Рефераты. Особенности тематических спортивных программ в и их место в российском телевидении

2. Разработка проекта проведения кампании по привлечению общественного внимания к водным видам спорта с помощью телевидения


Как было отмечено в первой главе настоящего исследования, основным недостатком в освещении телевидением водных видов спорта является не малое эфирное время и неудачно выбранные часы программ, а отсутствие системности и внутренней логики. В настоящей главе автор предлагает пути проведения PR – кампании средствами телевидения. Эта кампания должна рассматриваться как социальная акция, подпадающая под классификацию социальной коммуникации. В соответствии с таким подходом при разработке кампании автором использовалась методология, описанная Шишкиным Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л.. В соответствии с этой методикой в первую очередь следует сформировать цели и задачи кампании, определить целевую аудиторию и выяснить имеющиеся ресурсы. Представляется необходимым также предварительно определить ряд терминов. Терминология проводится в соответствии с трактовкой, приведенной М. Шишкиной.

Из огромного числа определений PR остановимся на следующем: «Паблик рилейшнз – это управленческая коммуникативная рыночная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на формирование эффективной системы публичных дискурсов социального субъекта, обеспечивающей оптимизацию его взаимодействий со значимыми сегментами социальной среды (с его общественностью)».

В нашем случае смысл слова «управленческая» понимается как деятельность по формированию у целевой аудитории повышенного интереса к продвигаемым спортивным состязаниям и походам с целью влияния на форму проведения досуга, выбора профессии, отношения к государственной и региональной политике по освоению водных ресурсов России. Как мы видим, предлагаемое М. Шишкиной определение дает возможность в значительной мере сформулировать цель телевизионной кампании.

Телевидение должно предложить зрителю информацию, «которая привлекает внимание публики к объекту (индивиду, группе, институту, территории или предмету)», заинтересовать целевую аудиторию в предлагаемой телевизионной программе тематике, создать позитивное общественное мнение как о предлагаемых в программах виде (видах) спорта и личностях, вязанных с этими видами, так и о самих программах. В рамках гносеологического подхода Д.Гавра определяет общественное мнение как «заинтересованно-ценностное оценочное отношение социального субъекта к затрагивающим его интересам, дискуссионным и информационно доступным объектам, функционирующее в духовной или духовно-практической форме (в форме суждения или поведенческой готовности)».

Общественное мнение имеет две стороны, обладает своеобразной двойственной природой. С одной стороны, оно является духовным, а с другой – духовно-практическим образованием. В контексте телевизионных программ дадим утилитарную трактовку теоретическим определениям. Сформированное в ходе телевизионных программ общественное мнение должно стимулировать:

1. Постоянное обращение целевой аудитории к программам и передачам, относящимся к водным видам спорта

2. Привлечение целевой аудитории к состязаниям и походам в качестве зрителей, сочувствующих, участвующих в спонсорских акциях

3. Привлечение целевой аудитории к занятиям водными видами спорта.

В целом можно говорить о том, что телевидение может должно сформировать социальную моду на предлагаемые виды спорта.

Исходя из сложившейся сегодня ситуации, характеризующийся низким интересом зрителей и недостаточным опытом показа состязаний имеет смысл предложить решение проблемы формирования социальной моды путем выпуска в эфир регионального телевидения программ о путешествиях по морю, об истории мореплавания, особенно плавания под парусами, познавательных программ о походах, открытиях и достижениях отечественных и зарубежных спортсменов. Одновременно анализируется соревновательная структура и выявляются возможности привлечения зрительского интереса к таким состязаниям.


2.1 Классификация состязаний и способы их освещения


Занятия водными видами спорта распадаются на две связанные друг с другом составляющие: собственно соревнования и походы. Отметим, что походы могут носить также состязательный характер. Приведем в качестве примера режим проведения двух парусных регат: Гриф Поморский (международная парусная регата, проводимая в Польше 1 раз в два года) и Парусной неделе Санкт-Петербурга.

Обе регаты рассчитаны на участие крейсерских парусных яхт от крупных водоизмещением до 15т небольших (четвертьтонного класса). В то же время сравнительно ограниченная морская, а не океанская акватория делает названные регаты не интересными для гигантских парусников типа «Крузенштерна» даже макси яхты Ф. Конюхова «Алые паруса».

Международная регата «Гриф Поморский» включает три коротких гонки (20 миль) по круговой дистанции, являющейся увеличенной в масштабе олимпийской дистанцией. Продолжительность такой гонки не превышает 12 часов (время парусных гонок определяют ветровые условия, однако при большей длительности судейская коллегия отменяет гонку). Две другие гонки – средняя морская 160 миль и большая морская 300 миль проводятся в открытой морской акватории и длятся несколько суток. Они по сути являются походом, проводимом в гоночном формате. Дистанция 300 мильной гонки проходит в нейтральных водах, вблизи датской и шведской территории.

Парусная неделя Санкт-Петербурга проводится на акватории восточной части Финского залива. Формат регаты включает три коротких состязания на акватории Невской губы в режиме, приближенном к формуле олимпийской дистанции. Три гонки проводятся как средние морские. Их дистанции от 90 до 160 миль. В ходе этих гонок яхты огибают живописные острова и маяки: Гогланд, Соммерс, Нерва, Выборгский. Яхтам обеспечивается стоянка в Выборге и Приморске. Дистанция гонок очень живописна, в это время года погода обычно гарантирует переменную ветровую обстановку. На старты выходит до сорока яхт в разных гоночных классах.

Чемпионат Санкт-Петербурга проводится в сентябре на акватории Невской губы. В нем участвуют спортивные суда олимпийских классов и крейсерско-гоночные яхты. Гонки проводятся на олимпийской дистанции и на дистанции, подобной олимпийской, но большего размера.

Парусные гонки на короткой дистанции продолжаются в зависимости от ветровых условий от 1,5 до 7-8 часов. При этом в штилевую погоду зрелище яхт с повисшими парусами не увлекательно. Это значит, что прямые трансляции даже с коротких дистанций не целесообразны. Длительные морские гонки показывать в непрерывном режиме, как показываются репортажи о футбольных матчах тоже невозможно. Мы видим, что демонстрации парусных гонок имеют собственную специфику, требующую принципиально иных подходов, чем при показе спортивных игр и даже более близких состязаний – авторалли.

Автор считает, что передачи репортажей о парусных регатах в режиме прямого эфира осмыслены только на этапах старта, финиша, огибания знаков и особо острых моментов гонок. Таким образом, репортаж может быть сделан как врезки в другие репортажи или в новостные программы, т.е. в форме переклички с разных спортивных арен. Такая форма трансляций используется очень редко и обычно ограничивается устными комментариями. Между тем, она достаточно легко реализуется современной техникой, может сочетаться не только со спортивными программами (например, отчетами об автомобильных ралли, велогонках, соревнованиях марофонцев и т.п.), но и с новостными передачами или обсуждением социально важных вопросов (например, связанных с проблемами здравоохранения). Наиболее рациональным представляется формирование программы «Новости с водных стадионов». Здесь можно объединить показ наиболее интересных моментов не только парусных, но также гребных регат. состязаний по водному слалому, по водно-моторным видам гонок и т.п.

Для организации таких трансляций автору представляется оптимальным размещать на судейском судне оператора с видеокамерой и средствами трансляции и комментатора, ведущего репортаж. Во-первых, с борта судейского судна особенно хорошо видны все нюансы старта, финиша и наиболее острых моментов состязаний. Во-вторых, на судейском судне находятся специалисты – судьи и тренеры, которые могут помочь в объяснении интересных ситуаций, рассказать о том, кто является лидером, разъяснить специфику действий шкиперов в условиях переменной ветровой ситуации. Возможность получения интервью спортсменов и судей всегда высоко ценится спортивными комментаторами. В-третьих, интерес вызывает и сама работа судейских бригад в ходе спортивных состязаний. Например, в функцию судей входит расстановка знаков на дистанции, зависящая от направления ветра, установка стартовой и финишной линии, отслеживание фальстарта в условиях большого числа стартующих, закрывающих друг друга и прием финиша, когда гонщики стремятся закрыть соперникам ветер.

Аналогичные рекомендации можно дать в отношении репортажей о водно-моторных регатах, в соревнованиях гребцов в водном слаломе. Использование судейских судов, места нахождения судей на берегу и т.п. помогает в создании зрелищных и информационно насыщенных телевизионных репортажей.

Гребные суда, катера, яхты олимпийского класса малы по размерам, численность их экипажа регламентирована, что не позволяет тележурналистам непосредственно участвовать в состязаниях. Однако на некоторых классах судов журналист может найти себе место во время тренировок и показать зрителю работу экипажа прямо на судне. Эти кадры оказываются весьма интересными и привлекательными, могут быть смонтированы как в отдельный репортаж о данном виде спорта, так и вставлены в передачу о состязании. В то же время для больших яхт (и морских катеров) наличие лишнего человека и даже двух человек не оказывает существенного воздействия на скорость. Поэтому вполне возможно договориться с экипажами таких судов о том, чтобы репортаж велся непосредственно с их борта. Тем самым зритель как бы оказывается внутри гонки. Эта ситуация должна вызывать особый интерес, поскольку она возможна лишь в немногочисленных видах спорта. Журналист получает возможность показывать работу экипажа, реакцию капитана и матросов на складывающиеся ход гонки, их действия и комментарии с места события. Появляется также возможность съемки соперника в непосредственной близости, ситуации единоборств, тактических маневров и действий экипажа в ходе тактических маневров. Такая съемка возможна как во время короткой однодневной гонки, так и в ходе проведения морского многодневного состязания. Главное, чтобы журналист, ведущий репортаж, оказался невосприимчив к морской болезни и готов к работе в непростых условиях качки, возможных авралов, и, наоборот, штилей. В то же время полученные в результате съемок результаты могут оказаться полезными для создания телевизионного фильма, посвященного данному виду спорта, спортивному судну, экипажу.

В случае очень сложных и престижных состязаний, финансируемых богатыми спонсорами, репортаж о них может проводиться с воздуха, т.е. с вертолета. Однако использование судейского судна либо другой яхты автор считает предпочтительным именно потому, что в таком репортаже журналист может воспользоваться знаниями сопровождающих его судей и спортсменов.

Отчет о походе едва ли разумно давать в прямом эфире даже в режиме новостных врезок. Такой эфир может быть интересен только если поход является экстремальным, на уровне мировых достижений. Однако и в таком случае съемка с задержкой последующей передачей спустя несколько часов и даже суток не представляется критическим.

Приведенные в работе фотографии показывают, что вид гонок является, действительно, красочным зрелищем. Это обстоятельство следует использовать в первую очередь, показывая не только перипетии соревнований и походов, но также пейзажные кадры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.