Реферат
Полиграфическая промышленность как материально-техническая база развития издательского дела
Содержание
Введение
1. Правила зрительного восприятия
1.1 Основные законы зрительного восприятия
1.2 Принцип равновесия
2. Полиграфические технологии
3. Основные виды печати
4. Технологии оперативной полиграфии
5. Растровая печать
Заключение
Список использованной литературы
Если мир техники является продолжением физических способностей человека, одновременно являясь искусственной средой обитания человека, то мир искусства, творимый человеком, является областью, в которой продолжается, отражается, реализуется его духовная жизнь, органически неразрывно связанная с физической, материальной и социальной жизнью. Она оказывает и обратное действие на социальную природу человека, будучи одновременно и продуктом его деятельности и средой, в которой он существует.
Восприятие человеком окружающего мира, формы освоения, познание этого мира, зависят от психофизического устройства организма человека, от устройства органов восприятия, высшей нервной деятельности, мозга. Проводником, посредством которого осуществляется связь человека с миром, являются эмоции. Эмоции способствуют ориентации человека в мире, предостерегают от опасности, поощряют и так далее. Положительные и отрицательные эмоции, начиная с реакций на простейшие ощущения и кончая сложнейшими психическими переживаниями, способствуют нормальной жизнедеятельности человека во всех сферах его существования, как на низшем биологическом уровне, так и на уровне высшей духовной деятельности.
Эмоции тесно связаны с понятием гармонии, ибо гармоническое начало в природе и в социальной жизни (в том числе и в искусстве), благотворно для человека и «поощряется» его эмоциями. Говоря о психологии восприятия, обычно подразумевают под этим процессом целостное отражение предметов, ситуаций, событий, взаимоотношений в их чувственно доступных взаимосвязях и развитии.
Основная задача восприятия как психического процесса, который является важнейшим этапом познания окружающего мира, - обеспечить человеку ориентировку во внешнем мире. Определяется восприятие, как правило, мотивацией и чаще всего имеет непосредственно эмоциональную окраску.
Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом. Эта особенность зрительного восприятия учитывается при композиционном построении произведения с целью обеспечения упорядоченного его восприятия.
Зрительное восприятие зависит от эмоциональных импульсов, которые возникают в глазу, когда взгляд скользит по изображению. Каждый поворот, то есть смена направлений, линий, их пересечение связаны с необходимостью преодолевать инерцию движения, возбуждающе действуют на зрительный аппарат и вызывают соответствующую реакцию. Картина, где много пересекающихся линий и образуемых ими углов, вызывает чувство беспокойства, и наоборот, там, где глаз спокойно скользит по кривым, или движение имеет волнообразный характер, возникает ощущение естественности, умиротворенности. Волновая природа присуща материи, и возможно, что именно с этим связано возникновение положительной реакции организма.
Известный композиционный прием - членение текста. Разбивка целого на ограниченное число групп, группировка элементов, - необходима, потому что подобным методом последовательного приближения осваивается целое. Этот метод обусловлен наличием физиологического порога восприятия, наш мозг одновременно может воспринять не более 5-7 элементов или групп одновременно. При большом количестве элементов форма уже не воспринимается как целое и кажется раздробленной.
Особенностью человеческого зрительного восприятия, сформированного чтением, заключается в том, что движение по горизонтали привычнее воспринимать слева направо, а по вертикали - снизу вверх. Последняя, то есть вертикаль, наиболее сильно привлекает внимание. Отсюда следует вывод: на фоне коротких горизонтальных строчек и вертикальных полос вертикальный блок рекламы заметнее, чем горизонтальный. К тому же, если использовать яркие и контрастные цвета, реклама будет сильно выделяться на фоне серого фона статьи.
Цвет сам по себе несет эмоциональный заряд, грамотное применение цвета позволяет усилить эмоциональное восприятие, например рекламы, увеличить ее запоминаемость. Следует учесть, что тот же по спектральному составу цвет воспринимается человеческим глазом по - разному, в зависимости от окружения. Например, белый цвет на синем фоне визуально кажется розоватым, более «теплым», и наоборот, на красном фоне - более «холодным». Подобные превращения происходят и с другими цветами. Более светлые элементы визуально кажутся крупнее, нежели темные, даже если реально они одного размера.
Восприятие зависит от общего состояния личности, от ее индивидуального, психологического типа, мотивации и ценностных установок, но все же существуют основные законы восприятия, которые могут быть применены ко всем типам личности [3. С 32].
Первый закон восприятия – закон подобия. Если различные образы или объекты подобны друг другу, похожи по какому-нибудь качеству, например, то они будут восприниматься как одно целое.
Второй – закон общности. Множество объектов или образов, которые движутся с одной и той же скоростью, воспринимаются как один образ или объект.
Третий – закон близости. Те объекты или образы, которые расположены ближе друг к другу, воспринимаются как одно целое те, которые несколько удалены от них, воспринимаются в качестве отдельных объектов.
Четвертый – закон стремления к целостности. Незавершенные объекты или образы «стремятся» к завершенности. В качестве примера психологи приводят круг, нарисованный с помощью точек, который человек воспринимает как целостный образ круга. Такие образы привлекают внимание и запоминаются лучше.
Пятый – закон простоты и удобства. Образ, который человек складывает из незавершенных объектов, должен быть удобным или привычным для восприятия. Известно, например, что среди геометрических фигур более привычным является треугольник, потом – круг, а потом – квадрат.
Шестой – закон структурности. Суть его заключается в том, что отдельные элементы всегда стремятся стать частью какой-либо структуры. Структурное восприятие сильнее и ярче восприятия отдельных элементов.
Седьмой – закон исключения взаимовлияния. Если два объекта или образа расположены рядом или следуют непосредственно друг за другом, они мешают восприятию друг друга. В результате один образ или объект накладывается на другой, информация деформируется.
Восьмой – закон начала и конца. Несколько образов или объектов, расположенных в пространстве, восприятие «распределяет» от первого к последнему. Для зрительного восприятия важны следующие моменты:
- распределение происходит слева направо,
- те образы или объекты, которые расположены вначале, воспринимаются лучше и сохраняются в памяти дольше отнесенных восприятием к «крайним».
Девятый – закон выпадения из ряда. Если в ряду элементов или предметов, появляется элемент, чем-то отличающийся от остальных, он «выпадает из ряда» и запоминается лучше, независимо от своего расположения: в начале, в конце или посередине.
Десятый – закон реминисценции. Повтор образа или предмета, улучшает его восприятие. Второе повторение должно быть вскоре после первого, третье - спустя некоторое время.
У любой композиции обязательно есть визуальный (композиционный) центр, на котором в первую очередь фокусируется внимание. Зрительное равновесие – это визуальная уравновешенность отдельных частей (элементов) и всей композиции относительно визуального центра. Оно достигается определенным расположением элементов. Визуальных центров может быть несколько: главный центр всегда один, остальные - второстепенные. Композиция всегда должна быть уравновешена. Исходной точкой, определяющей равновесие, является оптический центр, который находится примерно на 1/8 выше физического центра изображения. Существует два вида равновесия: формальное и неформальное.
Первое - абсолютная симметрия относительно линии, проходящей через оптический центр. Использовать такое равновесие следует, при необходимости подчеркнуть стабильность и консерватизм образа.
Второе - неформальное, или визуальное равновесие. Элементы разных размеров, форм цветовой интенсивности или затененности на разных расстояниях от оптического центра - более тяжелый предмет ставиться ближе к центру и уравновешивается более легким, но расположенным дальше от него. При конструировании, например рекламы, чаще применяется неформальное равновесие, ток как оно делает композицию более интересной, образной и эмоциональной. Один элемент всегда должен доминировать.
Говоря о технологии печатного процесса, можно добавить немного истории. Так, например, работа печатника с самого начала печатного дела состояла из четырех базовых операций: выбор литер буква за буквой из кассы печатного шрифта; выстраивание литер друг за другом на специальной сборной «палочке» - деревянной полоске с уголками; выравнивание строк - создание пробелов между буквами с помощью «пробельного материала», которым служили небольшие чистые кусочки свинца; и после печати происходила последняя стадия - возвращение литер обратно в кассу.
Сначала печатного дела печатный пресс представлял собой слегка переделанный давильный пресс. Набранный шрифт, закрепленный лигатурами или с усилием вставленный в металлическую рамку-форму, покрывался краской, сверху на него помещали лист бумаги, а затем все это вместе зажималось в «тиски», образованные «ложем» и «столом».
Страницы: 1, 2