Умения яхтсменов оказываются востребованными для всех видов морской работы и на всех типах судов и кораблей. Опыт Великой Отечественной войны показал, что яхтсмены могут с успехом выполнять роль лоцманов, руководить десантными операциями, диверсионными группами, разведкой. Так, первыми, кто прошел по «Дороге жизни» были буеристы.
Занятия как яхтенными походами, так и походами на гребных судах формируют бережное отношение к природе, самостоятельность, инициативу. Рассматриваемые спортивные занятия доступны для людей разного возраста, они демократичны: ими занимаются и бизнесмены, и рабочие, и студены, и преподаватели. Очень важно, что к занятиям привлекается молодежь. Тем самым она отвлекается он улицы, от компьютерных клубов, наркотиков и привлекается к романтическим и очень полезным занятиям, воспитывающим силу, выносливость и уважение к труду.
В то же время освещение спортивных событий о водных видах спорта не достаточна. Если до 90-х годов XX века издавались специальные книги, позволяющие получать знания в сфере как паруса, так моторов, а так же были учебники по морскому делу, также полезные для яхтсменов, то в последние 15 лет в такой литературе обнаруживается дефицит, нехарактерный для рыночной экономики. Продолжает издаваться периодическая литература: два журнала, «Катера и яхты», издание. Имеющее старые традиции (издается с 60-х годов XX века) и «Капитан», издающийся с 1997 года.
В новостной прессе сообщается в основном только о крупных событиях: регатах на олимпийских играх, мировых чемпионатах. В Петербурге по-прежнему проводятся состязания на приз газеты «Вечерний Петербург» «Кубок Большой Невы». Однако освещение этих состязаний имеет однократный характер. Лишь в редких новостных программах сообщается о крупнейших гонках вокруг Земного шара, причем только в тех случаях, когда в этих состязаниях участвуют российские спортсмены. Хотя в последние годы победы наших соотечественников имели место и нашли поддержку на самом высоком уровне, их освещение оставалось весьма лаконичным.
Пропаганда парусного спорта ведется одиночками-энтузиастами. Имена двух таких персон встречаются в СМИ достаточно часто. Так, в Петербурге активно поддерживается проект В. Маркуся «Фрегат Штандарт». Созданный руками энтузиастов под руководством автора проекта и капитана парусного судна – воссоздания флагмана петровских времен фрегат постоянно участвует в международных регатах, походах за рубеж (в европейские страны). Постоянный экипаж парусника небольшой, а к работам и походам привлекается молодежь на конкурсной основе. На навигацию в дальних спортивных плаваниях участвует около сотни людей в возрасте от 16 до 24 лет. Проект активно поддерживается властными структурами Северной столицы, начиная с губернатора города. Он постоянно освещается в различных видах СМИ и разных радиопередачах, от новостных до молодежных. Владими Мартусь охотно дает интервью, помогает в подготовке репортаже, поскольку общение со СМИ является частью его деятельности по популяризации проекта «Штандарт» в молодежной среде.
Наиболее известным российским яхтсменом является Федор Конюхов. Личность этого великого путешественника уже сейчас может рассматриваться как легенда. Кроме достижений в одиночных океанских плаваниях. Он известен как полярный путешественник, в экстремальных ситуациях постоянно доказывающий, насколько велики возможности человека. Информация о плаваниях и достижениях Конюхова периодически транслируется в новостных средствах массовой информации. Эпизодически у путешественника берутся интервью, о нем пишутся репортажи и снимаются хроникальные фильмы. В то же время бывают и весьма продолжительные перерывы «затишья», когда о пресса ничего не сообщает о Федоре Конюхове. Отметим, что подаваемая в эфир и на печатные полосы информация продвигает личность, формирует авторитет страны, и лишь в малой мере способствует продвижению водных видов спорта.
Новостные СМИ сообщают также о состязаниях курсантов морских училищ и их плаваниях на учебных судах. В нашей стране целям обучения морскому делу служат парусные суда «Крузенштерн» и «Мир». Обычно информация об их плаваниях дается краткой строкой в новостях, однако в ряде случаев подается более подробная информация с фотоматериалом или видеозаписью. В начале октября полоса газеты «Час пик» была посвящена парусу. Были опубликованы фотографии, сделанные корреспондентами газеты на яхте «Звезда»
В целом отметим, что традиционные СМИ достаточно скупо отмечают события в водных видах спорта. Так, очень редкими являются сведения о гребном слаломе, о водных походах, хотя пейзажи, на фоне которых проходят походы и соревнования, чрезвычайно живописны. Сами состязания также проходят на высоком уровне азарта и связаны с риском. Однако наибольшее освещение гребной слалом и парусный спорт получили в сетях Интернет на самодеятельных любительских сайтах, не имеющих отношения к официальным средствам массовой информации. Так, новости парусного спорта Санкт-Петербурга излагаются на сайте Федерации парусного спорта, на сайтах ассоциаций отдельных классов яхт. В Интернете же публикуются отдельные статьи из журнала «Катера и яхты», помещен отсканированный учебник «Школа яхтенного рулевого» за 1979 год.
На сайте www.veslo.ru помещены материалы о водных походах, включая карты. Опубликованы главы из книги Ю.Б. Воронова «Избранные материалы для путешествий на байдарке». На сайте организована обратная связь, позволяющая установить контакт между любителями этого вида спорта. Результатом такого контакта становится формирование групп для совместного проведения походов.
В сетях Интернет представлены также видеосюжеты походов, состязаний и тренировок, выполненных в том числе и в шутливой форме. Видеоматериалы исполнены на высоком качественном уровне.
Вызывает интерес персональный сайт самого известного в России (возможно, и в мире) путешественника Федора Конюхова. На этом сайте подробно рассказывается как о самом путешественнике, так и об осуществленных и готовящихся к реализации проектах. Сайт сделан на высоком профессиональном уровне (См. Приложение).
Таким образом, мы видим, что в рассматриваемой сфере массового спорта информационная инициатива, включая продвижения имиджа данных видов спорта, принадлежит самодеятельным энтузиастам, а не официальным информационным каналам. При этом ясно, что у энтузиастов не хватает в первую очередь журналистского образования, а, следовательно, профессионализма для действенной пропаганды водных видов спорта и привлечения к ним большого числа занимающихся.
1.5 Анализ освещения водных видов спорта телевизионными программами
Освещение гребных, моторных и парусных состязаний и походов СМИ и телевидением в России представляется недостаточным. В первую очередь показывают гребные соревнования на спортивных судах, проходящие в рамках олимпийских игр, реже – мировых и европейских первенств. В отдельных случаях показываются состязания по моторным видам, в первую очередь – слалом, осуществляемый в парах. Эти состязания рассматриваются, вероятно, как зрелищные, однако их демонстрация носит нерегулярный характер.
Центральное телевидения в своих новостных программах сейчас освещает прием во Владивостоке барка «Крузенштерн», осуществляющего учебное кругосветное плавание. При этом, однако, отмечается только сам факт такого плавания, но не его детали.
В эфире Центрального и Петербургского телевидения парусные состязания с деталями и тонкостями их проведения (поиском лучших ветровых и волновых условий, детально показанной работой экипажа с парусами, навигационными приборами) демонстрировались в ночном эфире в 2001 году, когда показывали проведение самых престижных соревнований на Кубок Америки. Как известно, в кубке Америки участвуют самые дорогие яхты. Состязания происходят в формате «один на один». Сначала выявляются «защитники кубка» - представители США и «претенденты» - яхтсмены других стран. Таким образом соревнования распадаются на ряд единоборств. В передачах были показаны тактические противостояния: как экипажи закрывают друг другу ветер, как они ищут лучшие погодные условия и т.п. В передачах показывались видеосъемки западных компаний, прокомментированные на русском языке. К сожалению, отечественных съемок такой же степени подробности и иллюстративности автору не удалось найти.
Наиболее активно репортажи о водных состязаниях транслируются спортивными программами во время Олимпийских игр. Приведем график состязаний по трансляций водным видам на олимпиаде с отметкой о показе этих состязаний на телеканале «Спорт» с Олимпийских игр 2008 года.
14 августа (первый день состязаний)
Академическая гребля
Предварительные заезды. 9.30—13.30.
Одиночка (мужчины, женщины). Двойка парная (мужчины, женщины). Двойка распашная без рулевого (мужчины, женщины). Четверка распашная без рулевого (мужчины).
15 августа
9.30—12.40.
Четверка распашная без рулевого (мужчины, женщины).
Восьмерка (мужчины, женщины).
Двойка парная, легкий вес (мужчины, женщины).
Четверка распашная, легкий вес (мужчины).
Парусный спорт
14.00—20.00.
Гонки в классах “Мистраль” (мужчины, женщины), “Финн” (мужчины, женщины), “470” (мужчины, женщины), “Европа”, “Лазер”, “Инглинг”.
16 августа
(13.15 — “Спорт”)
9.10—12.20.
Одиночка (мужчины, женщины).
Двойка распашная без рулевого (мужчины, женщины).
Двойка парная (мужчины, женщины).
17 августа
9.30—11.40.
Четверка парная (мужчины, женщины).
Гребной слалом
11.00—14.40.
Мужчины. Каноэ-одиночка (С-1).
Женщины. Каноэ-одиночка (К-2).
Гонки в классах “Мистраль” (мужчины, женщины), “Европа”, “Лазер”.
18 августа
9.30—12.30.
Двойка распашная без рулевого (мужчины).
Двойка парная (мужчины).
Четверка распашная без рулевого (мужчины).
(12.10 — “Спорт”)
11.00—13.45.
Мужчины: каноэ-одиночка (С-1).
Женщины: байдарка-одиночка (К-1).
Гонки в классах “Финн”, “470” (мужчины, женщины), “Инглинг”, “49-е”.
Как мы видим, объем трансляций с анализируемых соревнований мал. В течение первой недели состязания по парусному спорту не освещались ни разу, академическая гребля и водный слалом – по одному разу не в часы прайм-тайм. Отметим, что в новостных программах вкратце упоминались как сами состязания, так и их победители. Краткие (1-3 минуты сюжеты показывались в сообщениях новостей как каналом «Спорт», так и по первому каналу.
На телеканале «Спорт» в кратких выпусках «Календарь спортивных достижений» упоминают о достижениях в области парусного спорта, например, одиночных трансатлантических переходах или рекордах в одиночных и командных кругосветных плаваниях.
Такие соревнования как SPA-регата и Кильская регата в 2008 году были показаны на канале Евроспорт и канал Grandstand показывает многие регаты этого уровня уже несколько лет. Чемпионат Мира 2007 в классе Торнадо был полностью передан по американским сетям кабельного телевидения и в радиоэфире. Чемпионат ISAF 2008 в олимпийских классах имел отличное телевизионное освещение в Великобритании и на европейских спутниковых телеканалах. В России уже два официальных общероссийских спортивных телеканала регулярно транслируют парусные регаты - это 7ТВ и 41-й канал. В Новосибирске три телевизионных канала - НТН4, НТН12, 10-й канал уже несколько лет транслируют все основные события на региональных парусных регатах. В прошлом году парусные гонки начали транслировать в Новосибирске и по 49 каналу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9