Рефераты. Освещение дела Н.И. Бухарина

В 30-е гг. создается база для телевизионного вещания. Осенью 1938 г. в Ленинграде было завершено строительство телевизионного центра. Его передачи стали выходить в эфир через день. В Москве опытное вещание осуществлялось каждый день из телевизионного центра на Шаболовке. Таким образом, основная структура современных СМИ в СССР сформировалась в концу 30-х гг.





Глава 2: ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В СМИ

2.1                       Адекватное отражение проблемы


Журналистика как инструмент идеологического воздействия партии. Споры внутри партии по поводу индустриализации любой ценой и желание Сталина укрепить свою личную власть привели к очередному витку газетной полемики и внутри партийной борьбы. Против силовых волюнтаристских путей решения сложных экономических задач выступали Троцкий и Бухарин. Они говорили о более взвешенном, реалистическом подходе к индустриализации и осуществления ее не за счет обирания деревни, а за счет ее преобразования и подъема. Это требовало больше времени, сил, средств. Сталина это не устраивало. Троцкий был исключен из партии, сослан в Алма-Ату, а затем за границу. Бухарин, в конце концов, в начале 30-х гг. был расстрелян по сфабрикованному против него обвинению. Сталин выступил в печати с критикой “перегибов” коллективизации. Осудил крайние методы ее проведения. А, с другой стороны, по его распоряжению, решение вопросов индустриализации было поставлено на принципиально новую основу. На места был спущен план по раскулачиванию крестьян, всюду его выполняли с “перекрытием норм”, с перевыполнением “контрольных заданий”. Так формировались трудармии для строительства каналов, гидроэлектростанций, крупных промышленных предприятий. Эта дармовая сила дала возможность выполнять первый пятилетний план. Любые попытки писать об этом в газетах приводило авторов тоже в ряды “трудармейцев”. Более того, особым постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) было запрещено придавать огласке реальное положение дел с выполнением первого пятилетнего плана, который по официальной версии был выполнен за 4 года и 3 месяца. Так сказал Сталин, и все этому верили, на самом же деле все было не так хорошо. Но в прессе были только рапорты об успехах и достижениях. Статистика тоже подтверждала трудовые победы. С тех пор такой стиль освещения хозяйственной жизни страны становится обычным делом. И вообще СМИ, в частности, газеты стали своего рода диспетчерами процесса выполнения пятилеток. Каждый день они не только подводили итоги сделанного и критиковали нерадивых, но формулировали и публиковали задания каждого года пятилетки. Следили за ходом их выполнения. Организовывали почины трудящихся за досрочное завершение пятилетних планов, индивидуальных сменных. Месячных. Квартальных и годовых заданий. Главное здесь было не реальное явление, а пример для подражания, для пропаганды. Поэтому нередко “трудовые рекорды” оказывались не совсем правдивыми. Создание некой светлой, радостной, полной энтузиазма, инициативы, творчества и бескорыстия, виртуальной картины трудовых будней советского народа стало главной задачей СМИ, с которой они успешно справлялись. Это тоже сделалось главной обязанностью советской журналистики на многие десятилетия. Журналистика еще больше стала использоваться как средство идеологического, пропагандистского и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства. В 30-е гг., когда на селе из-за низкого урожая не выполнялись планы хлебозаготовок, нередко сами газеты становились причиной незаконных расправ над колхозниками и хозяйственными руководителями, партийными и советскими работниками. Газеты выступали с обвинениями в их адрес и этого было достаточно. В эти годы доносительство стало одной из негласных функций журналистики. Значительное место в деятельности СМИ занимало идейно-патриотическое воспитание масс. Отечественная публицистика 30-х гг. дала немало образцов таких материалов. Вся страна с волнением следила за судьбой участников арктической экспедиции с ледокола “Челюскин”, который был затерт льдами, и экипажу пришлось высадиться на льдину. Газеты писали о героических летчиках, летавших спасать челюскинцев. Захватывали воображение материалы, рассказывавшие об исторических перелетах советских экипажей через Северный полюс. Не менее волнующей была история дрейфа ледокола “Седов” и ледовой эпопеи папанинцев. Затем не менее читаемыми были военные сообщения о событиях на советско-манчжурской границе, о сражениях гражданской войны в Испании. Словом, тема героизма и служения родине была одной популярных среди читателей.

Гулаговские газеты появились в 30-е гг., ибо росло число заключенных в лагерях. Они также призывали к ударному труду и перевыполнению норм. Если учесть, что обращались они к полуголодным людям, работающим до изнеможения на тяжелых работах, понятен нравственный настрой этих изданий. Если заключенные не следовали опубликованным призывам, то их зачисляли в саботажники, и жизнь их еще больше осложнялась. Предполагалось, что заключенные могли писать в газету и становиться лагкорами. Их главная задача была разоблачать “притаившихся врагов”.

Сталин не забыл и о своих реальных или потенциальных противниках внутри партии. Он начал со старой гвардии. В середине 1935 года было распущено Общество старых большевиков и Общество бывших политкаторжан. Практически все участники XVII съезда ВКП(б), как его тогда называли, «съезда победителей», были уничтожены (из 1225 делегатов с правом решающего и совещательного голоса репрессировали 1108 человек). Началось проведение широкомасштабных судебных политических спектаклей на «материале» видных деятелей партии, бывших оппозиционеров. Это были процессы над Григорием Зиновьевым, Львом Каменевым и другими в августе 1936-го, над Георгием Пятаковым, Карлом Радеком и другими в январе 1937-го, над Николаем Бухариным и др.



2.2                       Способы и формы освещения проблемы

Политические судебные процессы и их отражение в прессе. Тезис о нарастании классовой борьбы постоянно звучал в советской прессе. Таким же настойчивым был и поиск “врагов народа” - среди “чужих” и среди “своих”, партийцев. Фактически это было прикрытием политической борьбы Сталина за власть. Множество партийных и советских руководителей всех уровней, комсомольских деятелей, военачальников, ученых, хозяйственников, представителей интеллигенции, а также их родственников были обвинены в контрреволюционной деятельности или пропаганде. Процессы над “врагами народа” в 30-50 гг. стали будничным явлением. Процессы обычно подробно освещались прессой. Репрессивная машина государства работала так, что обычно большинство подсудимых признавались во всем, в чем их обвиняли. Печатали такие отчеты “Правда” и “Известия” в 30-е гг. Помимо материалов о “врагах народа” в номерах помещались сообщения о демократических преобразованиях, происходящих после принятия новой конституции в 1936 г. или другие подобные материалы.

Журналистика в предвоенные годы была весьма разнообразно. Публицистика делала зримыми сухие цифры, широко использовался жанр статьи, экономических обозрений, открытых писем, коллективных обращений, отчетов. Лучшие журналисты вводят в корреспонденции элементы публицистики. Но наиболее заметным и любимым жанром журналистики советского периода, начиная с 30-х гг., был очерк. Причем, популярны были несколько их типов. Во-первых, индустриальный очерк, где действующим лицом был человек труда, воодушевленный, созидающий, неуемный, самоотверженный. Наиболее известный мастер таких очерков Б. Горбатов. Другой тип – сельскохозяйственный очерк, повествующий о переустройстве жизни в деревне. Портретный очерк был вызван к жизни социалистическим соревнованием, появлением передовиков производства, новаторов. Путевые очерки посвящались рассказу о новом облике страны, новому укладу жизни даже в отдаленных уголках. В этой области были велики заслуги М.Шагинян. Особо выделялось творчество М.Кольцова, который писал очерки, фельетоны, репортажи. Фельетоны были не менее популярны, чем очерки. Прекрасными фельетонистами были М.Зощенко, Ильф и Петров, В.Катаев, К.Радек и другие. Несмотря на то, что журналистика этого периода была полностью подчинена партийному диктату, что она принимала активное участие в формировании культа личности Сталина, что она была средством проведения жесткой партийной и государственной политики, а также инструментом расправы над теми, кто не выполнял директив партии и подчиненной ей печати, советская пресса пользовалась доверием народа, ей верили, ее призывам следовали. Поэтому она продолжала играть важнейшую идеологическую роль в обществе вплоть до 90-х гг. ХХ в.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3              Освещение личности Н. Бухарина журналистами времён перестройки

Если окунуться в журналистику времён перестройки, то можно увидеть немного другое освещение «дела» Бухарина. Николай Бухарин почти  перестаёт рассматриваться лишь как политический деятель и экономист. Он становится интересен в качестве автора литературных заметок  и стихов, в качестве публициста и художника. Это было связано, в какой-то степени, со 100 – летним юбилеем Н. И. Бухарина и самим политическим строем того времени.


Рассмотрим  статью из газеты «Книжное обозрение» № 40, 7 октября 1988 г. Статья «Противостояние», посвященная к 100-летию со дня рождения Н. И. Бухарина. Авторами статьи являются  драматург Эдуард Вериго и философ - публицист Михаил  Капустин.

Э. Вериго – автор более 20 пьес, которые были поставлены во многих театрах нашей страны, сценарист трёхсерийных фильмов о Фрунзе и Куйбышеве.

М. Капустин – доктор философских наук, автор ряда статей в журналах «Октябрь», «Молодой коммунист», «Литературное обозрение», в газетах «Неделя» и «Книжное обозрение».

Их совместная статья освещает личность Н. И. Бухарина и его творчество под углом зрения острых проблем того времени.

Статья делится на три части: «...Инобытие смысла», «Поэтика публицистики» и «Злые заметки и другое».

Эпиграфом  первой части статьи - «Инобытие смысла» - являются следующие слова: «Эзопов язык, наверное, так же древен, как сам язык, но судьбы эзопов в каждом безгласном обществе зависели от меры допускаемой гласности и меры легализации социальной жестокости». Э. Вериго и М. Капустин не делают ссылки на автора данных слов.  Но надо отметить, что эти слова полностью отражают содержание статьи.

Статья начинается с обозрения и краткой характеристики газеты «Правда» от 7 марта 1930 года, главным редактором которой в тот период и был Николай Иванович Бухарин. Как такового анализа нет; приводятся лишь цитаты из работы  Бухарина. Авторы восхищаются красотой слога Николая Ивановича, его смелостью в переиздании памфлета «Финансовый капитал в мантии папы».  Но эта тема не получает дальнейшего развития и авторы неожиданно для читателя переходят ко второй части статьи.

Во второй части статьи, в «Поэтики публицистики» Э. Вериго и М. Капустин показывают читателю Бухарина совсем с иной стороны, не с той, с которой мы привыкли его видеть. В ранней молодости перед Бухариным встала дилемма: сделать ли основным занятием жизни политику или литературу. Выбор в сторону политики был сделан достаточно легко, но и литература от него не ушла. И вот Бухарин предстаёт перед нами как талантливый публицист, литературовед, философ, филолог и стилист. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.