Такой вид печати был непростой и медленной работой.
- Пресс «Вашингтон»
Человеческая мысль не стоит на месте около 1550 года деревянные винты, используемые в печатном прессе, были заменены железными. Уже значительно позже в конструкции печатной машины появился новый двухкомпонентный элемент. Он состоял из «маски» - специфического куска пергамента с вырезанной в нем по определенному размеру печатным изображением дырой, и «барабана» - куска толстой мягкой ткани. Данная «маска» служила преградой для попадания краски на поля листа, а «барабан» сглаживал неравномерности давления, возникавшие по причине неодинаковой высоты литер.
Первый полностью металлический печатный пресс появился в Англии близко 1795 года. Немного позже в Америке построили металлический пресс, в котором ворот с резьбой заменили набором металлических шарниров. Этот пресс назывался «Колумбиец».
Первая печатная машина была создана в 1811 году Кёнигом и Андреасом Бауэром. Они создали пресс, в котором цилиндр выполнял функцию вращающегося вала с закрепленным на нем листом бумаги. Этот прототип печатной формы был закреплен на двигающемся горизонтально плоском «столе». Движение «стола» зависело от вращательного движения вала. Когда вал отходил назад, на него посредством красочных валиков наносилась печатная краска.
Механизировать процесс набора букв, используя технологии XIX века, было очень непростой задачей. Но способствовало данному процессу изобретение в 1806 году компрессионной формовки.
Немногим позже запатентовали наборную машину, которая представляла собой ячейки с литерами и клавиатуру. При нажатии клавиши, соответствующая ей литера высвобождалась из ячейки и опускалась в магазин. Затем вручную выравнивали литеры внутри магазина. В конструкции данного печатного аппарата было предусмотрено устройство, которое постоянно докладывало в ячейки новые литеры.
- Линотип - печатная машина, которая была сконструирована в 80-х годах XIX века в США немцем Оттмаром Мергенталером. Данная конструкция представляла собой первую строкоотливную машину, которой было подвластно отливать набор букв целыми строками посредством специальных подвижных матриц каждой буквы. Эти матрицы были закреплены таким образом, чтобы после эксплуатации они возвращались в соответствующую им ячейку в кассе. Предпечатное выравнивание строк на линотипе достигалось за счет добавления клинообразных пробельных элементов после каждого набранного слова. В ходе печатного процесса отлитые из свинца строки собирались в набор и далее использовались как печатная форма. Производительность линотипа составляла 7 тысяч символов в час.
Первым способом отображения графических иллюстраций была ксилография (ручная печать) - печать посредством деревянной формы. Такие доски с вырезанными на них изображениями и буквами закреплялись в одной раме с деревянными литерами.
Во второй половине XIX века наблюдался триумф гравюры на металле, которая начала вытеснять ксилографию.
В XIX веке машины для печати с гравированных форм были значительно усовершенствованы. В последних моделях печатная краска стала наноситься при помощи валиков, а стираться с печатной формы посредством вращающихся щеток или дисков с калькой, прикрепленной к ним.
Глубокая печать использовалась и при нанесении рисунка на ткань. В этой процедуре печатной формой служил цилиндр с выгравированным на нем рисунком; а лишняя краска с формы убиралась при помощи скребка. В 1860 году данная технология применялась во Франции для печати обложек к школьным учебникам.
Технология современной полиграфии содержит 3 основные группы производственных процессов. Они представлены формными, печатными и отделочными процессами. Первые, или формные процессы подразумевают изготовление печатной формы, которая представляет собой приспособление или устройство, формирующее красочный слой по аналогии с конфигурацией изображения на оригинальном образце. Главная задача печатных процессов - это получение большого количества печатных оттисков, которые воспроизводят в точности оригинал. И, наконец, отделочные, или послепечатные процессы завершают производство полиграфической печатной продукции.
3. Основные виды печати
В зависимости от рода материала и способа нанесения изображения получаются различные печатные формы, но все они относятся к четырем основным видам печати – высокой, глубокой, плоской и трафаретной. В основе того или иного вида печати лежит характер поверхности печатной формы, с которой изображение оттискивается на бумагу.
Печатная форма - это носитель графической информации (текста и изображений), предназначенный для полиграфического размножения. Печатная форма представляет собой пластину (или цилиндр), на поверхности которой находятся печатающие и не печатающие элементы (пробельные). Печатающие элементы - это участки формы, на которые в процессе печатания наносится краска. Пробельные элементы - это соответственно, не принимающие на себя краску участки.
1. В результате высокой печати изображение на печатной форме рельефно, а пробелы между элементами изображения углублены. При печатании краска наносится на рельефные формы (на рисунок) и не попадает в прорезанные или протравленные углубления. Поэтому при соприкосновении с бумагой оттиск дадут лишь накатанные краской рельефные места формы, а углубленные места оставят бумагу чистой. Флексография - вид высокой печати, широко использующийся в рекламной полиграфии. С помощью флексографии очень часто «запечатывают» бумажную и пластиковую упаковку, наклейки и, прежде всего, полиэтиленовые пакеты. Печатная форма представляет собой эластичную резиновую пластину, в которой химическим путем «выгравирован» рисунок. Поднятие элементы принимают краску и оставляют ее на бумаге (картоне пленке).
2. В глубокой печати печатающие элементы углублены. Краска наносится на форму, потом по ней прокатывается нож-ракель, полностью очищающий от краски всю поверхность, кроме углублений. Прикладывается к форме бумага, и краска из углублений переходит на нее. Здесь используя одну краску можно получить полутона.
3. Плоская печать принципиально отличается от двух предыдущих. В плоской печати рельеф и углубления на форме почти отсутствуют (вернее, не играют никакой роли). Здесь печатающие части формы (рисунок) и непечатающие (пробельные элементы) лежат в одной плоскости.
Основой плоской печати являются не только физические явления, но и результат физико-химических процессов, происходящих между материалом формы и теми веществами, которыми эта форма обрабатывается. Печатающие элементы делятся на падрафобные (отталкивающие воду) и гидрофобные (удерживающие воду). Увлажняющий водный раствор смачивает пробельные элементы, а краска ложится на печатающие элементы. Литография – одна из разновидностей плоской печати. Основана на том, что вода и жир, покрывающие печатные формы, не смешиваются между собой. В то время литография была печатным процессом, который подвергся значительным усовершенствованиям.
Алоиз Зенефельдер, студент, исследовал свойства известняка. Он обнаружил, что если на его поверхность нанести изображение краской на масляной основе, затем смочить камень водой, а после этого покрыть его обычной краской, получается что краска останется лишь в тех местах, куда до этого был нанесен жир. Таким образом, формировали нужное изображение, которое можно было воспроизвести на бумаге, прижав под давлением лист к поверхности известняка.
К началу XX века литография была значительно усовершенствована. После создания первого механического печатного пресса данный метод печати развивался по двум направлениям. Первым направлением была печать на тонких металлических листах, это было, прежде всего, на жести, из которой делались консервные банки с использованием процесса переноса, который был изобретен в 1878 году. Он заключался в том, что печатный цилиндр, который несет на себе лист жести, соприкасался не с литографским камнем, а с промежуточным покрытым резиной цилиндром, который называется печатным полотном. Этот элемент печатного процесса принимал на себя краску с камня и переносил ее на лист жести.
4. Трафаретная печать - это способ воспроизведения изображения по принципу продавливания краски через сетчатую шелковую ткань, которая является трафаретом. Определенные области трафарета закрыты маской-шаблоном. Данный метод печати использовался в Древнем Китае и Японии еще задолго до изобретения печатного пресса. Только лишь в XIX веке лионские текстильщики стали использовать данную технологию для печати на ткани.
Затем с 30-х годов прошлого века, шелкография или трафаретная печать широко используется для печати на огромном ряде запечатываемых материалов - стекло, дерево, пластик и даже на различных по форме поверхностях.
Во Франции в 1855 году под названием «фотоколлотипия» был запатентован еще один метод печати. Механизм данного способа основан на фоточувствительном веществе, которым покрывают формы для печати. Эта технология получила широкое распространение между 1880 и 1914 годами под названием «коллотипия».
4. Технологии оперативной полиграфии
С целью увеличения производительности печати, люди стремились автоматизировать печатный процесс. Один из многих подходов к решению данной проблемы был реализован в устройстве под названием «Монотип». В нем была впервые воплощена в реальность идея разделения клавиатуры и отлива. Монотип работал на основе того, что несколько операторов, изготавливающих одновременно несколько перфолент, могли заставить буквоотливной механизм работать с максимальной скоростью. Совершенствование этого оборудования в США позволило к 1929 году создать оборудование, которое полностью использует разделение функций человека и машины. Данные устройства могли работать с производительностью более 20 тысяч знаков в час.
Многие годы печатная индустрия сталкивалась с проблемой изготовления малотиражной полиграфии. Проблема состояла в том, чтобы отпечатать тиражи быстро, и в то же время качественно: ведь процесс подготовки издания к печати был достаточно трудоемок и соответственно длителен по времени, а сокращение какой - либо стадии из этого отлаженного процесса могло сказаться на качестве продукции. Эта проблема имела и другую грань: часто вставали вопросы о возможности печатать малыми тиражами и о стоимости этой продукции: ведь для того, чтобы, отпечатать 100 экземпляров визитных карточек требовалось столько же времени и усилий, как отпечатать буклет в 1000 экземпляров, при практически одинаковой стоимости печати. Поэтому буквально 10 лет назад как таковой оперативности в полиграфии, т.е. оперативной полиграфии не было, и связано это было с тем, что доминирующей технологией была офсетная печать.
Стремительное развитие в 90-е годы компьютерной техники, затронувшее все отрасли промышленности, коснулось и полиграфии. Появились новые технологии печати, основанные на различных способах переноса изображения на любые запечатываемые материалы: цифровые машины, цветные копиры, основанные на методе микропьезоструйной печати, сублимационные принтеры, ризография и другие специальные виды печати. По сравнению со способом офсетной печати данные технологии позволяют получать высококачественные оттиски при меньшей трудоемкости процесса. Изменились также допечатные и послепечатные технологии изготовления изданий. Развитие и оптимизация процессов допечатной обработки информации позволило резко уменьшить время подготовки макетов, цветоделенных пленок и печатных форм, что существенно сказалось на сокращении времени изготовления всего тиража. Применение новых разработок в послепечатных процессах существенно увеличило ассортимент полиграфической продукции. Все эти технологии использует сегодня оперативная полиграфия. Именно оперативная полиграфия позволят получить практически за один - два дня (или даже часа) качественную продукцию любого вида и любого тиража.
Имея в своем арсенале столь многочисленные способы оперативная полиграфия очень многогранна. В зависимости от вида производимой продукции и используемого оборудования основные направления оперативной полиграфии можно подразделить на: малотиражную полноцветную, широкоформатную, черно-белое тиражирование, сувениры и упаковка.
Оперативная полиграфия, основанная на использовании сублимации - позволяет при малых тиражах быстро и дешево получать изображения на ткани, ведь использование шелкографии на малых тиражах очень дорого. Технология оперативной полиграфии, использующая тампопечать, применяется для нанесения изображение на сувениры. Цифровая печать. 1923 год в истории полиграфии был отмечен появлением электростатической печатной системы, в ней краска переносилась с цилиндрической печатной формы на бумагу под действием электрических зарядов. Около 1948 года в Америке создали альтернативную методику электростатической печати, в которой на бумагу наносили вместо красок порошок, очень чувствительный к воздействию электричества. Именно данная технология явилась основой для развития технологии ксерокопирования, которое сегодня незаменимо для офисного применения и, промышленной печати, а также ксерографии — для печати постеров и карт.
Сублимацеиолнные принтеры позволяют выводить на бумагу полноцветные изображения пригодные к последующему переносу на ткань. Это очень важно, так как применяемая в таких случаях шелкография становится при малых тиражах очень дорогостоящей.
Ризограф - это пресс горячего теснения. Считанное сканером изображение передается в процессор, который управляет термоголовкой. Та в свою очередь прожигает дырочки в специальной особо прочной бумаге из бананового волокна. Таким образом, первоначальное изображение переносится на «банановую» мастер-пленку. Она автоматически натягивается на раскатной барабан - внутрь барабана подается болон с краской, которая при вращении барабана центробежной силой «прижимается» к сетке, и проходит через дырочки в мастер-пленке.
Цветная печать. Многоцветная печать в истории как самодеятельный метод появилась почти одновременно с изобретением книгопечатания. Например, в XVII веке метод многоцветной печати состоял в следующем: на разные части гравированной металлической печатной формы наносились краски всех возможных цветов, а затем и печаталось все изображение как обычно. В 1719 году живописец Жак-Кристоф Ле Блон подал патент в Англии на печатный процесс, предназначение которого воспроизведение цветного изображения в три краски, а именно голубой, желтый и красный цвет; черная же краска использовалась исключительно для печати контуров изображения. Благодаря нанесенной на исходное изображение плотной сетки печатник, который изобрел данный метод, гравировал четыре металлические формы и друг за другом изготавливал четыре одноцветных оттиска, каждый из них был одного цвета.
5. Растровая печать
Растрирование - это преобразование полутоновых и штриховых изображений в микроштриховые с помощью растра с использованием аппаратных и программных средств.
Растровая печать – это печать оттисков со специальной формы, отличающейся тем, что на ней изображения составляют растровые элементы. Понятие используется в современной полиграфии. Растром называют специальную точечную систему изображения (точки могут быть круглыми, в форме эллипса и другими). Растровая печать создает всевозможные картинки, основу которых составляют растровые элементы. В высокой и плоской печати полутона достигаются благодаря именно растровой печати. Рассмотрев, например фотографию человека в сильную лупу, можно увидеть, что изображение состоит из очень мелких отдельных растровых точек. Центр последующей точки находится на одинаковом расстоянии, что и предыдущий, а размеры их могут быть разные. Количество линий, на пересечении которых размещены растровые точки, в единице изображения называется линиатурой растра и при прочих равных условиях определяет качество печати.
Из оригинального фото или рисунка, растровое изображение можно получить путем сканирования. Сканер по своей физической сути растрирует сканируемое изображение.
Существует также возможность создавать растровую репродукцию, которая состоит из так называемых растровых элементов.
Растровая печать позволяет получать полутона в плоской и высокой печати. Однако здесь необходимо сказать об искажении тонопередачи, которое характерно практически для всех видов современной печати. Именно поэтому при растровой печати стоит заранее оптимизировать различные характеристики изображения под возможные искажения.
Заключение
Полиграфия в современном мире играет весьма важную роль, ведь листовки и буклеты, каталоги и иная печатная продукция становятся для многих из нас не просто источником информации или рекламы того или иного продукта, но и способом узнать что-то новое, быть в курсе происходящего. Вот почему мы с нетерпением забираем очередной буклет, рассказывающий о вновь открывшейся компании или листовку, сообщающую о начале распродаж в модном бутике напротив. Но делаем мы это только в том случае, когда печатная продукция несет в себе то, что притягивает и приковывает внимание. Дизайн полиграфии может играть существенную роль, как для поднятия имиджа компании, так и для достижения каких-либо рекламных целей.
Не стоит забывать и о качестве печати, это звено не менее важное - даже печать листовок становится важным этапом на пути к восприятию того небольшого количества информации, которая на ней отображена.
Трудно переоценить значение материально-технической базы печати для жизни общества. От возможностей полиграфической промышленности в большей степени зависит нормальное функционирование всех отраслей хозяйства, средств массовой информации, государственных структур. В конечном счете, состояние полиграфии определяет уровень информационного обеспечения общества, развития его творческого, научного и культурного потенциала. Сейчас невозможно вообразить себе жизнь современного делового человека без таких, казалось бы, незаметных мелочей, как конверты, визитные карточки, бланки, ежедневники и в дальнейшем печатное дело будет только развиваться и совершенствоваться.
Список использованной литературы
1. Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998. – Т35 672 с.
2. Искусство и визуальное восприятие /Арнхейм Р. - М.: АСТ,1974. - 345с.
3. Психология рекламы: учеб.пособие / Л. Геращенко. – М.:Астрель: ХРАНИТЕЛЬ: АСТ, 2006. – 298 с.: илл.
4. Книговедение: энциклопедический словарь / Ред. коллегия: Н. М. Сикорский и др., - М.: Современная энциклопедия, 2003. – 664 с.
5. Психология манипулирования / В. П. Шейнов. – Минск: Харвест, 2010. – 704 с .
6. Законы успеха / Наполеон Хилл; пер. с англ. А.Ф. Николаевой. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 188 с.
7. Я читаю ваши мысли / Л. Глас. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 251 с.
Страницы: 1, 2