На основе наблюдения за работой журналиста были выявлены следующие личностные и профессиональные характеристики:
· Внешняя привлекательность (приятно звучащий голос, хорошая дикция)
· Особые качества личности.
Личностные характеристики:
1. Уверенность в себе.
2. Эрудиция.
3. Эмоциональность.
· Определенная подача материала.
Профессиональные характеристики:
· Четкое изложение материала.
· Подаваемая информация является актуальной и интересной.
· Комментарий по ходу события освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями.
· Психологическая сторона.
1. Субъективное восприятие события.
Репортер - это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогающий понять суть экранного действия. Субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия.
Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции.
Обычно на прямой эфир с места события информационная программа выделяет не более 2-3 минут и это рождает стремление к точности, выразительности, а главное - к емкости речи.
Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не имеет возможности размышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, «выправить» его. Ведя передачу в прямом эфире, он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель: так же изумляясь, так же «болея», как и сидящие у телевизора.
Репортаж Ольги Кочкуровой в прямом эфире от 10.04.08 основан на интервью начальника УВД Омской области В. Камерцеля о похищении в Советском административном округе города Омска одиннадцатилетней девочки Даши Некрасовой.
Данный репортаж является ситуативным, прямым и
Интервью предполагает определенный подход в построении репортажа. Особенности репортажа от 10.04.08:
ü Четко и логично прозвучали вопросы.
ü Информация получена от должностного лица, который компетентен в данной области.
ü Краткое описание ситуации.
ü Закадровый комментарий.
ü Анализ полученной информации.
К особенностям работы журналиста Ольги Кочкуровой можно отнести следующее:
На основе наблюдения за эфиром журналистки были выявлены следующие личностные и профессиональные характеристики:
· Внешняя привлекательность (стройная фигура, приятно звучащий голос, хорошая дикция)
1. Умение слушать.
2. Умение общаться.
3. Эрудиция.
4. Уверенность в себе.
1. Четкое построение задаваемых вопросов.
2. Емкость речи (наличие эмоционально - окрашенной лексики).
3. Подаваемая информация является актуальной и интересной.
4. Благодаря беседе журналист помогает с помощью системы вопросов интервьюируемому как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе репортажа.
1. Субъективное восприятие ситуации.
2. Анализ ситуации журналистом.
Подготовка к репортажу сводится к сбору предварительных сведений о предстоящем событии, к написанию «заготовок», где были бы и яркий, запоминающийся образ, и остроумная фраза. Событие неприкосновенно. На него можно смотреть, в него можно вглядываться, но изменить, адресуя его зрителю, нельзя. Подчиняясь лишь своей логике, в реальном времени и пространстве, оно течет перед объективами и микрофонами телевизионной техники. Но за кадром идет напряженная, четко слаженная работа, мало зависящая от того, идут ли кадры в эфир непосредственно или фиксируются на магнитную пленку.
Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру. Он является одновременно пытливым экскурсантом (на объекте) и отчасти экскурсоводом (для зрителей), не подменяя, однако, тех, кто работает здесь постоянно и может дать более глубокие и интересные сведения.
Рассмотренные репортажи включают следующие параметры:
1) Содержат информацию, имеющую для зрителя прикладной, утилитарный смысл, т. е. зритель, скорректирует свои дальнейшие действия в зависимости от полученных сведений;
2) Содержат информацию, удовлетворяющую любознательность зрительность;
3) Вызывают сопереживание зрителя;
4) Вызывают соучастие в ситуации;
5) Имеют эстетическую ценность.
На основе предложенных параметров репортажа можно выделить особенности работы репортера:
1) Репортер на месте события делает какие-то оценки и выводы, которые в дальнейшем каким - либо образом повлияют на действия зрителей.
2) Огромную роль в репортаже играет журналист, который обличает информацию в популярную, увлекательную форму.
3) Репортер в прямом эфире является участником события. От его эмоционального состояния, от его подачи материала зависит то, как зритель погрузится в освещаемую ситуацию.
Можно сделать следующие выводы:
1. Ведение репортажа в прямом эфире несет описательную функцию.
Задача журналиста здесь не только описывать происходящее, но и предусматривать возможную реакцию слушателя, мгновенно реагировать на ход его мыслей.
2. Благодаря личностным и профессиональным характеристикам журналиста информация получает популярную, увлекательную форму.
3. Особенностью работы в прямом эфире с психологической точки зрения является личностный характер воздействия на аудиторию.
4. Репортер в закадровом тексте рассказывает о подробностях события - причинах и последствиях, проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. От закадрового слова репортера зависит построение репортажа в прямом эфире.
5. Репортер - участник действия.
6. Репортер, ведущий прямой эфир должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко.
2.2 Особенности работы журналиста в программе «Как жить будем»
Во втором параграфе данной курсовой работы будет рассмотрена программа «Как жить будем», выходящая в прямом эфире на ГТРК «Иртыш» и особенности работы ведущего программы Сергея Корабельникова.
Каждую последнюю субботу месяца на ГТРК «Иртыш» выходит программа «Как жить будем» - программа в прямом эфире с телефонами обратной связи по самым актуальным социальным проблемам, в которой на вопросы телезрителей отвечают руководители областных и городских ведомств и организаций. «Как жить будем» - это совместный проект ГТРК «Иртыш» и городской администрации.
Прямой эфир говорит о тесном сотрудничестве телекомпании со своей аудиторией. Для участия в прямом эфире приглашаются люди, занимающие определённые посты, известные, интересные рядовым гражданам. Постоянными участниками проекта также являются ведущие журналисты региона. Тема эфира устанавливается и сообщается заранее через СМИ.
Изучение специальной литературы и наблюдение за программой «Как жить будем» позволило выделить некоторые критерии прямого эфира:
· Прямой эфир в программе предполагает:
1. Живое общение героя программы со зрителями.
2. Обсуждение актуальных и злободневных вопросов руководителями областных и городских ведомств со зрителями.
3. Наличие обратной связи.
4. Особенности в работе ведущего прямого эфира.
К особенностям работы ведущего прямой эфир можно отнести:
1) На ведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее в студии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение.
2) Для ведущего прямого эфира очень важны харизма и внешняя привлекательность.
3) Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события. Знание проблем - важнейшее условие работы ведущего.
4) На тележурналисте, работающем в прямом эфире, также лежит обязанность не только интервьюировать собеседника, но и смотреть на ситуацию с точки зрения режиссёра.
5) Ведущий следит за временем выступления.
На основе наблюдения за эфиром Сергея Корабельникова были выявлены следующие личностные и профессиональные характеристики:
· Внешняя привлекательность (хорошая внешность, приятно звучащий голос, хорошая дикция)
5. Определенная подача материала.
1. Четкость и емкость речи.
2. Подаваемая информация является актуальной и интересной.
3. Благодаря беседе с руководителем и зрителем, журналист помогает как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе эфира.
4. Психологическая сторона.
3. Является участником происходящего в студии.
4. Умеет снимать всплески психологического дискомфорта, что говорит о его профессиональных качествах.
1) Ведущий эфира - участник действия, беседы.
2) На ведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее в студии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение.
3) Благодаря личностным и профессиональным характеристикам ведущего атмосфера в студии в большинстве случаев сохраняется дружелюбная.
4) Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события.
5) Ведущий прямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера.
2.3 Особенности работы журналиста в новостной передаче «Город сегодня» и программе «Как жить будем»: сравнение и обобщение
Для данного исследования были взяты новостная передача «Город сегодня» и программа «Как жить будем», выбор на которые пал не случайно. Выпуск новостей «Город сегодня» относится к информационным жанрам, а программу «Как жить будем» можно отнести к аналитическим. Из новостной программы были взяты для анализа два прямых репортажа на основе которых выявлялись особенности работы репортера. А в передаче «Как жить будем» анализу подверглось поведение ведущего в прямом эфире, его личностные и профессиональные характеристики, на основе которых можно выделить особенности работы ведущего в прямом эфире.
Сравнивая две специализации в журналистике, работающих в прямом эфире - ведущий и репортер, можно выделить общие моменты:
1) Обе профессии предполагают журналистам быть участниками событий, происходящих в реальном времени.
2) Прямой эфир предполагает высококвалифицированную подготовку журналистов.
3) От журналиста зависит эмоциональная составляющая эфира.
Сравнивая личностные и профессиональные характеристики Алексея Шанева, Ольги Кочкуровой и Сергея Корабельникова можно составить общую характеристику тележурналиста, работающего в прямом эфире:
2. Подаваемая информация должна быть актуальной и интересной.
1. Является участником происходящего события.
2. Оказывает личностный характер воздействия на аудиторию.
В параграфе первом второй главы нашего исследования, основанного на анализе репортажей новостной передачи «Город сегодня» были сделаны следующие выводы:
1) Ведение репортажа в прямом эфире несет описательную функцию.
2) Благодаря личностным и профессиональным характеристикам журналиста информация получает популярную, увлекательную форму.
3) Особенностью работы в прямом эфире с психологической точки зрения является личностный характер воздействия на аудиторию.
4) Репортер в закадровом тексте рассказывает о подробностях события - причинах и последствиях, проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. От закадрового слова репортера зависит построение репортажа в прямом эфире.
5) Репортер - участник действия.
6) Репортер, ведущий прямой эфир должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко.
В параграфе втором второй главы нашего исследования, основанного на анализе личности ведущего прямого эфира программы «Как жить будем» были сделаны следующие выводы:
Исходя из всего выше изложенного в обобщении выводов по главкам можно выявить особенности работы в прямом эфире:
1) Тележурналист является непосредственным участником действия и от этого зависит личностный характер воздействия на аудиторию.
2) Работа в прямом эфире предполагает ответственность за происходящее в студии - для ведущего программ, и за подачу информации - для репортера.
3) Личностные и профессиональные характеристики тележурналиста являются основополагающим в работе в прямом эфире (определенная подача информации, психологический дискомфорт в студии).
5) Тележурналист, работающий как репортер и как, ведущий прямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера.
Заключение
Сделав общий обзор прямого эфира, выяснив особенности работы журналиста в прямом эфире в теории и практике современной журналистики, проанализировав различную литературу, проанализировав выпуски региональных программ «Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш») на выявление особенностей работы журналиста в прямом эфире мы сделали следующие выводы:
Библиографический список
1. Багиров Э.Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды».- М., 1976.
2. Бережная М.А. Телевизионный ведущий в контактной передаче. СПб., 1989.
3. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1984.
4. Зверева Н. Школа регионального тележурналиста. М., 2004.
5. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М., 1985.
6. Копылова Р.Д. Диалогическая природа телевидения (От театра к телевизионному зрелищу): Автореф. дис... д-ра.филол. наук. - Л., 1988.
7. Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике, ч.1. - СПб., 2001.
8. Муратов С. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003.
9. Поберезникова Е. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения; М., 2004.
10. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. - М., 2003.
11. Телевизионная журналистика, М., 2005, Уханов А. Новая волна. Владимир, 2003.
12. Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное /Редколлегия: Г.В. Кузнецов, ВЛ. Цвик. А.Я. Юровский. - М: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002.
Страницы: 1, 2, 3, 4