Рефераты. Национальные и общественные процессы Республики Татарстан в оценках СМИ

Как показало время, статус республики отвечает интересам всех этнических групп республики, устремлениям мусульман, православных и других конфессий, различных социальных слоев.

Продолжая связывать свое будущее с Россией, политическая элита Татарстана сегодня стремится заложить основы для будущего диалога с Москвой. При этом приоритет отдается укреплению промышленной базы, финансовой поддержке аграрного сектора, созданию многоотраслевой экономики, а главное – созданию мощных банковских и финансовых структур, способных функционировать в условиях российского рынка.

Государственная религиозная политика Республики Татарстан в современных условиях определяется, прежде всего, становлением и развитием государственности татарского народа.

Как показывает мировой опыт, в процессе образования, становления или возрождения государственности необходима, наряду с другими составляющими, конфессиональная и психологическая общность, совпадение интересов населяющих страну народов, т.е. требуется наднациональная официальная идеология государства.

В Татарстане национальная официальная идеология основывается на следующих положениях:

– Конституцией РТ Татарстан объявлен государством, выражающим «волю и интересы всего многонационального народа республики» (ст. 1);

– татарский и русский языки признаны равноправными государственными языками Республики Татарстан (ст. 4);

– Республика Татарстан стремится к созданию национального капитала, не имеющего этнического «лица», и т.д.

Официальная религиозная политика в многонациональной и многоконфессиональной Республике Татарстан определяется, прежде всего, Конституцией РТ, законодательством РТ о свободе совести и деятельности религиозных объединений. Так, в ст. 29 Конституции РТ зафиксировано, что «граждане Республики Татарстан в соответствии со своими убеждениями имеют право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой… Религия и религиозные объединения в Республике Татарстан отделены от государства».

Хотя современное национальное движение и национальное самосознание татарского народа развивается противоречиво, и в нем есть некоторые негативные аспекты, в целом, национальное движение и ислам в Татарстане отражают процессы демократизации и реформ в России, способствуют развитию татарской культуры и нации в условиях поликонфессиональной и многонациональной страны.

Согласно точке зрения В. Семенова, можно выделить различные группы по отношению к исламу: от политологов официальных властей республики до лидеров умеренного и радикального крыла национального движения. Основная идея официальных властей – татарстанизм, способный обеспечить межэтнический баланс в республике. Евроисламизм-джадидизм умеренного крыла может иметь перспективу, но в неопределенном будущем.

Лидеры радикально-религиозного крыла национального движения ратуют за проникновение ислама в политику, преследуя главным образом честолюбивые задачи прихода к власти с помощью религии.

Благодаря принятым политико-правовым актам и практическим мерам по сохранению стабильности в РТ в последние годы, удалось заметно продвинуть решение этнических проблем не только татарского и русского народов, но и других народов Татарстана. Главным ее итогом можно считать создание оптимального микроклимата в межэтнической среде.

Политика поддержки двух государственных языков – татарского и русского – является приоритетной на современном этапе развития.

Таким образом, основа суверенитета Татарстана – межэтническое, межконфессиональное, гражданское согласие, которое строится на свободном развитии языков и культур народов Татарстана, диалоге религий, взаимопонимании различных ветвей власти, сотрудничестве государственных органов и СМИ.


2.2 СМИ Татарстана в отражении национальных и общественных процессов


Мы уже отмечали в теоретической части, что на сегодняшний день, СМИ является одним из важнейших инструментов политики. Поэтому оценка СМИ Татарстана в отражении национальных и общественных процессов является неоднозначной. В этом же русле, рассматривать СМИ как механический инструмент передачи ценностей было бы упрощением. Значимые различия задают их институциональные характеристики, отношения собственности, учредители, не говоря уже о составе журналистского корпуса и читательской аудитории.

Структура информационного пространства Республики Татарстан состоит из множества конкурирующих разнонаправленных потоков. Так, в информационном поле Татарстана действуют федеральные каналы коммуникации, республиканские СМИ, районные и городские СМИ. Федеральные СМИ, телевидение и радио, охватывающие всю территорию республики, оказываются наиболее конкурентоспособными по сравнению с республиканскими и городскими СМИ, поскольку в России сложились прочные традиции моноканальности. Применительно к печатным изданиям, можно констатировать факт, что во всем мире в настоящий момент наблюдается тяготение аудитории к местным новостям. Однако общероссийские печатные издания продолжают удерживать прочное место в рейтингах, благодаря региональным приложениям к ним.

Следует отметить, что в РТ, в постсоветский период заметно выросло количество республиканских изданий. Если в 1985 г. выходило 147 газет и 14 журналов, то на 1 января 2001 г. в Татарстане выходит 419 периодических печатных издания. Из них: газет – 314 (74,9%), журналов – 85 (20,3%), прочих – 20 (4,8%). На русском языке выпускается 234 издания (55,8%), на татарском – 51 издание (12,2%), на русском и татарском языках – 105 изданий (25,1%).

Процесс демократизации и утвердившиеся рыночные отношения разрушили монополию государства на СМИ. Круг владельцев СМИ значительно расширился. Если в советское время идеологический дискурс, создаваемый СМИ, как правило, был консолидирован, то сегодня количество групп, имеющих доступ к СМИ, возросло и они, в разной мере, имеют возможность отстаивать или продвигать свои интересы в информационном поле, что способствует появлению конкурирующих дискурсов.

Множественность направления и плюрализм воззрений местных изданий позволяют предложить читательской аудитории широкий выбор непохожих друг на друга газет и журналов. А расположенность читателя к местной информации создает благоприятный фон для успешного развития региональной прессы.

По данным опроса исследователя А.Ф. Мирзануровой В целом по Республике Татарстан сложилась более благоприятная ситуация в сфере взаимодействия органов власти и СМИ, что находит свое выражение в доверии республиканским СМИ.

Модель взаимоотношений региональной власти в Татарстане с федеральными СМИ можно охарактеризовать как двустороннюю и ассиметричную, поскольку информационный поток движется в двух направлениях: в Татарстане распространяется продукт федеральных СМИ, из Татарстана федеральные СМИ получают информацию через сеть своих собственных корреспондентов. Однако российские СМИ передают информацию, исходя из собственных критериев отбора, и расставляют акценты по своему усмотрению. Региональная власть не имеет возможности контролировать этот канал и поэтому формирование имиджа через этот канал происходит стихийно. Зачастую эти потоки распространяют установки, противоречащие имиджу, который формируют региональные власти, выступая в роли информационных контрагентов.

Соответственно региональная власть как активный субъект коммуникации стремится к формированию собственных каналов коммуникации, в которых она могла бы выступать активным субъектом и, которые позволили бы продвигать имидж республики за пределы региона.

Агентство «Татмедиа» является государственным заказчиком по разработке, формированию и реализации республиканских целевых программ в сфере массовой коммуникации. Агентству были переданы функции в области регулирования рынка СМИ, закрепленные за Министерством связи РТ, включая распределение финансовых потоков.

С момента появления агентства бюджетные средства стали распределятся среди государственных СМИ достаточно строго. Каждое средство массовой информации должно отчитываться по доходам и расходам и обосновать получение дотаций. Финансирование государственных заказов осуществляется по принципу предоставления грантов. Исполнители государственного заказа определяются на конкурсной основе. Все СМИ, независимо от форм их собственности, претендуют на равных условиях на получение госзаказов. Для этого при агентстве создан специальный фонд. Победителя конкурса по государственному заказу определяет коллегия, созданная при «Татмедиа».

Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе федерального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления. Кроме того, если важной задачей «Татмедиа» является продвижение имиджа Татарстана, то продвижением имиджа Российской Федерации на территории республики должен заниматься федеральный информационный центр.

Кроме печатных СМИ, следует также отметить и значение регионального телевидения.

Политическая и экономическая децентрализация актуализировала проблему расширения регионального телевидения. Сегодня существуют две стратегии развития телевидения Татарстана.

Первая стратегия нацелена на огосударствление. На сегодняшний день в г. Казани функционируют 7 телерадиокомпаний и телеканалов. А в Республике Татарстан зарегистрировано 19 телерадиокомпаний, телецентров малых городов и районов.

Параллельно с государственным ТВ в РТ открылись коммерческие телекомпании, такие, как «Эфир», «СТС-Казань», «Вариант». Одной из удачных и популярных коммерческих телекомпаний стала телекомпания «Эфир», которая доказывала свой профессионализм неоднократно на различных телевизионных конкурсах российского масштаба. Пользовались заслуженным успехом у своих телезрителей благодаря подготовке востребованных передач для местного населения такие местные студии, открывшиеся при администрациях городов или районов, как «Челны ТВ» (г. Набережные Челны), Телецентр «Зеленый Дол» (г. Зеленодольск), «Телекомпания НТР» (г. Нижнекамск).

Пытаясь быть лидером и образцом для местных телекомпаний в телевизионной профессиональной журналистике, ГТРК «Татарстан» была вынуждена расширять сеть вещания. Появились утренние, дневные передачи.

Татарстан является полиэтническим регионом, в котором проживают представители более чем ста национальностей, а государственными языками являются русский и татарский. И, в соответствии с Законом о языках, трансляции на национальном ТВ ведутся на двух языках. Был период вещания радиопередачи на чувашском языке при ГТРК «Татарстан». «На сегодняшний день специфика двуязычного вещания в полиэтническом регионе на примере РТ видится, прежде всего, в повышении значимости одной из функций телевидения интегративной и ее выходе на авансцену телевещания в целом».

Визитная карточка любого телеканала – информационная программа. На региональных телевизионных каналах информационные программы играют не менее важную роль, чем на федеральных. Именно в информационных программах региональных телекомпаний звучит голос местного руководства, дается оценка власти и состояния жизни населения региона. Спрос на информационную продукцию регионального вещания возрастает с каждым днем.

Работа информационной службы ТНВ непроста: необходимо рассказывать полно и интересно о жизни республики не только телезрителям Татарстана, но и телезрителям Турции, Финляндии, Швеции, Германии и т.д. Поэтому корреспонденты подходят к своей работе ответственно, ведь недаром девиз программы: «Сегодня новость – завтра история». Многие татары, проживающие за пределами Татарстана, не владеют татарским языком. С учетом этого в русскоязычных новостях отводится место и для освещения национальной тематики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.