сегодня" и "Как жить будем"

На основе наблюдения за работой журналиста были выявлены следующие личностные и профессиональные характеристики:

·        Внешняя привлекательность (приятно звучащий голос, хорошая дикция)

·        Особые качества личности.

Личностные характеристики:

1.  Уверенность в себе.

2.      Эрудиция.

3.      Эмоциональность.

·        Определенная подача материала.

Профессиональные характеристики:

·   Четкое изложение материала.

·      Подаваемая информация является актуальной и интересной.

·      Комментарий по ходу события освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями.

·      Психологическая сторона.

1.      Субъективное восприятие события.

Репортер - это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогающий понять суть экранного действия. Субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия.

Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции.

Обычно на прямой эфир с места события информационная программа выделяет не более 2-3 минут и это рождает стремление к точности, выразительности, а главное - к емкости речи.

Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не имеет возможности размышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, «выправить» его. Ведя передачу в прямом эфире, он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель: так же изумляясь, так же «болея», как и сидящие у телевизора.

Репортаж Ольги Кочкуровой в прямом эфире от 10.04.08 основан на интервью начальника УВД Омской области В. Камерцеля о похищении в Советском административном округе города Омска одиннадцатилетней девочки Даши Некрасовой.

Данный репортаж является ситуативным, прямым и

Интервью предполагает определенный подход в построении репортажа. Особенности репортажа от 10.04.08:

ü  Четко и логично прозвучали вопросы.

ü  Информация получена от должностного лица, который компетентен в данной области.

ü  Краткое описание ситуации.

ü  Закадровый комментарий.

ü  Анализ полученной информации.

К особенностям работы журналиста Ольги Кочкуровой можно отнести следующее:

На основе наблюдения за эфиром журналистки были выявлены следующие личностные и профессиональные характеристики:

·      Внешняя привлекательность (стройная фигура, приятно звучащий голос, хорошая дикция)

·      Особые качества личности.

Личностные характеристики:

1.  Умение слушать.

2.       Умение общаться.

3.       Эрудиция.

4.       Уверенность в себе.

·      Определенная подача материала.

Профессиональные характеристики:

1.  Четкое построение задаваемых вопросов.

2.       Емкость речи (наличие эмоционально - окрашенной лексики).

3.       Подаваемая информация является актуальной и интересной.

4.       Благодаря беседе журналист помогает с помощью системы вопросов интервьюируемому как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе репортажа.

·      Психологическая сторона.

1.       Субъективное восприятие ситуации.

2.       Анализ ситуации журналистом.

Подготовка к репортажу сводится к сбору предварительных сведений о предстоящем событии, к написанию «заготовок», где были бы и яркий, запоминающийся образ, и остроумная фраза. Событие неприкосновенно. На него можно смотреть, в него можно вглядываться, но изменить, адресуя его зрителю, нельзя. Подчиняясь лишь своей логике, в реальном времени и пространстве, оно течет перед объективами и микрофонами телевизионной техники. Но за кадром идет напряженная, четко слаженная работа, мало зависящая от того, идут ли кадры в эфир непосредственно или фиксируются на магнитную пленку.

Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру. Он является одновременно пытливым экскурсантом (на объекте) и отчасти экскурсоводом (для зрителей), не подменяя, однако, тех, кто работает здесь постоянно и может дать более глубокие и интересные сведения.

Рассмотренные репортажи включают следующие параметры:

1)      Содержат информацию, имеющую для зрителя прикладной, утилитарный смысл, т. е. зритель, скорректирует свои дальнейшие действия в зависимости от полученных сведений;

2)      Содержат информацию, удовлетворяющую любознательность зрительность;

3)      Вызывают сопереживание зрителя;

4)      Вызывают соучастие в ситуации;

5)      Имеют эстетическую ценность.

На основе предложенных параметров репортажа можно выделить особенности работы репортера:

1)      Репортер на месте события делает какие-то оценки и выводы, которые в дальнейшем каким - либо образом повлияют на действия зрителей.

2)      Огромную роль в репортаже играет журналист, который обличает информацию в популярную, увлекательную форму.

3)      Репортер в прямом эфире является участником события. От его эмоционального состояния, от его подачи материала зависит то, как зритель погрузится в освещаемую ситуацию.

Можно сделать следующие выводы:

1.       Ведение репортажа в прямом эфире несет описательную функцию.

Задача журналиста здесь не только описывать происходящее, но и предусматривать возможную реакцию слушателя, мгновенно реагировать на ход его мыслей.

2.       Благодаря личностным и профессиональным характеристикам журналиста информация получает популярную, увлекательную форму.

3.       Особенностью работы в прямом эфире с психологической точки зрения является личностный характер воздействия на аудиторию.

4.       Репортер в закадровом тексте рассказывает о подробностях события - причинах и последствиях, проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. От закадрового слова репортера зависит построение репортажа в прямом эфире.

5.       Репортер - участник действия.

6.       Репортер, ведущий прямой эфир должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко.


2.2 Особенности работы журналиста в программе «Как жить будем»

Во втором параграфе данной курсовой работы будет рассмотрена программа «Как жить будем», выходящая в прямом эфире на ГТРК «Иртыш» и особенности работы ведущего программы Сергея Корабельникова.

Каждую последнюю субботу месяца на ГТРК «Иртыш» выходит программа «Как жить будем» - программа в прямом эфире с телефонами обратной связи по самым актуальным социальным проблемам, в которой на вопросы телезрителей отвечают руководители областных и городских ведомств и организаций. «Как жить будем» - это совместный проект ГТРК «Иртыш» и городской администрации.

Прямой эфир говорит о тесном сотрудничестве телекомпании со своей аудиторией. Для участия в прямом эфире приглашаются люди, занимающие определённые посты, известные, интересные рядовым гражданам. Постоянными участниками проекта также являются ведущие журналисты региона. Тема эфира устанавливается и сообщается заранее через СМИ.

Изучение специальной литературы и наблюдение за программой «Как жить будем» позволило выделить некоторые критерии прямого эфира:

·      Прямой эфир в программе предполагает:

1.       Живое общение героя программы со зрителями.

2.       Обсуждение актуальных и злободневных вопросов руководителями областных и городских ведомств со зрителями.

3.       Наличие обратной связи.

4.       Особенности в работе ведущего прямого эфира.

К особенностям работы ведущего прямой эфир можно отнести:

1)      На ведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее в студии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение.

2)      Для ведущего прямого эфира очень важны харизма и внешняя привлекательность.

3)      Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события. Знание проблем - важнейшее условие работы ведущего.

4)      На тележурналисте, работающем в прямом эфире, также лежит обязанность не только интервьюировать собеседника, но и смотреть на ситуацию с точки зрения режиссёра.

5)      Ведущий следит за временем выступления.

На основе наблюдения за эфиром Сергея Корабельникова были выявлены следующие личностные и профессиональные характеристики:

·      Внешняя привлекательность (хорошая внешность, приятно звучащий голос, хорошая дикция)

·      Особые качества личности.

Личностные характеристики:

1.  Умение слушать.

2.       Умение общаться.

3.       Эрудиция.

4.       Уверенность в себе.

5.  Определенная подача материала.

Профессиональные характеристики:

1.  Четкость и емкость речи.

2.       Подаваемая информация является актуальной и интересной.

3.       Благодаря беседе с руководителем и зрителем, журналист помогает как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе эфира.

4.      Психологическая сторона.

3.       Является участником происходящего в студии.

4.       Умеет снимать всплески психологического дискомфорта, что говорит о его профессиональных качествах.

Можно сделать следующие выводы:

1)      Ведущий эфира - участник действия, беседы.

2)      На ведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее в студии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение.

3)      Благодаря личностным и профессиональным характеристикам ведущего атмосфера в студии в большинстве случаев сохраняется дружелюбная.

4)      Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события.

5)      Ведущий прямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера.


2.3 Особенности работы журналиста в новостной передаче «Город сегодня» и программе «Как жить будем»: сравнение и обобщение


Для данного исследования были взяты новостная передача «Город сегодня» и программа «Как жить будем», выбор на которые пал не случайно. Выпуск новостей «Город сегодня» относится к информационным жанрам, а программу «Как жить будем» можно отнести к аналитическим. Из новостной программы были взяты для анализа два прямых репортажа на основе которых выявлялись особенности работы репортера. А в передаче «Как жить будем» анализу подверглось поведение ведущего в прямом эфире, его личностные и профессиональные характеристики, на основе которых можно выделить особенности работы ведущего в прямом эфире.

Сравнивая две специализации в журналистике, работающих в прямом эфире - ведущий и репортер, можно выделить общие моменты:

1)      Обе профессии предполагают журналистам быть участниками событий, происходящих в реальном времени.

2)      Прямой эфир предполагает высококвалифицированную подготовку журналистов.

3)      От журналиста зависит эмоциональная составляющая эфира.

Сравнивая личностные и профессиональные характеристики Алексея Шанева, Ольги Кочкуровой и Сергея Корабельникова можно составить общую характеристику тележурналиста, работающего в прямом эфире:

·      Внешняя привлекательность (хорошая внешность, приятно звучащий голос, хорошая дикция)

·      Особые качества личности.

Личностные характеристики:

1.  Умение слушать.

2.       Умение общаться.

3.       Эрудиция.

4.       Уверенность в себе.

·   Определенная подача материала.

Профессиональные характеристики:

1.  Четкость и емкость речи.

2.       Подаваемая информация должна быть актуальной и интересной.

·        Психологическая сторона.

1.       Является участником происходящего события.

2.       Оказывает личностный характер воздействия на аудиторию.

В параграфе первом второй главы нашего исследования, основанного на анализе репортажей новостной передачи «Город сегодня» были сделаны следующие выводы:

1)      Ведение репортажа в прямом эфире несет описательную функцию.

Задача журналиста здесь не только описывать происходящее, но и предусматривать возможную реакцию слушателя, мгновенно реагировать на ход его мыслей.

2)      Благодаря личностным и профессиональным характеристикам журналиста информация получает популярную, увлекательную форму.

3)      Особенностью работы в прямом эфире с психологической точки зрения является личностный характер воздействия на аудиторию.

4)      Репортер в закадровом тексте рассказывает о подробностях события - причинах и последствиях, проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. От закадрового слова репортера зависит построение репортажа в прямом эфире.

5)      Репортер - участник действия.

6)      Репортер, ведущий прямой эфир должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко.

В параграфе втором второй главы нашего исследования, основанного на анализе личности ведущего прямого эфира программы «Как жить будем» были сделаны следующие выводы:

1)      Ведущий эфира - участник действия, беседы.

2)      На ведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее в студии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение.

3)      Благодаря личностным и профессиональным характеристикам ведущего атмосфера в студии в большинстве случаев сохраняется дружелюбная.

4)      Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события.

5)      Ведущий прямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера.

Исходя из всего выше изложенного в обобщении выводов по главкам можно выявить особенности работы в прямом эфире:

1)      Тележурналист является непосредственным участником действия и от этого зависит личностный характер воздействия на аудиторию.

2)      Работа в прямом эфире предполагает ответственность за происходящее в студии - для ведущего программ, и за подачу информации - для репортера.

3)      Личностные и профессиональные характеристики тележурналиста являются основополагающим в работе в прямом эфире (определенная подача информации, психологический дискомфорт в студии).

4)      Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события.

5)      Тележурналист, работающий как репортер и как, ведущий прямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера.

Заключение


Сделав общий обзор прямого эфира, выяснив особенности работы журналиста в прямом эфире в теории и практике современной журналистики, проанализировав различную литературу, проанализировав выпуски региональных программ «Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш») на выявление особенностей работы журналиста в прямом эфире мы сделали следующие выводы:

1)      Тележурналист является непосредственным участником действия и от этого зависит личностный характер воздействия на аудиторию.

2)      Работа в прямом эфире предполагает ответственность за происходящее в студии - для ведущего программ, и за подачу информации - для репортера.

3)      Личностные и профессиональные характеристики тележурналиста являются основополагающим в работе в прямом эфире (определенная подача информации, психологический дискомфорт в студии).

4)      Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события.

5)      Тележурналист, работающий как репортер и как, ведущий прямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера.

Библиографический список

1.    Багиров Э.Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды».- М., 1976.

2.       Бережная М.А. Телевизионный ведущий в контактной передаче. СПб., 1989.

3.       Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1984.

4.       Зверева Н. Школа регионального тележурналиста. М., 2004.

5.       Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М., 1985.

6.       Копылова Р.Д. Диалогическая природа телевидения (От театра к телевизионному зрелищу): Автореф. дис... д-ра.филол. наук. - Л., 1988.

7.       Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике, ч.1. - СПб., 2001.

8.       Муратов С. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003.

9.       Поберезникова Е. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения; М., 2004.

10.     Свитич Л.Г. Профессия: журналист. - М., 2003.

11.     Телевизионная журналистика, М., 2005, Уханов А. Новая волна. Владимир, 2003.

12.     Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное /Редколлегия: Г.В. Кузнецов, ВЛ. Цвик. А.Я. Юровский. - М: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.