Тематический (его называют также «обозренческий», в других случаях «проблемный») репортаж связан чаще всего с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия. Событием можно считать сам приезд телегруппы на объект, сам факт показа будничной жизни широкому зрителю.
Такой репортаж требует основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру (в случае прямого эфира); репортер становится участником действия.
Роль репортера - облечь всю информацию в популярную, увлекательную форму. Репортаж не должен быть казенным. Хорошего репортера отличает нестандартный взгляд на происходящее, умение подметить в нем интересные для всех подробности.
Тележурналист может сам смоделировать событие. Этот метод получил название «спровоцированная ситуация».
Поскольку событийный репортаж выполняет информационную функцию, а тематический (проблемный) - чаще всего культурно-просветительскую и социально-педагогическую, исследуя жизнь в различных ее проявлениях, жанр репортажа является переходным и может решать задачи, свойственные аналитической публицистике. Работа репортера - это проникновение телевидения в реальную жизнь. Репортер - беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам:
1) оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда происходит нечто общеинтересное, общезначимое.
2) вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем.
3) сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.
Выезжая на съемку, репортер уже представляет экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям, оставляющим, впрочем, достаточный простор для репортерской изобретательности и операторского творчества. Для сложных форм репортажного телевидения (прямой эфир, двусторонняя связь с ведущим) необходима не только специальная подготовка, но и профессиональный уровень. Свое понимание, видение будущих событий и желаемого их отображения репортер должен еще до съемок передать оператору. С одного и того же объекта два оператора могут привезти совершенно разные кадры. Поэтому так важны для репортера знание возможностей камеры и полное взаимопонимание с оператором, владеющим средствами экранной выразительности.
Репортаж в прямом эфире включает несколько этапов:
1. Интервью.
2. Комментарий.
3. Репортаж с места события.
Репортерство - наиболее универсальная работа на экране, включающая в себя умение произнести краткий монолог, сценарно выстроить сюжет, взять краткое информационное интервью, не нарушающее этой выстроенности. Теперь всякий раз репортер должен решать для себя: действительно ли интервью необходимо, может ли собеседник дополнить сообщаемое репортером? Зритель видит в репортере подобного себе человека, имеющего свое суждение обо всем на свете. [6, с. 64]
Особенности репортажа:
Ø эффект присутствия
Ø стопроцентная достоверность
Ø детали должны быть точны, правдивы.
Ø фактографичность
Ø элемент расследования
Ø оценка журналиста
Ø фото с места события
Ø мнение экспертов
Ø данные документов
Ø сведения очевидцев
Ø вывод, подведение итогов, анализ информации.
Репортаж по следам события близок журналистскому расследованию, тут уже следует упомянуть о целом направлении теледокументалистики, именуемом «репортерский фильм», где в непринужденном общении журналиста с собеседниками, в показе сегодняшней жизни переплетаются прошлое и настоящее. Репортер переходит от драматургии эпизода к драматургии протяженного во времени, разнообразного по приемам, но единого по стилю экранного произведения, где сам он, репортер, выступает как связующее звено; как человек, добывающий интересные свидетельства и факты, но не слишком претендующий на их обобщение.
· Жанры аналитической публицистики.
1. Комментарий
Телевизионный комментарий - это чаще всего разновидность выступления в кадре. Впрочем, все шире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами.
Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.
2. Обозрение
Во-первых, оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью; во-вторых, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие; в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками.
Предмет данного жанра - общественные события, а цель - предъявление зрителям причинно-следственных связей.
3. Беседа
Беседа, пресс-конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью беседа - это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Широко представлен в программах. Посвящен темам, представляющим общественный интерес: политическим, экономическим, социальным, морально-этическим, научным и т. д. Нередко перерастает в дискуссию.
Наличие конфликта, столкновения различных точек зрения, развитие мысли, движущейся, однако, по заранее намеченному сценарию (сценарному плану), а в результате - разрешение конфликта путем выбора наиболее убедительных аргументов, значительность проблематики, занимательность - все эти качества обусловливают действенность и популярность таких передач, а вместе с тем и сложность их осуществления.
4. Дискуссия
Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение, обсуждение) - жанр, притягательный для телеэкрана, ибо демонстрирует процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включает телеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра.
5. Ток-шоу
В переводе с английского дословно - разговорное зрелище, разговорное представление. Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».
6. Пресс-конференция
Пресс-конференция - разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.
Краткий инструктаж для журналистов, ориентирующий их в программе того или иного важного (официального) события и желаемых аспектах его освещения, называется брифингом. Однако не следует понимать брифинг только как попытку представителей правительственного учреждения (например, отдела печати МИД) повлиять на ход освещения той или иной кампании, акции или встречи глав государств.
7. Корреспонденция («передача»)
Подобно другим жанрам аналитической публицистики, корреспонденция пришла на телевидение из газеты и радиовещания. Но этот термин не прижился на ТВ. Вместо «корреспонденция» принято говорить просто: «передача»» Не будем спорить с профессиональным жаргоном. Важнее понять специфику этого едва ли не самого распространенного жанра. Не претендуя на художественную образность, присущую очерку, простая «передача», подобно газетной корреспонденции, сообщает факты, причем факты проанализированные, обобщенные. Это жанр аналитический, разрабатывающий на конкретном материале ту или иную актуальную проблему, взятую в достаточно ограниченном масштабе. Тематика корреспонденции практически безгранична: сельское хозяйство, искусство, бизнес, изобретательство, события международной жизни и т.д. [3, с.75]
Таким образом, прямая передача может широко использовать как элементы жанров информационной публицистики, так и аналитической публицистики, и вбирает в себя их эмоциональную ценность, становится более живой, интересной и яркой.
Глава 2. Сопоставительный анализ работы журналиста в новостной передаче «Город сегодня» и программе «Как жить будем»
2.1 Особенности работы журналиста в передаче «Город сегодня»
В первом параграфе нашего исследовании будет рассмотрен репортаж в прямом эфире и особенности работы репортера в прямом эфире в новостной передаче «Город сегодня», выходящем на канале «Антенна-7». Для анализа были взяты 2 выпуска новостей «Город сегодня», вышедшие 10.04.08 и 9.05.08. Будут рассмотрены два ситуативных репортажа в прямом эфире.
Телекомпания «Антенна - 7» является самым молодым телеканалом г. Омска. Она создана в 1995 году. Это информационно - развлекательный канал.
«Город сегодня» - это служба новостей. В последнее время прямые включения становятся неотъемлемой частью выпусков новостей многих телекомпаний.
Главную роль в творческой работе репортера играет описательная функция. Репортер смотрит на событие глазами телезрителя. А поскольку описательная функция осуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ об обстоятельствах происходящего.
Прямой эфир в форме прямого репортажа, - это доходчиво и живо поданная звуковая картина происходящего, донесение существа ситуации до аудитории.
Репортаж Алексея Шанева в прямом эфире от 9.05.08 г., посвященный параду победы, который состоялся на главной площади Омска - Соборной.
«Собравшиеся на площади омичи могут оценить не только строевую подготовку действующих войск омского гарнизона, но и услышать в их исполнении строевые песни…».
Исходя из приведенных в первой главе разновидностях репортажа можно сказать, что данный репортаж является комментированным и ситуативным. В соответствии с этим мы можем выделить некоторые особенности репортажа и особенности работы журналиста в кадре. Следует выделить информационный повод репортажа в прямом эфире - это первый парад победы в г. Омске.
Особенности репортажа от 9.05.08:
ü Прямое включение с элементами записанного заранее интервью.
ü Эффект присутствия репортера в кадре.
ü Достоверность информации.
ü Образность.
ü Репортер четко передавал детали происходящего события.
ü В репортаже использовалось интервью очевидцев ВОВ, присутствующих на параде.
ü Эмоциональность пропитывала весь комментарий события.
К особенностям работы журналиста Алексея Шанева можно отнести следующее:
Страницы: 1, 2, 3, 4