Рефераты. Профессиональная деятельность журналиста на информационно-музыкальной радиостанции (на примере радиостанции "Радио "Сибирь-Омск")

3.3 Исследование качественно-количественной характеристики новостных выпусков


Нами было проведено исследование качественно-количественной характеристики новостных выпусков радиостанции «Радио «Сибирь - Омск» за период с сентября 2005 г. по май 2006 г .

 
ТАБЛИЦА 1. Оценка тематики новостных выпусков на «Радио «Сибирь - Омск»

Тематика новостных выпусков

Отношение к общему объему новостей

Городская жизнь

39%

Катаклизмы и стихийные бедствия

15,3%

Культура и развлечения

21,7%

Спорт

16%

Политика

8%


Хронометраж выхода новостей в эфир 4-5 минут, с девяти часов утра до полудня – каждые полчаса, с полудня до семи часов вечера – каждый час. В структуру каждого выпуска радионовостей входят 5-7 новостных блоков.

Анализ тематической направленности новостных выпусков показал, что освещению городской жизни, спектр которой достаточно широк – от пробок на автострадах города, до цен на производственные товары – отводится 39 % от общего количества эфирного времени новостных выпусков. И это вполне закономерно, ведь настроившись на «Радио «Сибирь - Омск» вы слышите настроение города. Следующая цифра - 15,3% - показывает реальное количество информации о катаклизмах и стихийных бедствиях. Зачастую можно услышать мнение, что во всех СМИ звучат только плохие новости, катастрофы, трагедии. Но любые чрезвычайные происшествия, которые происходят в той или иной стране – природные, политические, техногенные - могут коснуться любого из нас, и именно поэтому люди должны об этом знать.

Но главной задачей информационно-музыкальной станции является задача удовлетворения потребностей радиослушателей в информации развлекательного характера. В связи с этим, новости культуры и мира развлечений занимают 21.7% от общего количества эфирной информации.

Новости из мира внутренней и внешней политики составили 8% времени всех новостных блоков.

Теме спорта отводится 16% от общего количества новостных выпусков. Кроме того, в эфирной сетке радиостанции определено время, в которое читаются блоки спортивных новостей, это 10.00, 14.00, 17.00. Также на «Радио «Сибирь – Омск» существуют специальные тематические программы о культивируемых видах спорта, таких, как футбол и хоккей. Именно героям хоккейных и футбольных баталий, сенсационным и драматическим событиям на площадках, стадионах посвящены спортивные тематические блоки, имеющие место в эфире по выходным дням, продолжительность которых составляет один час, включая музыкальные блоки. На диаграмме № 2 (приложение 2) отражено количественное соотношение информационных выпусков о спорте и новостей любой другой тематики. За период с сентября 2005года по май 2006 года в эфире прозвучало 726 выпусков о спорте, в то время как общее количество всех новостей составило 2128 выпусков.


3.4 Изучение интересов аудитории «Радио «Сибирь-Омск»


Специалистами в области массовых коммуникаций всегда подчеркивается огромное значение обратной связи при функционировании средств массовой информации. Обратная связь в системе массовой коммуникации является реакцией на сообщение источника, а источник, в свою очередь, учитывая обратную связь, в дальнейшем может изменить последующее сообщение. Поэтому редакции радиовещательных компаний регулярно изучают свои аудитории, чтобы знать, кому адресован материал, как к нему относится аудитория. Знание потребностей, интересов своей аудитории в значительной степени помогает создать нужные потребителям материалы СМИ. В целях изучения характеристики аудитории «Радио «Сибирь - Омск», ее настроений, тематических и жанровых предпочтений нами был проведен опрос на улицах города, в ходе которого было интервьюировано 315 человек, представителей разных профессий и учащихся различных учебных заведений. Возраст респондентов варьировался от 18 до 40 лет.

С целью определения, является ли интервьюируемый потенциальным слушателем «Радио Сибирь - Омск», мы сформулировали наш первый вопрос таким образом: «Как давно и как часто Вы слушаете «Радио «Сибирь». Если респондент отвечал, что никогда не слушает или слушает очень редко, мы благодарили его за внимание и прощались. Потенциальными слушателями считаются те, кто настраивается на волну «Радио «Сибирь» не реже трех-четырех раз в неделю в течение года. Если респондент таковым являлся, мы просили назвать свой возраст, кратко рассказать о своей профессиональной деятельности, об увлечениях. Далее мы переходили к тематическим предпочтениям слушателей и спрашивали их о том, какая информация является для них интересной и полезной. Оценка тематических предпочтений аудитории «Радио «Сибирь - Омск» и их соответствие с тематикой материалов информационного жанра, выходящих в эфир в рамках новостных блоков, представлена в таблице 2 (приложение 3).

 
ТАБЛИЦА 2. Соотношение тематических предпочтений респондентов с тематикой новостей на «Радио «Сибирь-Омск»

Тематика новостных выпусков

Реально существующие объемы

Предпочтения респондентов

Городская жизнь

39%

25,1%

Катаклизмы и стихийные бедствия

 15,3%

26,8%

Культура и развлечения

21,7%

21,8%

Спорт

16%

17,2%

Политика

8%

9,1%


Результаты показывают, что новости о чрезвычайных происшествиях очень сильно привлекают аудиторию, поэтому их можно рассматривать как «интересные». Заинтересованность в такого рода новостях составила 26,8% от общего количества предпочтений слушателей. В американском вещании есть такой термин, появившийся в последние годы: «news-you-can-use» или «новости, которые вы можете использовать». Характер такой информации может быть самым разным – повышение тарифов на телефон и изменение налогового законодательства.

Мнения респондентов, которые хотят слышать практическую информацию с целью ее использования в повседневной жизни составляют 25,1% от общего количества тематических предпочтений исследуемой аудитории. Респонденты также хотят слышать в эфире информацию легкого развлекательного жанра (новости о знаменитостях, развлечениях и стиле жизни) – 21,8%, в то время как традиционные новости (политика, войны, исторические перспективы) слушатели условно относят к числу «серьезных» и считают, что в формате информационно-развлекательного вещания новостям такого вида должно отводиться небольшое количество времени. Мнения респондентов, среди которых политические темы пользуются популярностью, составили 9,1% от общего количества тематических предпочтений слушателей. Таким образом, наблюдается сдвиг в пользу новостей развлекательных, которые помогают несколько «подсластить» информационную пилюлю. В информационном теле- и радиовещании Европы в последнее десятилетие наметилась устойчивая тенденция к постепенному изменению функции новостей: от информирования к развлечению потребителя. Постепенно все тенденции развития медиарынка находят своё применение в отечественной радиожурналистике.

Новости спортивной жизни, как показывают результаты опроса, интересуют немалую часть аудитории. Желание респондентов слышать в эфире сводки спортивных новостей эквивалентны величине 17,2% от общего количества тематических предпочтений слушателей. Специально для такой аудитории в эфирной сетке радиостанции «Радио «Сибирь - Омск» отведено время для специализированных спортивных программ и новостных блоков.

Как показывают цифры, не во всех случаях потребности и предпочтения аудитории в какой-либо информации в полной мере реализуются в эфире «Радио «Сибирь - Омск» в рамках новостных выпусков. В этом случае особую важность приобретают специальные исследования аудитории радио с целью разрешения противоречий между желаемым и действительным.

При подготовке выпуска новостей радиожурналисту необходимо знать, что хотят слушатели не только в тематическом плане. Стоит заглянуть чуть более глубже и попытаться понять, нужны ли им оперативные сообщения, как они должны быть изложены и т.д. Мы обратились к слушателям «Радио «Сибирь - Омск» с вопросом «Что является для вас главным в подаче информации в выпуске новостей?» и предложили респондентам назвать в порядке значимости несколько характерных признаков качественной новости: точность, оперативность и своевременность, эксклюзивность и практическая польза. Результаты отражены в таблице 3 (приложение 4), которые показывают, что главным в освещении текущих событий является точность преподносимой информации – 90% респондентов поставили этот признак на первое место, далее по значимости – оперативность и своевременность информации – 88%. Эксклюзивность – 74% и практическая значимость новости – 61% занимают третью и четвертую позиции, соответственно, в рейтинге важности характерных признаков качественной новости.

 
ТАБЛИЦА 3. Рейтинг признаков качественной новости

Характерные признаки качественной новости

Количественный показатель

Точность

90%

Оперативность и своевременность

88%

Эксклюзивность

74%

Практическая значимость

61%

 

Данные, полученные нами в ходе исследования, были использованы в период прохождения профессионально-ориентированной практики на «Радио «Сибирь - Омск» в должности корреспондента службы информации в период с 10 апреля 2006 года по 20 мая 2006 года. Подготовленные к эфиру информационные материалы представлены в приложении 5.

Для студентов специализации «Спортивная журналистика» на основе результатов проведенного исследования были разработаны практические рекомендации по организации и специфике работы журналиста на радио.

Выводы


1.                  Специфика и содержание профессиональной деятельности радиожурналиста представлена в исследованиях отечественных авторов: Я. Н. Засурского, Л.В. Иваницкого, М.Н Кима, В.Г. Костомарова, Л.Г. Свитич, А.А. Шерель и др.

Полифункциональность деятельности является доминирующей составляющей профессиональной деятельности журналиста на локальной информационно-музыкальной радиостанции « Радио «Сибирь - Омск».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.